![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Пасхальная Агада в переводе на русский2017-04-11 21:43:40 (читать в оригинале)Порядок Пасхального СедераКадеш (чтение праздничного Кидуша — освящение праздника) Урхац (омовение рук без благословения) Карпас (едят зелень или овощи, предварительно обмакивая в соленую воду) Яхац (преломление средней мацы) Магид (рассказ об Исходе из Египта) Рахца (омовение рук перед трапезой с благословением) Моци (благословение Амоци) Маца (едят мацу для исполнения заповеди) Марор (едят марор для исполнения заповеди) Корех (едят мацу с тертым марором) Шульхан Орех (праздничная трапеза) Цафун (достают и едят спрятанный до этого афикоман) Барех (благословение после трапезы) Аллель (читают псалмы, прославляющие Творца) Нирца (да будет желанен Б-гу наш Седер) Как накрыть Пасхальный стол для СедераСедер обычно проводит глава cемьи. Седер проводится в ночь на 15 нисана (а за пределами Израиля Седер проводят дважды, в ночь на 15 и в ночь на 16 Нисана). Заранее готовятся следующие принадлежности вечерней трапезы: Маца. Кроме мацы, приготовленной для трапезы, перед Главой Седера ставят три целых листа мацы, которые перекладывают салфетками. Для этого необходима маца как можно более высокого качества. Вино (или виноградный сок) — в количестве не меньше четырех бокалов для каждого. На особом блюде в порядке, указанном на иллюстрации ниже, раскладывают: ![]() а) «зроа» — пропеченный кусок мяса с косточкой б) «бейца» — крутое яйцо в) «марор» — горькую зелень (например, хрен, кресс-салат) г) «харосет» — смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина д) «карпас» — обычно вареный картофель или морковь е) «хазерет» — тертый марор. КАДЕШ В Шаббат Кидуш начинают отсюда: Шепотом: И был вечер, и было утро, Продолжают громко: День шестой. И закончены были Небеса и Земля и все Воинство их. И окончил Б-г в Седьмой День работу Его, которую Он делал, и отдыхал в Седьмой День от всей работы его, которую делал. И благословил Б-г Седьмой День и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы его, которую делал Б-г, созидая. В другие дни Кидуш начинают отсюда (в Шаббат вставляют приведенные в скобках слова): Глава Седера поднимает бокал с вином: Внимайте, господа, наставники и учителя мои! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворившей плод виноградной лозы. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, избравший нас из всех народов и возвысивший нас над всеми языками и освятивший нас Своими заповедями. По любви своей Ты даровал нам, Г-сподь, Б-г наш, (Субботы для покоя и) праздники для веселия, торжественные дни и времена — на радость нам, (настоящую субботу и) день этого праздника опресноков, время нашего освобождения. Это (по любви Твоей) — священное торжество в память об исходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и нас освятил из всех народов и дал нам (Субботу и) священные праздники с любовью и благоволением, для радости и веселия. Благословен Ты, Г-сподь, освятивший (Субботу и) Израиль и праздники. В моцей Шаббат перед Шеэхияну говорят благословение на огонь (Боре меорей аэш) и Авдалу. В первые два пасхальных вечера произносят благословение Шеэхияну: Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, который дал нам дожить, просуществовать и достичь этого времени. Каждый должен опорожнить свой бокал, облокотившись на левую руку (или выпить из него как минимум больше половины). УРХАЦ ![]() Все присутствующие омывают руки перед тем, как есть окунутые в соленую воду вареные овощи. Главе Седера омывает руки один из присутствующих. При этом не произносится благословение «Аль нетилат ядаим». КАРПАС Глава Седера, а затем и все присутствующие, обмакнув в соленую воду кусочек карпаса, съедают его, предварительно благословив: Благословен Ты, Г-сподь, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли. Благословляя надо иметь в виду, что это благословение выводит также и марор, который будет съеден позже. ЯХАЦ Глава семьи преломляет среднюю из трех лежащих перед ним мацот, большую часть откладывает в сторону и прячет (это афикоман), меньшую часть помещает между двумя целыми мацот. МАГИД Начинается чтение Агады — сказания об Исходе из Египта (рассказ об Исходе является повелительной заповедью из Торы). Глава Седера приподымает блюдо с мацой и торжественно провозглашает:
