Сегодня 8 ноября, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

ПРОВЕРЯЯ, ДОВЕРЯЙ И ПОЧИТАЙ - ХАШДУУ ВЕКИБДУУ

2016-12-31 00:33:52 (читать в оригинале)

БС”Д

Среди многочисленных материалов о Хануке, встретилась мне одна
интересная статья, содержащая впрочем несколько спорных утверждений.

Особенно бросился в глаза такой абзац :

"Однако мало кто знает любопытную деталь. Первым, кто связал зажигание ханукальных свечей с «масляным чудом», был рабби Йосеф Каро, будущий автор «Шулхан Аруха». И произошло это аж в 16 веке! А в более ранних источниках фигурирует иная причина. Талмуд пишет, что в память о чуде был учрежден праздник. А о свечах в связи с данным чудом в Талмуде – ни слова."

Вот на нем мы пока и остановимся.

Трудно с этим согласиться. Странно, что автор статьи ссылаясь на комментарий "Бейт Йосеф" (р. Йосеф Каро, "будущий" автор Шулхан Аруха, как пишет автор статьи) при этом забыл посмотреть в сам текст свода законов "Арба Турим" (р. Яаков бен Ашер ЗЦ"Л Испания 1269-1343) комментарием к которому Бейт Йосеф является :

Арба Турим (сокр. "Тур") Законы Хануки 671:1

תרע"א ויען כי אירע הנס בנרות תיקנו להדליק
נרות בכל לילה כדי להזכיר הנס –

"И поскольку произошло чудо со свечами, установили зажигать свечи каждую ночь, чтобы напомнить чудо"

Как видим, р. Яаков бен Ашер устанавливает в своем hалахическом кодексе, что зажигание свечей – память о чуде со свечами Храма. Более чем за 200 лет до р. Йосефа Каро!

Но это еще не все. Спустимся глубже в века :
Р. Йицхак Альфаси (сокр. РиФ) (Северная Африка, Испания 11 век)

והלכך מברכינן אניסא כל יומא ויומא מתמניא יומי דחנוכה הואיל ובכל יום
ויום היה הנס מתחדש באותו פך של שמן:

И поэтому мы благословляем на чудо каждый день из восьми дней Хануки - ведь каждый день было чудо новое с тем кувшином масла

РиФ, Шаббат 9б (по листам Рифа)

И РиФ устанавливает это как hалаху.

На самом деле слова РиФ основаны на Вавилонском Талмуде (Шаббат 23а)

א"ר חייא בר אשי אמר רב המדליק נר של חנוכה צריך לברך ורב ירמיה אמר הרואה נר של חנוכה צריך לברך אמר רב יהודה יום ראשון הרואה מברך ב' ומדליק מברך ג' מכאן ואילך מדליק מברך שתים ורואה מברך אחת מאי ממעט ממעט זמן ונימעוט נס נס כל יומי איתיה

"Сказал р. Хия бар Аши сказал Рав : зажигающий свечу Хануки должен благословить. И рав Йирмйя сказал : видящий свечу Хануки должен благословить. Сказал рав Йеhуда : первый день видящий благословляет два (благословения), а зажигающий благословляет три. В дальнейшем зажигающий благословляет два (благословения) а видящий благословляет одно. Что он убавляет? Он убавляет "зман" (шеhехеяну*). А (может) убавим (благословение) чуда? (отвечает Талмуд) чудо есть все дни !".

Объясняет Раши :

כל יומי איתיה. שהרי כל שמנה הדליקו מן הפך אבל זמן משהגיענו להחחלת זמן
הגיענו:

(чудо) каждый день есть : Потому что ведь все восемь дней зажигали из этого кувшина. Но (благословение) "зман" (шеhехеяну) – когда дал нам достичь начала времени – дал нам достичь.

Понятно что чудо, которое было "все дни" (каждый день Хануки) – это чудо со светильниками.

Не смотря на приведенные в статье интересные сведения из мидрашей (существование которых вовсе не секрет и которые подробно обсуждали наши мудрецы – ахароним), мы видим что основным мнением всегда было что зажигание свечей это память о чуде с маслом.

-----
* шеhехеяну - благословение "что Ты дал нам достичь и досуществовать и дожить до этого времени"
источник: Moshe Roth

Тэги: moshe, roth

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.