Сегодня 16 августа, суббота ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Про медицину
Про медицину
Голосов: 0
Адрес блога: http://ukrmedic.blogspot.com/
Добавлен: 2011-11-10 11:12:55
 

В Европе хотят запретить традиционные сигареты

2011-11-09 10:48:00 (читать в оригинале)

Запрет на традиционные сигареты
Еврокомиссия предлагает с 2009 года ввести запрет на продажу традиционных сигарет в Европе и обязать табачные компании выпускать безопасные самозатухающие сигареты, сообщил в пятницу, 6 июля, интернет-портал Еврообзервер.

"Еврокомиссия планирует запретить традиционные сигареты в 2009-2010 году и обязать курильщиков употреблять только" пожежнобезпечни сигареты ".

"Пожежнобезпечни" сигареты будут изготовлены из специального папиросной бумаги с мелкими разрывами. Если не затягиваться, то такая сигарета будет затухать автоматически.

По данным Еврокомиссии, ежегодно около двух тысяч европейцев погибают от пожаров, вызванных непотушенной сигаретой.


Масовые увольнения врачей в Израиле

2011-10-04 13:57:00 (читать в оригинале)

Гендиректор минздрава доктор Рони Гамзо сегодня отдувался за всё свое ведомство. Ему выпала малоприятная роль человека, который должен объяснить, что будет делать министерство, когда 4 октября 734 врача покинут свои рабочие места в результате увольнения.

Для отрасли в целом наступит ситуация при которой даже забастовочные санкции, к которым мы уже привыкнуть успели, покажутся легкой забавой. Как было сказано на пресс-конференции, с 4 октября будут отменены все несрочные операции, врачам-специалистам увеличат количество дежурств, а также будут отменены отпуска заведующих отделениями. Д-р Гамзо пытался сохранять спокойствие, хотя был эмоционален в своих оценках. Ему очень хорошо понятно, о чем идет речь.


Говорит д-р Рони Гамзо: "Можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию как кризис системы общественного здравоохранения. Необходимо решить эту проблему всеми возможными способами. Мы обязаны это сделать, мы несем ответственность перед гражданами страны. Мы должны делать все: разъяснять, убеждать, не оставить камня на камне, перевернуть небо и землю, но привести к окончанию данного кризиса без того, чтобы пострадало наше здравоохранение".

Увольнение такого количества ординаторов (более 700 человек покидают рабочие места) смерти подобно. В коридорах министерства до последнего надеялись, что врачи передумают. Сами увольняющиеся отступать не собираются. Врач-ординатор больницы "Меир" Эльхан Алиев уверен, что вариантов нет: "До сих пор мы в воздухе. Насколько я знаю по слухам, минздрав решил дать возможность ординаторам уволиться. Это решение минздрава. На чем оно основано, я не могу сказать".

- Что вы будете делать после 4 октября?

- У меня есть 40 дней отпуска, неиспользованного. Элементарно, впервые на праздники, первый раз за семь лет, я на Йом Кипур буду дома. До этого семь лет я работал в Йом Кипур.

Эльхану осталось сдать последний экзамен. Но, похоже, сделать он это сможет только после того, как в минздраве, минфине и минюсте решат, как поступить. Эльхану и его молодым коллегам есть из чего выбирать. Если государству не нужны врачи в больницах, они уйдут в исследовательские компании, частные клиники и поликлиники больничных касс. Правда в больницах уже не останется никого.

Говорит Эльхан Алиев, врач-ординатор больницы "Меир": "Человек приходит с четырех часов до восьми утра в больницу и видит только ординаторов или дежурных, которые не являются специалистами, врачей общего профиля. На них вся основная нагрузка, 16 часов в день обход в отделениях делают ординаторы… В поликлинике больничной тоже много ординаторов, приемный покой - это ординаторы. 80 процентов первичной работы, черной работы выполняют ординаторы.

Для того чтобы получить нормальную зарплату, Эльхану Алиеву приходится работать по 300-400 часов в месяц. В минздраве, конечно, знают, о чем идет речь. Гендиректор очень трезво оценивает текущую ситуацию. Он понимает, что чуда уже не произойдет.

Говорит д-р Рони Гамзо: "И минздрав, и минфин, и правительство, и профсоюз, и ординаторы, и директора больниц все вместе, в закрытой комнате должны искать решение проблемы. Ничего не получится просто так. Надо быть терпеливыми и не прибегать к крайним мерам, таким как увольнение".