Закрывают мацу салфеткой и наливают вторые бокалы вина. Самый младший из участников Седера спрашивает: Почему отличается эта ночь от всех других ночей? Ведь во все ночи мы едим и хамец и мацу, а в эту ночь — только мацу. Ведь во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — лишь горькую (марор). Ведь во все ночи мы вообще не обмакиваем пищу в соленую воду, а в эту ночь — дважды. Ведь во все ночи мы ужинаем сидя или возлежа, а в эту ночь — только возлежа. Открывают мацу и участники Седера отвечают: Рабами мы были у фараона в Египте, и Г-сподь, Б-г наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте. И хотя все мы мудры, все мы разумны, все мы в почтенном возрасте, все мы знатоки Торы, на нас лежит обязанность рассказывать об Исходе из Египта. И кто больше расскажет, тому хвала. Вот что случилось однажды с рабби Элазаром и рабби Йеошуа и рабби Элазаром бен Азарья, и рабби Акивой и рабби Тарфоном. Восседая (на Седере) в Бней-Браке, они рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали им: учителя наши, настало время утренней молитвы «Шма». Рабби Элазар бен Азарья, заметил: мне уже почти семьдесят лет, но я не сподобился объяснить смысл того, что об Исходе из Египта рассказывают по ночам, пока Бен-Зома не растолковал этого. Ведь сказано: «дабы помнил ты день Исхода твоего из земли египетской во все дни жизни твоей». «Дни жизни твоей» — это только дни, «все дни жизни твоей» — также и ночи. Мудрецы толкуют иначе: «Дни жизни твоей» — в мире сущем, «все дни жизни твоей» — и после прихода Машиаха. Благословен Вездесущий. Благословен Он. Благословен, давший учение (Тору) народу Своему. Благословен Он. О четырех сыновьях (соответствующих этим благословениям) толкует Тора: о мудром, нечестивом, несмышленом и неспособном задавать вопросы. Мудрый о чем спрашивает?
Объясни ему все пасхальные предписания вплоть до законов конца Седера: что после «афикомана» ничего более не едят. Нечестивый о чем спрашивает?
«У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». «Для меня», но не для него. Будь он там — не был бы вызволен. Несмышленый о чем спрашивает?
Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов». А неспособному задавать вопросы сам объясни, ибо сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». Можно было подумать, что рассказ об Исходе следует начинать в начале месяца нисана. Но в Торе разъяснено: «В тот день». Если «в тот день», то не в течение дня ли? Но ведь там добавлено «ради того», то есть, когда перед тобою лежат маца и горькая зелень (в пасхальную ночь). Сначала предки наши были идолопоклонниками, а теперь Всевышний приблизил нас к служению Себе, ибо сказано в книге Иегошуа: «И молвил Иегошуа всему народу: Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки той и водил его по всей земле Ханаанской, и умножил потомство его, и дал ему Ицхака. Ицхаку Я дал Яакова и Эйсава. И Я отдал в наследие Эйсаву гору Сеир, Яаков же и сыны его спустились в Египет». Благословен хранящий Свое обетование Израилю, благословен Он. Всесвятой высчитал, когда придет конец (рабству), как Он и предрек Аврааму, отцу нашему, в завете между рассеченными жертвенными животными, ибо сказано: «И сказал он Аврааму: знай, пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, который их поработил, свершу Я суд, а потом они выйдут с большим достоянием». Закрывают мацу, поднимают бокалы и продолжают: Оно (это древнее обетование) и крепило отцов наших и нас, ибо не один только (фараон) хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить, но Святой, благословен Он, спасает нас от руки их. Опускают бокалы на стол, открывают мацу и продолжают: Иди и выучи, что хотел сделать Лаван-арамеец Яакову, отцу нашему. Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить все, ибо сказано: «Арамеянин — губительотца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там, как пришелец, с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным». И спустился он в Египет принужденный Б-жьим словом; слова «и проживал там» указывают, что Яков, отец наш, не отправился в Египет, дабы укорениться там, а только пожить, ибо сказано: «И молвили они фараону — “Мы пришли пожить в этой стране, так как нет пастбища для мелкого скота рабов твоих, ибо тяжел голод в земле Ханаанской. А теперь да поселятся рабы твои в земле Гошен”». С горсткой людей ибо сказано: «Числом в семьдесят душ сошли отцы твои в Египет, а ныне Г-сподь, Б-г твой, сделал их, как звезды небесные по многочисленности». «И стал там народом..». Видно, что израильтяне были там отличены (стали нацией). Большим и сильным.., ибо сказано: «И сыны Израиля расплодились, и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими Земля та». «…И многочисленным», ибо сказано: «Быстрый рост, как полевому растению, Я даровал тебе. И ты множилась, росла и явилась в драгоценных украшениях; груди твои пополнели, волосы отросли, но ты была нага и непокрыта». «И худо поступили с нами египтяне, и изнуряли нас, и возлагали на нас работу тяжкую». «И худо поступили с нами египтяне..»., как сказано: «Давай перехитрим его, чтобы он не умножался, иначе, когда вспыхнет война, присоединится он к нашим врагам и будет воевать против нас и выйдет из этой страны». «И изнуряли нас..»., как сказано: «И поставили над ним податных начальников, чтобы изнурять его тяжкими работами. И он построил фараону города запасов, Питом и Рамсес». «И возлагали на нас работу тяжкую», как сказано: «И поработили египтяне сынов Израиля каторжными работами». «И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших, и Г-сподь услышал голос наш, и увидел бедствие наше, и страдания наши, и угнетение наше». «И возопили мы к Г-споду Б-гу отцов наших», как сказано: «И было спустя долгое время: умер царь египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопили; и вопль их от работы поднялся к Б-гу». «И Г-сподь услышал голос наш», как сказано: «И услышал Б-г стенания их, и вспомнил Б-г завет Свой с Авраамом, Ицхаком и с Яаковом». И увидел бедствие наше… — это отлучение от жен, как сказано: «И увидел Б-г сынов Израиля, и принял Б-г во внимание». И страдания наши — это относительно сыновей, как сказано: «Всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых». «И угнетение наше» — это сильный гнет, как сказано: «И увидел я сильный гнет, коим египтяне угнетают их». «И вывел нас Г-сподь из Египта рукою крепкою и мышцей простертою, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами». «И вывел нас Г-сподь из Египта…» — не посредством ангела, не посредством серафима и не через посланца, а сам Пресвятой, благословен Он, лично, ибо сказано: «Я пройду по земле Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египтян совершу суды; Я Г-сподь». Я пройду по земле Египетской в ту ночь… — Я, а не ангел; «и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота…» — Я, а не серафим; «и над всеми богами египтян совершу суды…» — Я, а не посланец; «Я Г-сподь…» — это Я, а не другой. Рукою крепкою… — это мор, ибо сказано: «Вот рука Г-сподня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, мор весьма тяжкий». И мышцей простертою — т. е. мечом, как сказано: «…и обнаженный меч в руке его, простертой над Иерусалимом..». «…И ужасом великим…» — явное Б-жественное присутствие, как сказано: «Разве было еще когда-то, чтобы явилось божество взять себе народ из Среды народов испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою и ужасами великими, как все, что сделал для вас Г-сподь ваш в Египте перед твоими глазами». И знамениями — это жезлом, как сказано: «Жезл сей возьми в руку свою, чтобы им творить знамения». «И чудесами» — это кровью, как сказано: «И дам я чудеса на небе и на земле: кровь и огонь, и столбы дыма». Произнося слова: «Кровь, и огонь, и столбы дыма», все присутствующие отливают по капле из своих бокалов. Другое толкование: «…рукою крепкою…» — две казни (по количеству слов); «мышцею простертою…» — две казни; «ужасом великим» — две казни; «знамениями» — две казни; «чудесами» — две казни. Вот они те десять казней, которые Всесвятой, благословен Он навел, на египтян в Египте: Выплескивают десять капель вина в одну чашу во время произношения десяти казней.
