![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]()
Медицинское страхование в странах Восточной Европы. Часть 2.2011-09-03 10:05:00 (читать в оригинале)Поликлиники функционируют, но работа их трансформируется. За посещение взрослый пациент платит примерно 1 долл. .. Кроме семейного врача он может побывать в одной-двух специалистов, сделать анализы. Освобождены от оплаты малообеспеченные (при наличии подтверждающего документа), беременные, чернобыльцы. Семейные врачи частной практики могут объединяться, вести общую практику в помещении поликлиники, где есть оборудование, кабинеты, рентгенустановки, лаборатории и другая инфраструктура. В большинство "узких" специалистов теперь в плановом порядке можно попасть только через семейного врача. Без его направлении пациенты идут только до психиатра, нарколога, венеролога, эндокринолога.
Сейчас примерно на половине территории Латвии уже работает новая модель, когда средства поступают к семейному врачу, а он распределяет их между специалистами. За этим процессом ведется строгий контроль. Существует специальный государственный фонд, который выдает дотацию начинающему семейному врачу для открытия им собственной частной практики. Дотация бесплатная, но для ее получения необходимо выполнить ряд условий, в числе которых - составление собственного бизнес-плана. В здравоохранении Латвии идет переход на систему оплаты за вылеченного по данному диагнозу пациента. Методика лечения должна быть сертифицирована. Если больной лечится по линии неотложной помощи, то в любом отделении медицинская помощь ему будет оказана бесплатно. Когда необходима плановая медпомощь, существует система квотирования и ожидания в очереди. Если пациент пожелает сократить время, он должен оплатить всю стоимость будущей операции. В лечебные учреждения средства из бюджета (в бюджет здравоохранения из госбюджета Латвии выделяется 20,4% от прибыли с налогов) поступают через 8 региональных больничных касс, к которым прикреплены семейные врачи (амбулатория) и стационары. В дополнение к этому основной бюджет выделяет определенную сумму для других нужд медицины. При переводе денег больничным кассам учитываются число жителей, людей пожилого возраста, младенцев. Если пациент не записался к какому-либо определенному семейного врача, вступает в силу принцип прописки по месту жительства. Новые технологии и методы значительно ускорили процесс лечения. После оперативных вмешательств пребывания больного в стационаре сократилось, в среднем, до 10 дней. В статье указано, что частная медицина пока не получила широкого распространения, поскольку не появился довольно мощный слой представителей среднего класса, способного оплатить медицинские услуги из своих средств. Вартанян Ф. и соавт. (2001) проанализировали последствия реформ здравоохранения в Европейских странах. Ими отмечено, что за последние годы только в Польше, Чехии и Словакии отмечена положительная динамика здоровья населения. В других странах Центральной и Восточной Европы зарегистрированы резкий рост заболеваемости, смертности, значительное уменьшение продолжительности жизни, особенно в России. В 1998 г. средняя продолжительность жизни составила в Западной Европе 76 лет, а в странах Центральной и Восточной Европы - 70 лет, в СНГ - 66 лет, хотя эти суммарные показатели имеют значительные внутринациональные различия. Во многих посткоммунистических странах экономический спад и поспешное внедрение новых систем, переход к финансированию на основе страхования привели к значительному повышению расходов и дефицита инфраструктур, что заставляет разрабатывать оптимальное соотношение между принципом солидарности и требованием развивать конкуренцию среди страховщиков. Несмотря на реформу здравоохранения (переход от финансирования на основе налогообложения к модели, в которой основной акцент сделан на национальную систему медицинского страхования с финансированием за счет налогов на зарплату), страны Центральной и Восточной Европы продолжают опираться на бюджетное финансирование, а в странах СНГ это финансирование остается доминирующим. Кроме этого, в указанных странах растет число медицинских услуг, предоставляемых коммерческими структурами. Дополнительной проблемой, связанной с наличием коммерческого сектора, становится потеря контроля за общими расходами, в результате чего часть доходов медицинских работников скрывается от налоговой службы. Еще возникла важная с психологической точки зрения ситуация, когда реформа здравоохранения не может автоматически ассоциироваться с расширением прав на бесплатное медицинское обслуживание, улучшением доступности и качества услуг. В настоящее время главной проблемой реформаторов стал поиск средств для покрытия расходов на медицинское обслуживание, или новых финансовых источников, связанных с текущей деятельностью отрасли. Переход на медицинское страхование при отягощенном дефицитом государственном бюджете не решает проблему денежного дефицита. Пациенты, нищают и которым грозит увольнение, и работодатели, стоящих на грани банкротства, не желают нести бремя дополнительных расходов на медицинское страхование. В публикациях ВОЗ последних лет отмечается, что реформы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы и в СНГ часто имеют политические мотивы и отражают стремление полностью освободиться от наследия прошлого. Это даже возбудило работу тех служб, которые успешно справлялись со своими задачами. Своевременная подготовка решений в сфере социальной политики, в том числе и в здравоохранении, осложняется слабостью правительств в большинстве посткоммунистических стран, атмосферой ожидания очередной предвыборной кампании. Статистические данные о