До 4 октября остался ровно день. Уже во вторник система медицинского обслуживания изменится до неузнаваемости. В этот день директоры десятков больниц будут вынуждены затыкать дыры в расписании работы отделений. А тысячи пациентов будут вспоминать прошлое в ожидании отложенных операций и думать о том, что медицины как таковой больше нет. Есть только глубокие противоречия между бюджетом, политикой, системой управления и желанием нормальных людей работать как нормальные люди.


История возникновения медицины

2011-09-23 00:20:00 (читать в оригинале)

Возникновение медицины и медицинской профессии неразрывно связано со становлением человеческого общества и его развитием, что рассмотрено в первой части.
Магия являлась предшественником медицины и поэтому важно при рассмотрении зарождения медицинской профессии затронуть сущность магии, этот вопрос освещен во второй части.
Для медицинского работника важно знать об истоках своей профессии для понимания ее важности и значимости. Третья часть.
1. Становление человеческого общества.
Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального развития его хозяйственной и общественной деятельности, материальной и духовной культуры составляет предмет  первобытной истории, или историю первобытно-го общества. Согласно современным представлениям период формирования  и становления человеческого общества - от появления на земле человека до возникновения классового общества - продолжался не менее полутора миллионов лет и завершился не ранее 4-го тысячелетия до н.э. Весь этот период был "бес-письменным", и история первобытного общества реконструируется главным образом на основе данных палеоантропологии, археологии и этнографии. Однако ни один из основных видов источников не отражает прошлого всесторонне. Вещественные памятники первобытной эпохи - археологические и антропологические - не могут  дать достаточно полного представления о существовавших обычаях, общественных отношениях и т.п.В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изготовление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.
Трудовая теория является синтезом социальных и биологических закономерностей в происхождении человека, где социально сведено к одному важнейшему революционизирующему фактору. Ни одно животное не изготовляет орудий труда с заранее намеченной целью, хотя может использовать их для охоты и добычи плодов. Такое целеполагающее изготовление орудий труда является процессом, который определяет созидательный характер труда.
Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида ( антропогенез ) и становление человеческого общества ( социогенез ). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о наличии единого процесса формирования человека  и становления человеческого  общества.  Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием " зоологического индивидуализма ". Последнее имело едва ли не решающее значение для коллективов  формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов социогенеза, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.
Первая стадия истории первобытного общества  завершилась 35-40 тысяч лет назад  формированием человека современного вида и родовой общины - первой формы существования человеческого общества. Начальную форму организации первобытных коллективов принято называть " первобытным человеческим стадом. Датировка возникновения первобытного стада окончательно не установлена: если считать древнейшим человеком презинджатропа, оно возникло около  2 млн. лет назад, если архантропов - около 1 млн. лет назад.
В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архантропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал рас-селения архантропов был относительно невелик  и ограничивался первоначально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего по 20-30 взрослых особей, занимались собирательством, требующим больших затрат времени, но дающим относительно мало пищи и притом чаще всего низкокалорийной.
С возникновением первобытного общества начались становление и развитие социальных отношений и прежде всего первобытного коллективизма. Глав-ной причиной, тормозившей развитие социальных отношений в стаде, был зоологический индивидуализм. Формирование коллективных представлений дли-тельный, а их смена - исключительно сложный процесс. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры, в том числе и медицины, относятся табу, тотемизм, магия, инимизм и фетишизм. По-видимому, одним из наиболее ранних коллективных представлений была система немотивированных и категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их отношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до нового времени у так называемых примитивных народов, получили название "табу".  В отличие от законодатель-ных или религиозных или религиозных запретов сила, санкционировавшая  "та-бу" неизвестна, и,  следовательно, вольный  или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание  или покаяние. Возможно, было только очищение, которое допускалось не во всех случаях нарушения "табу". Отсутствие силы, санкционировавшей "табу", не означало, что его нарушение останется безнаказанным. Нарушение "табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии. Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушите-ля, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось  как  своеобразная  профилактическая  мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. В первобытных коллективах существовали половые "табу", пищевые "табу". Эти запреты возникли как средство обуздания животных инстинктов. "Табу возникли стихийно, бессознательно в ходе практической деятельности. Таким образом, " табу" были первыми регуляторами поведения  людей в первобытных коллективах,  и их отношений к коллективу и друг  к другу.  В период расцвета родоплеменной организации  "табу" регламентировали буквально  все стороны жизни и деятельности первобытного человека, в том числе прямо или косвенно относившиеся к медико-гигиеническим вопросам. Так достаточно рано сформировалось  "табу" в отношении лиц , оказывающих по-мощь или ухаживающих за ранеными и больными. В период разложения родоплеменной организации начался кризис института "табу", распад системы запретов, регулировавшей жизнь общества.  Основными регуляторами становятся сначала обычаи и религия, а затем религия и право.  Многие табу составили основу законодательства регулирующего властные функции, безопасность жизни и имущества  людей, брачносемейные и другие отношения. Законодательство внесло ясность  в  вопросы наказания, которому уже  подвергался только нарушитель законодательного запрета. Таким образом решился вопрос о  субъекте , санкционирующем запрет и налагающем наказание за его нарушение. Страх  пе-ред  неведомой  силой  уступил  место страху перед законом, а самое главное - с общества была юридически снята ответственность  за  правонарушения отдельных личностей.
