Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Не дай себе просохнуть или как спастись от алкоголизма2016-11-17 21:31:39 (читать в оригинале)Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных напитков (самогон)? Спасибо. И. Отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, уважаемый И., Отмечу, что все, о чем скажу ниже, — это только духовный аспект. Безусловно, если увлечение алкоголем приняло серьезный болезненный характер, следует обратиться за соответствующей медицинской помощью. Причин, по которым человек злоупотребляет алкоголем, может быть как минимум две. Первая — это желание убежать от проблем, от тяжелой реальности. Когда в жизни царит опустошенность, боль от чего-либо. Такое бегство противоречит подходу Торы: мы стараемся жить реальностью, исправляя себя и свои недостатки. И именно эта деятельность, предлагаемая Торой и нашими мудрецами, может наполнить жизнь человека. Вторая — «дурное начало» человека, о нем поговорим подробнее. Наши мудрецы, благословенна их память, во многих местах упоминают о вреде, который приносит чрезмерное употребление алкоголя. Человек, подверженный этой зависимости, в конце концов, приходит к позору, опустошенности, бедности, может нарушить множество запретов Торы и мудрецов. Она превращает человека в «сосуд», в котором отсутствует Тора и мудрость, и, в конце концов, «выживает» человека из этого и из Будущего мира (см. Пеле Йоэц, раздел Штия, Пиркей Авот 3:10 с комментариями). Обман — основной инструмент как самого «дурного начала», так и алкогольной зависимости. Тем же путем шел фараон, порабощая евреев. В Египте был определенный день в году, когда все египтяне работали на фараона, что-то вроде коммунистического «субботника». В этот день на шею самого фараона в торжественной обстановке был водружен кирпич. В руки фараон взял корзину и грабли. Каждый, кто видел самого фараона за работой, следовал его примеру. Тем более что за работу было обещано вознаграждение. Евреи с большим энтузиазмом взялись помогать фараону. Но тут их ждал сюрприз. С наступлением темноты начальники, ответственные за изготовление кирпичей, пересчитали изготовленные за день кирпичи, вычислили производительность, и на следующий день — потребовали столько же. Затем, когда евреи привыкли к работе, требовалась такая же производительность, но уже без вознаграждения. Затем — не только изготовление кирпичей, но и работа на полях, а постепенно — и все остальные работы. Так евреи стали рабами в Египте (см. мидраш Шмот Рабба 1:10-11 с комментариями). Похожим образом действует и дурное начало: с каждым разом чрезмерное употребление алкоголя делается все более привычным, все более «нормальным». И как результат — не удовольствие, а полное порабощение. Сам человек все понимает и знает, когда пьет, о тех разрушениях, которые ожидают его душу и тело в результате, он полон желания «завязать», но… его преследует дурное начало, он чувствует, что находится в рабской зависимости. Каждый следующий «эпизод» это доказывает… Но это тоже обман. Все, чего человек захочет, — может достичь! Как же свергают царя, побеждают «фараона»? Разберем основные правила войны (на основе советов по борьбе с алкоголизмом и дурным началом, которые дает книга Пеле Йоэц, разделы Штия и Йецер): 1. Для борьбы необходимо обеспечить силы, сопоставимые с теми, которыми располагает враг. Старайтесь выполнять как можно больше заповедей, избегайте любой возможности совершить какой-либо грех. Еще, чтобы перебороть дурное начало, следует изучать Тору и Сифрей Мусар (книги еврейских мудрецов об этике). И все, что выучите, — стараться выполнять (слова этих книг проникают глубоко в сердце и способны «разбить» дурное начало, даже если оно уже «затвердело как камень»). Особо следует отдаляться от той среды и тех вещей, которые способствуют чрезмерному употреблению алкоголя. 2. Еще один духовный аспект важен на войне. Необходимо ненавидеть врага — дурное начало. Следует научиться ненавидеть алкоголь — понимая, какое зло и душевную горечь он приносит. 3. Тем не менее, война — это не всегда сплошные победы. Дурное начало всеми силами старается уничтожить человека. В тяжелые минуты стоит читать Шма Исраэль, а также думать о том, что каждый еврей обязан даже жизнь отдать ради освящения Имени Творца. И если человеку это представляется возможным, тем более он сможет заставить себя победить дурное начало и не пить, сохранить святость. 4. Наши мудрецы советуют в минуты борьбы с дурным началом — вспоминать о дне смерти, ведь этот день только приближается. Мысли об этом в данном случае помогают победить. 5. Эффективным средством в борьбе с алкогольной зависимостью является молитва. Ведь Всевышний милостив к нам и слышит молитву каждого, кто к Нему обращается. В Его силах спасти от любой беды. И снова — аналогия с египетским рабством. Когда евреи взмолились Всевышнему о своих страданиях, Он спас народ от рабства (см. Шмот 3:7). 6. Борьба эта тяжела. Но сами страдания — когда человек перебарывает в себе желание напиться — искупают его вину перед Творцом и собственной душой за то, что попал в зависимость от алкоголя. И еще нам известно правило: «По страданию и награда». 7. Наконец, когда человек научится пересиливать в себе желание выпить, следует постараться создать для себя «защитную зону» — полностью воздерживаться от алкоголя продолжительный период времени. Кроме заповеданных нам Кидуша, Авдалы и четырех пасхальных бокалов — ни капли! Ведь из-за прежней зависимости он может — «от малого к большему» — «открыть ворота для врага». Следует понимать, что все это относится к случаям, в которых вообще еще можно говорить о какой-то борьбе. Но бывает, что люди доходят до стадии полного повиновения дурному началу. В этих случаях шансы на победу мизерны. Ведь то состояние, в котором человек находится, для него вполне приемлемо, и сердце его не болит об этом. Несчастен и он, и окружающие его люди! Поэтому надо стараться не давать себе даже шанса достичь такого состояния (не только в увлечении алкоголем, но и на других «фронтах» войны с дурным началом). Мидраш (Шмот Рабба 5:16) рассказывает, что колено левитов не было порабощено в Египте. Рамбан объясняет, что колено левитов — это евреи, занимавшиеся Торой, колено мудрецов. Поэтому фараон их не трогал, на то была воля Творца. Так же говорят мудрецы Талмуда: Тора — защищает от бед и от дурного начала. Желаю успеха, Зеев Гершензон
|
Категория «Священники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.