Сегодня 29 мая, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Искусство
Искусство
Голосов: 0
Адрес блога: http://ickycctvo.blogspot.com/
Добавлен: 2011-09-26 17:22:54
 

Первобытное искусство

2011-05-19 18:27:00 (читать в оригинале)

Бизон. XV в. до н. э. Пещера Альтамир. Испания
В 1876 г. люди открыли одну из самых первых страниц истории искусства — пещерную живопись первобытных людей, которую обнаружил испанец Саутуола. Это открытие не вызвало большого доверия. Все только удивлялись — неужели для обмана и мистификации нельзя было придумать что-нибудь более остроумное, нежели расписывать сотнями многоцветных изображений стены и потолок громадной испанской пещеры Альтамиры. Но в 1895 г. француз Ривьер открывает вторую пещеру с рисунками (JIа Мут, Франция), чем заставляет поверить в первую. К началу нового столетия от неверия в живопись первобытных людей почти не осталось и следа: появились первые пещерные музеи. Только что открытое искусство сразу стало широко популярным.

К 1914 г. в Испании обнаружили уже 20 больших пещер с рисунками на стенах и столько же во Франции. Начали появляться и подделки (рисунки в немецкой пещере Кессельлох, ловко намалеванные одним рабочим рядом с подлинной древней живописью).

Быки шествуют по стенам десятков прилед-никовых пещер Франции и Испании, а рядом с пимм — олени, бизоны, козлы, мамонты... Громадный «Зал быков» — в пещере Ляско (Франция). Темные быки будто парят над стадом диких лошадок, а между крупными животными несколько чудесных маленьких желтовато-красных оленей.
«Зал быков». Пещера Ляско. Франция.
Мрачный, полный достоинства козел из пещеры Кастильо (Испания) — весь в движении. Детали нарисованы так, будто художник знал, что если дорисует — хуже будет, тяжелее. Нежная, трогательная лань из Альтамиры. Мамонт из Фон-де-Гом... По рисунку ученые восстановили неизвестные детали строения хобота (потом на севере нашли целую сохранившуюся тушу мамонта, и детали подтвердились). Древность всех этих произведений доказана несколькими способами.
Мамонт. Пещера Фон-де-Гом. Франция

В одних пещерах — зола, кости, каменные орудия (т. е. то, что мы называем культурным слоем) закрывали полностью или частично настенные рисунки. Значит, сотни поколений древних людей уже могли видеть эти рисунки. Возраст культурного слоя этих пещер определяется теперь довольно точно: от 15 до 30 тыс. лет.

Иногда рисунки датируют, определяя время завала, преграждавшего на десятки тысячелетий единственный вход в пещеру.

Не просто открывались пещерные сокровища. Знаменитый французский ученый Нор-бер Кастер, автор книги «30 лет под землей», чтобы попасть в пещеру Монтеспан, богатую рисунками и скульптурами первобытных людей, должен был нырнуть в подземное озеро. Другой прославленный изыскатель — Бегуэн полз десятки метров вместе с тремя сыновьями по необычайно узким тоннелям, прежде чем оказался в громадном подземном дворце, украшенном множеством первобытных рисунков. Дворец получил название «Пещеры трех братьев». Здесь Бегуэн нашел ступку для растирания краски и другие вещи древнего художника, жившего много тысяч лет назад. 

Еще одно доказательство неподдельности пещерной живописи: одни рисунки безжалостно нарисованы на других. Одни — старше, другие — моложе, может быть, на год, или век, или несколько тысячелетий... При этом предки и потомки стихийно создавали неожиданные, прекрасные, смелые композиции, хотя каждый из них рисовал только своего зверя.

Специалисты полагают, что художники, прежде чем рисовать, возможно, размазывали краску на стене — старые фигурки исчезали, и по краске вырисовывался новый контур. Спустя тысячелетия краски полностью или частично coшли — и мы видим несколько слоев живописи.

Когда же и как зародилось великое искусство древнейших предков? В нескольких пещерах, где около 100 тыс. лет назад обитали древние люди —неандертальцы, археологи нашли камни с пятнами краски, а также кучки камней, явно разложенных симметрично, в какой-то системе. Очевидно, первые люди, еще не рисовавшие и не лепившие, были неравнодушны определенным сочетаниям красок.

Наблюдения этнографов показали, что в искусстве первобытных людей большую роль играют ритм и симметрия. Например, рубила — каменные треугольники, которые когда-то сжимала рука питекантропа и синантропа, имеют довольно правильные симметричные формы. Доказано, что эта симметрия отнюдь не диктовалась «производственными нуждами». Просто у обезьянолюдей была потребность обточить свое орудие симметрично. Так техника, наука, искусство объединялись в одном каменом ручном рубиле.

При неандертальцах начинается медленное разделение техники и искусства, пока — примерно 400 веков назад — не происходит великий взрыв: появляется замечательная пещерная живопись и гравюры на кости— явления, конечно, не менее сложные, чем живопись древних египтян, Андрея Рублева, Рафаэля, Сезанна.

В течение тысячелетий первобытное искусство менялось, рождало новые «школы», «стили», порой возвращалось к пройденному. Специалисты легко отличают, например, громадные великолепные изображения зверей, относящиеся к палеолиту, т. е. древнекаменному веку (начинающемуся около 800 тыс. лет назад кончающемуся около 13 тыс. лет назад), от небольших, переданных в стремительном движении фигурок охотников, созданных мастерами мезолита и неолита, т. е. среднекаменного века (XIII—VII тысячелетия до н. э.) и новокаменного века (V—III тысячелетия до н. э.).

Порой древнее искусство становилось более условным и отвлеченным, как бы зашифрованным от непосвященных, порой более реалистическим.

Пещеры и скалы Земли покрыты десятками тысяч рисунков. Сейчас мы только начинаем знакомиться с первобытной планетой, разрисованной древнейшими художниками. Несколько десятков знаменитых пещер с рисунками во Франции и Испании. Сотни разрисованных скал в Скандинавии, Карелии. Недавно археолог Ранов открыл скалы с цветными изображениями на Памирском высокогорье, а биолог Рюмин — изображения громадных животных на Урале. Тысячи рисунков покрывают крутые береговые скалы Лены и Енисея, Ангары и Амура. Немало их и в Африке: в мертвой Сахаре — фрески Тассили, скалы Ахагарра; тысячи пещерных рисунков в Эфиопии. А Земля в целом — громадная великолепная картинная галерея.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна



Тэги: древний, искусство, первобытный

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.