росте заболеваемости, смертности, а также снижение ожидаемой продолжительности жизни показывают, что реформы здравоохранения можно считать неудачными, однако специалистами признается, что на состояние здоровья населения влияют в значительно большей степени экономические и социальные факторы, чем организация служб здравоохранения. Проблемы, связанные с обеспечением и распределением фармацевтических средств, также решаются в условиях острой нехватки лекарств, бюджетного дефицита, отсутствия надлежащих систем ценообразования и механизмов возмещения затрат, а также соответствующих законов и правил. Хотя реформа и увеличила доступность лекарственных средств, во многих случаях быстрая и неконтролируемая приватизация фармацевтического сектора привела к хаосу и неконтролируемой ситуации. Засилье импортных лекарств и высокие цены на них привели к появлению проблемы их доступности. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы и СНГ были внедрены рыночные механизмы в систему лекарственного обеспечения и лишь в нескольких странах фармацевтический сектор полностью остался в руках государства. Проведен Европейским региональным бюро ВОЗ анализ расходов на здравоохранение в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ показал, что значительная доля затрат в системах здравоохранения приходится на рабочий фактор. Для указанных стран характерно наличие большого числа врачей и количества больничных коек на 1000 населения (в 2-6 раз выше средних показателей в Европе) при значительно более низких, чем в Западной Европе, расходах на здравоохранение в расчете на душу населения. В результате большая часть слишком скромных субсидий идет на зарплату врачам, а на современное материальное обеспечение ЛПУ медицинскими средствами средств не хватает. Еще одна проблема касается медицинских сестер, наиболее многочисленной группы профессиональных работников здравоохранения. Во многих странах мира в рамках сестринского обслуживания акцент перенесен со стационарного этапа услуг на первичную медико-санитарную помощь и профилактику болезней. Для внедрения этой более прогрессивной системы в странах, где остаются низкими статус и оплата труда медсестер и плохими условия их работы, необходима коренная реорганизация сестринского дела, которое сейчас находится в состоянии упадка. Авторами подчеркивается, что успешная реформа здравоохранения возможна при вдумчивом подходе к одному из ключевых компонентов - решению вопросов человеческих ресурсов (планирование штатной структуры и сочетания различных категорий медицинских работников, их обучение, подготовку, аккредитацию и т. и.). Авторы констатируют, что проведение реформ здравоохранения оказалось более сложной задачей, чем можно было предположить. Многие страны столкнулись с трудностями, обусловленными неадекватным планированием процесса их осуществления. Свою негативную роль сыграли необоснованная вера в магические возможности медицинского страхования, приватизации, конкуренции и децентрализации, а также излишняя приверженность моделей здравоохранения западных стран без учета их недостатков и специфики условий, в которых они развивались на Западе [Вартанян Ф. и др. ., 2001]. Загородний В.В., Коваленко А.С. (2001) подчеркивают, что перестройка всех звеньев народнохозяйственного комплекса Украины требует качественно новых подходов к решению проблем здравоохранения, создание гибкой и эффективной системы государственного управления охоронооздоровчимы мерами, интенсивного развития новой политики и новых моделей оказания медицинской помощи всем слоям населения. Исходя из рыночных условий хозяйствования и принципами синергетической науки, такая политика и модели, из которой вытекают, должны привести к высокоорганизованной системы, способной эффективно развиваться и в полной мере учитывать, с одной стороны, общенациональные, с другой - региональные отраслевые интересы в здравоохранении 'человека. Авторами рассмотрены пути, которым идет развитие здравоохранения в странах мира, какие тенденции существуют в настоящее время в этом процессе и к каким результатам они ведут. Так, в последнее время во многих странах мира на первый план выходит концепция, согласно которой медицинская услуга - это прежде всего товар, т.е. делается акцент на эффективности, которую рыночные отношения привносят в систему оказания медицинских услуг, сдерживании роста расходов на здравоохранение. Реформирования в странах Европы идет путями, которые можно распределить на несколько групп в зависимости от тенденций, которыми руководствуется центральная власть. К первой группе тенденций относятся: изменение роли государства и рынка в сфере оказания медицинской помощи; децентрализация и передача полномочий на более низкие уровни государственного сектора и привлечения частного сектора; большая свобода выбора для усиления возможностей и полномочий граждан, изменение роли системы охраны общественного здоровья. Ко второй группе относятся стратегии, направленные на классификацию конкретных вмешательств с точки зрения достижения результатов, т.е. на определение тех вмешательств, которые были наиболее или наименее эффективными. Развитие рыночных отношений в сфере здравоохранения выдвигает на первый план экономические методы управления. Но не существует ни одного рыночного понятия, которое можно было бы принять безусловно. Естественно, что на практике необходимо принимать не одно, а целый ряд решений, относящихся к разным экономическим моделям развития. Например, модель внутреннего рынка, или "квазирынка", регламентирует внедрение рыночных стимулов при наличии государственного управления и регулирования. Такая модель была применена при реформировании системы здравоохранения в Великобритании, Испании, Италии, Финляндии, Швеции, а также в некоторых странах Восточной Европы. Для реализации этой модели необходимо определяться с основными действующими лицами на рынке услуг - покупателем и продавцом [Загородний В.