Правопреемником основных этических "табу" стала религия. Она также внесла ясность в отношении силы, санкционировавшей предписываемые ей нравственные установления и наказания за их  нарушения Эта сила, как известно, сверхъестественная, и в этом  смысле религиозные запреты ближе к "табу", чем законодательные как понятие "грех" ближе  к "табу",  чем понятие "преступление". Призванная  формировать и поддерживать нравственные устои общества в целом и каждого человека в отдельности, религия  играла и продолжает играть важнейшую роль в жизни общества, хотя эффективность ее не столь велика, как хотелось бы.
Почти одновременно с "табу " в европейскую научную литературу  вошло  еще  одно фундаментальное понятие - "тотем" Это понятие первоначально было описано,  как свойственный  некоторым  племенам североамериканских индейцев обычай избирать в качестве символа  племени  какой-либо  вид  животных или растений и почитать этот вид как своего родоначальника. Тотем - не божество в строгом смысле этого  слова. Он не был персонифицирован, не существо-вал в единственном числе, ему не  поклонялись, не  возносили молитв, но считали его "отцом", "старшим братом", покровителем и заступником. Тотемному животному нельзя наносить какой-либо вред, его нельзя убивать, употреблять в пищу , кроме случаев , когда убийство и поедание мяса тотема носили ритуальный характер. Люди ждали от своего тотема защиты, милости и помощи. Тотем посылал своему племени знамения  и  предостережения , помогал  при  болезнях  и травмах. В условиях развитого тотемизма существовали атрибуты культа : типовые  обряды ,  тотемические мифы, "священный центр" где хранились реликвии - символические предметы, олицетворяющие тотем , с которым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими "зародышах" , дающих  начало новым жизням. В центре поселения и на его околицах  устанавливались столбы с изображением тотема, которые были призваны охранять род. Существовали изолированные  небольшие  коллективы , и  "осознание единства" такого коллектива могло быть достигнуто только через осознание непохожести , какого-либо отличия от других. Тотем и служил этим отличием, символом  не  толь-ко  единства  но  и  непохожести .  Эта принципиальная характеристика тотемизма , в планах дальнейшего развития имела как позитивные, так и  негативные по-следствия. С одной стороны, осознание непохожести, отличия от других коллективов послужило основой для осознания в дальнейшем каждым человеком своей индивидуальности, непохожести на других членов коллектива. С другой стороны, это обернулось внутренней замкнутостью и отчужденностью тотемических групп, враждебностью и конфликтами.
В тотемизм уходят корни и обряды священного брака, призванного обеспечить плодородие земли, животных и людей. Этот обряд, нашедший отражение во всех политеистических религиях, первоначально мог представлять собой зооффилический  эксцесс человека с тотемным животным.  Тотемные  верования  и  обрядность способствовали не только зоофилии, но  и  другой значительно  более  распространенной  и  живучей формы сексуального поведения - гомосексуализма. Есть основания считать, что ритуальный гомосексуализм имел определенное распространение в тотемных коллективах. Пережитки и последствия магикототемической обрядности обнаруживаются не только в сфере сексуального поведения. Так важнейшее место  в  тотемической обрядности занимали тотемические танцы и охотничьи тотемические пляски.  Сущность  тотемического танца состояла в уподоблении человека своему тотему. Магическое  осмысление  этих инсценировок естественного поведения и паводок тотемного животного, охотничьей  маскировки и действий во время охоты сделало их сначала непременным  атрибутом обряда размножения  тотемного вида  и  обрядовых  церемоний перед охотой. Они расценивались как действия, необходимые для  получения  положительного  результата. В дальнейшем они стали отрываться от со-ответствующих церемоний,  приобретая самостоятельное значение при сохранении веры в возможность достижения намеченного результата.
Под влиянием отрыва  от  первоначальной  задачи  тотемные  пляски  по-лучили новое переосмысление, они стали рассматриваться как сцены из жизни далеких предков, а в дальнейшем послужили основой  для  связанных рассказов - повествований о жизни и приключениях тотемических предков. Таким образом, тотемическая обрядность, переосмысливаемая в соответствии с уровнем развития общества, послужила как бы  истоком для театрального действа и мифологии. Своим возникновением тотемизму в значительной степени  обязаны различные виды изобразительного искусства. Первые реалистические  рисунки  берут  свое  начало  от  магикототемической идеи возможности воздействия на тотемное животное через его  изображение.  С  тотемизма берет начало скульптура и не просто изображение тотемного животного, но и подчас  сложная  символика тотемного знака. Наконец, связь с мифологией определила роль тотемизма в осознании необходимости исторической памяти. В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления  о  тотемическом цикле рождения и смерти. Умерший становился тотемическим предком, он  возвращался  при  новом рождении, чтобы вновь пройти весь цикл. Рождение есть смерть, а смерть есть рождение. Это положение лежит в основе всех религий и еще в тотемическом цикле начинает проявляться вера в реинкарнацию.