Жабы (Цфардеа) Вши (Киним) Дикие звери (Аров) Мор (Девер) Нарывы (Шхин) Град (Барад) Саранча (Арбе) Мрак (Хошех) Поражение первенцев (Макат бхорот) Произнося аббревиатуры, трижды отливают по чуть-чуть из бокалов. Рабби Иегуда обозначил их аббревиатурой: децах, адаш, беахав. Рабби Иоси Аглили сказал: — Откуда следует, что в Египте египтяне были поражены десятью казнями, а на море они были поражены пятьюдесятью казнями? О Египте говорится: «И сказали чародеи фараону: “Это перст Божий”, а о море сказано: “И увидел Израиль руку великую, которую показал Г-сподь в Египте, и убоялся народ Г-спода, и поверил Г-споду и Его рабу Моисею”». Отсюда заключаем, что в Египте их постигли десять казней, а на море — пятьдесят. Рабби Элиэзер сказал: — Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из четырех напастей? Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, нашествие злых посланцев». «Ярость» — одна, «негодование» — два, «бедствие» — три, «нашествие злых посланцев» — четыре. Отсюда заключаем: в Египте их постигло сорок казней, а на море их постигло двести казней. Рабби Акива сказал: — Откуда следует, что каждая казнь, которую наслал Пресвятой, благословен Он, на египтян в Египте, состояла из пяти напастей? Сказано: «Наслал Он на них пыл гнева Своего, ярость, и негодование, и бедствие, и нашествие злых посланцев». «Пыл гнева своего» — один, «ярость» — два, «негодование» — три, «бедствие» — четыре, «нашествие злых посланцев» — пять. Отсюда заключаем: в Египте их постигло пятьдесят казней, а на море — двести пятьдесят. Сколько благодеяний оказал нам Всевышний! Если бы Он вывел нас из Египта, но не судил бы их (египтян), нам было бы достаточно. Если бы Он совершил над ними суды, но не над их богами, — нам было бы достаточно. Если бы Он судил их богов, но не умертвил их первенцев, — нам было бы достаточно. Если бы Он умертвил их первенцев, но не передал бы нам их достояния, — нам было бы достаточно. Если бы Он передал нам их достояние, но не рассек перед нами море, — нам было бы достаточно. Если бы Он рассек перед нами море, но не провел бы нас по нему, как по суше, — нам было бы достаточно. Если бы Он провел нас среди него, как по суше, но не пустил бы ко дну наших врагов, — нам было бы достаточно. ![]() ибо милость Его вечна». Часть из Алеля Если бы Он пустил ко дну наших врагов, но не удовлетворял наших нужд в пустыне сорок лет, — нам было бы достаточно. Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной, — нам было бы достаточно Если бы он питал нас манной небесной, но не дал бы нам Субботы, — нам было бы достаточно. Если бы Он дал нам Субботу, но не приблизил бы нас к горе Синай, — нам было бы достаточно. Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в страну Израиля, — нам было бы достаточно. Если бы Он ввел нас в страну Израиля, но не соорудил бы для нас богоизбранного Храма, — нам было бы достаточно. Как же неизмеримо велика должна быть наша благодарность за Его бесконечные благодеяния, оказанные нам! За то, что Он вывел нас из Египта, и совершил суды над египтянами и их богами, и умертвил их первенцев, и отдал нам их достояние, и рассек для нас море, и провел нас по нему, как по суше, и пустил ко дну наших врагов, и удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, и питал нас манной небесной, и дал нам Субботу, и приблизил нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в страну Израиля, и соорудил для нас богоизбранный Храм для отпущения всех грехов наших. Рабан Гамлиэль, бывало, говорил: — Тот, кто в пасхальный вечер не упомянул следующих трех вещей, не вышел в заповеди: пасхальный агнец (Песах), опресноки (Маца) и горькая зелень (Марор). В память о чем во времена Храма, предки наши вкушали пасхальную жертву? В память о том, что Пресвятой, благословен Он, миновал дома наших предков в Египте, как сказано: «И провозгласите: эта жертва пасхальная Г-споду, который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома спас. И поклонился народ, и пал ниц». Приподнимают среднюю, преломленную мацу: Почему мы вкушаем мацу? Потому что не успело закваситься тесто наших предков, когда явился пред нами Царь царей. Пресвятой, благословен Он, и вызволил их, как сказано: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки опресноки, ибо оно еще не заквасилось, так как были изгнаны из Египта и не могли медлить, и даже припасов не приготовили себе». Этот текст был опубликован на сайте Толдот.ру.
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Закон»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.