В., Коваленко А.С., 2001; Мкртчян С., Чачава Н., 1998]. Современная система здравоохранения имеет четырехстороннюю систему отношений между пациентом, врачом, медицинским учреждением и финансируемой лицом. Государственное регулирование должно сосредотачиваться на решении проблемы перераспределения ресурсов между этими субъектами рыночной деятельности. В большинстве случаев такое регулирование очень сложно осуществить. Одновременно в системе государственного управления и регулирования, кроме чисто командно-контрольных мероприятий, необходимо вводить и экономические стимулы. Объемы и формы таких стимулов регулирования не могут быть однозначными. Поэтому эффективное регулирование, по мнению авторов отчета ВОЗ, необходимо направлять прежде всего на мониторинг и оценку конечных результатов, а не на определение вложенных ресурсов [Реформы .., 1996]. Стратегии реализации программы реформирования здравоохранения также можно сгруппировать по традиционным экономическим параметрам: группа реформ, направленных на решение проблемы недостаточности ресурсов; группа реформ системы финансирования здравоохранения, направленных на поддержку финансовой устойчивости и всестороннего охвата населения медицинским страхованием; группа реформ, цель которых - распределение средств, полученных от страховщиков, между производителями медицинских услуг, и группа реформ, которые касаются непосредственно производителей медицинских услуг и способствуют повышению эффективности и качества их продукции. Большинство реформ системы здравоохранения в экономически развитых странах осуществляется за счет получения средств на здравоохранение - мероприятий по получению средств на покрытие расходов на здравоохранение, регулирование цен на медицинские услуги, рационализации использования материальных ресурсов и кадров. Загородним В.В., Коваленко А.С. (2001) еще раз подчеркивается, что в государственных системах здравоохранения регулирования на макроэкономическом уровне путем ограничения бюджетных ассигнований, усиление административного контроля, удержания роста заработной платы и цен на медикаменты, а также активизация на микроэкономическом уровне (в ЛПУ) - используется эффективнее. Гурдус В.О., Айвазова М.В. (2001) дополняют, что резкая дифференциация социальных слоев ставит под сомнение обоснованность принципа "всем все бесплатно". Статистика свидетельствует о том, что около 75% населения активно тратят заработанные деньги на оплату медицинских услуг, стремясь получить их в условиях повышенного сервиса или с использованием наиболее прогрессивных технологий диагностики и лечения. При этом практически всегда речь идет об услугах, предусмотренных программой обязательного медицинского страхования (ОМС), и о гражданах, на которых был рассчитан и выплачен подушный норматив финансирования. В условиях жесткого дефицита средств бюджета и ОМС не оправдано безразличное отношение к значительным суммам средств, направляемых в теневой оборот (путем оплаты медицинских услуг "в конверте") или что собираются мелкими коммерческими лечебными учреждениями, которые предоставляют населению медицинские услуги сомнительного качества. Использование этих средств, как и деятельность медицинских коммерческих структур, остаются практически бесконтрольными, мало связанными с интересами территориальной здравоохранения и потребностями населения. Найти выход из сложившейся ситуации, найти дополнительные средства для развития медицинских учреждений возможно, только сократив объем медицинских услуг за счет средств ОМС. Сэкономленные средства необходимо направить на достижение нормального уровня финансирования "бесплатной" медицинской помощи без нарушения системы социальных гарантий, то есть необходимо сохранение объема бесплатной медицинской помощи для мало-и среднеобеспеченных слоев населения и сокращение объема предоставления "бесплатных" медицинских услуг лицам с достаточно высоким уровнем дохода. Сэкономленные средства должны быть направлены на повышение тарифов на медицинские услуги в системе ОМС. Дифференцированная (многоуровневая) программа медицинского страхования предусматривает усиление значения программ добровольного медицинского страхования (ДМС), которые в этом случае становятся дополнением к ОМС. В основе методического подхода к формированию целевых программ ДМС, призванных служить дополнением к программе ОМС, должны быть: - Четкое определение видов медицинской помощи, предоставляемой любому гражданину бесплатно (оплачивается за счет средств ОМС) при любых условиях; - Определение категорий граждан, имеющих право на получение наиболее широкого пакета медицинских услуг по ОМС и критериев отнесения граждан к той или иной категории (уровень семейного дохода, социальное положение и проч.) - Установление критериев ограничения видов и (или) объемов медицинской помощи для различных категорий граждан. В законодательном порядке необходимо определить участие граждан в уплате страховых взносов, порядок их уплаты, возможность освобождения социально уязвимых категорий граждан, а также укрепить законодательную основу системы ДМС, усилить контроль за предоставлением гражданам медицинских услуг на платной основе, таким образом - привлечь дополнительные финансовые средства в систему здравоохранения.
|
![]() ![]()
Категория «Путешествия»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
|
Загрузка...

BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.