Сегодня 17 сентября, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Слушай Народ Божий!
Слушай Народ Божий!
Голосов: 1
Адрес блога: http://antipa62.livejournal.com/
Добавлен: 2011-07-22 12:30:44 блограйдером Elimelech
 

Разгадка тфилин.

2017-05-06 22:03:09 (читать в оригинале)

Чрезвычайно важный подход объяснения еврейских загадочных вещей через открытия учёных литературоведов.

Воскрешение метафоры (#инопланетяне #тфиллин #русскийформализм; окончание)

Ответ на вопрос, в чем смысл странного ритуала накладывания тфиллин, я получил с совершенно неожиданной стороны... из произведений так называемых русских формалистов.
Избегая погружения в подземку, я ездил из Красногорска в Кунцево, где находилось мое новое место службы (йешива), на автобусах с тремя пересадками. Путешествие занимало чуть более двух часов, но утомительным оно мне не казалось. Я брал в дорогу книжку. Поначалу это были книжки «по специальности». Но бурно начавшийся когда-то роман с математической логикой к тому времени скатился к рутинным отношениям. Теоремы о полноте вызывали скуку, а, порой, и раздражение. Попытка реанимации чувств за счет теории топосов привела лишь к временному всплеску, походившему скорее на агонию.
Вместе с тем зарплата посудомойки позволила мне ощутить настоящую свободу в книжных магазинах. Я беззастенчиво переходил от отдела «физика и математика» к «философии», «литературоведению» и др. И вот, по дороге в Кунцево и обратно меня стали «сопровождать» Виктор Шкловский, Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум. Остранение, задержание – приемы, позволяющие преодолеть автоматизм речевых форм, – казалось, применимы не только к литературе, но и к жизни. Воскрешение слова слышалось насущной, экзистенциальной проблемой, а не узко литературоведческой.
Про мертвые метафоры я впервые прочитал у отца «Новой критики» Айвора А. Ричардса. Споря с неким лордом Кеймсом, он, походя, замечал, что, сколь бы мертвыми не были метафоры, мы всегда с легкостью можем их воскресить. Что же такое «мертвая метафора»? Это метафора, потерявшая свой метафорический смысл, превратившаяся в языковое клише, образность которого мы перестали замечать. Примеры: «ножка стула», «горлышко бутылки», «устье реки», «вспыхнуть от стыда» и т.п. Как же можно воскресить мёртвую метафору? Очень просто – вспомнив буквальное значение! Наиболее эффективно сопроводить это «воспоминание» действием: указать на ногу, потрогать горло, уста, чиркнуть спичкой. К примеру, воскресить метафорическое значение математического термина osculating curves можно, послав воздушный поцелуй.
Причем здесь тфиллин? А вот причем. Любая метафора изнашивается при частом употреблении, превращается в окаменелое языковое клише, теряет свою образность. Такова судьба метафор, в том числе и тех, что употреблены в Торе по отношению к словам Бога: «да будут эти слова тебе знаком на руке и напоминанием (начертанием) перед (над, между) глазами». Да, «быть знаком на руке» и «начертанием перед глазами» - метафоры. Но как и все метафоры, они склонны к стиранию, умиранию. В таком случае их перформативное использование, заключающееся в буквализирующем акте, есть не что иное, как перформанс оживления метафорического смысла. Перед нами механизм постоянного воскрешения метафоры!
Позднее, столкнувшись с приёмом буквализации метафор в талмудической литературе, я понял, как в рамках отношения к Слову может быть сформулирована иудео-христианская полемика. По сути, мы имеем два подхода к воскрешению Божественного Слова. Иудейский подход – это оживление метафоры за счет буквализации, которая имеет целью, конечно, не букву как таковую, а акт, вскрывающий, обнажающий, а иногда и порождающий метафорический смысл. Христианский подход – декларация воскрешения Слова, а именно – будучи воплощенным, Слово Бога умирает, но воскресает. То есть, спасение в мета-метафоре воскрешения.
Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Плюс иудейского подхода в том, что буквализация «естественным» образом воскрешает метафору, минус – сам буквализирующий перформанс может превратиться в автоматическое действие. Плюс христианского подхода в действенности декларации воскрешения, в силе этой метафоры в определенной ситуации, минус – в том, что мета-метафора как и любая метафора склонна к умиранию…



 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.