2. Магия, ее сущность, происхождение.
Магия - самый загадочный, самый противоречивый и одновременно са-мый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и  сопровождающий  человечество  до  настоящего  времени,  феномен, оказавший огромное влияние на становление и развитие практически  всех  сфер  культуры.  Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая  рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от "рассудочной" деятельности и "знания" животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания,  и  стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во вся-ком случае, противоречившие логике  пути   выживания - достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи. Магия была, по сути по сути , мятежом, вызовом формирующегося  человека  природе  и  собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата  в  коллективе,  где  формирующийся  человек  получал
уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.
Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические  цели  занимали  существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже  встречаемся  некоторыми  достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины  - об  этиологии,  лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину.  И  дело  здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что  был  сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и  дальнейшему  осмыслению.
3. Возникновение медицины и профессии медицинского работника.
Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что у первобытного человека была потребность в помощи при болезнях и травмах, однако, нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее  удовлетворению  подходили сознательно. В помощи при болезнях и травмах нуждались и животные и предлюди. Более того, у животных имеются определенные приемы  самопомощи, предполагающие совершение целенаправленных  преднамеренных действий. По мере развития производственной деятельности, способности к восприятию и передаче опыта,  моральных и нравственных норм  происходила трансформация инстинктивных действий по  самопомощи  в  человеческую медико-гигиеническую деятельность. По-видимому, рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от начальных, зачаточных форм медико-гигиенической деятельности, можно считать  появление  взаимопомощи. До тех пор, пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и травмах от  собственной жизнедеятельности, пока побудительным моментом его действий  были лишь  собственные  ощущения,  переживания,  господствовал инстинкт самосохранения. С того времени, когда объектом помощи становится другой человек,  когда  помощь при болезнях и травмах превращается в средство сохранения жизни,  здоровья  и  трудоспособности  других членов коллектива, видимо, возникает формирующаяся медицина ,зарождается медико-гигиеническая  деятельность В отличие от других форм общественной практики к числу основных условий возникновения  и  развития  медико-гигиенической деятельности относится и наличие относительно развитой системы моральных, нравственных норм. Условия, необходимые для возникновения формирующейся медицины, по-видимому, появились в  середине мустьерского времени в стадах неандертальцев.  Недостаток данных не позволяет судить с достоверностью об  арсенале средств, приемов методов, которыми располагала формирующая медицина. Однако не вызывает сомнения,  что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, к которым прибегали животные, пред-люди и архантропы, но и могли  применяться  средства  животного  происхождения.  Антропологические  данные, фольклорный материал и характер изготавливающихся  орудий указывают на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандертальский человек  уже  владел  методами оказания травматологической помощи, в частности примитивными формами иммобилизации конечностей  и репозиции костных обломков. Можно предположить, что неандертальцы вскрывали наружные абсцессы, умели  накладывать швы на рану, а возможно, овладели и другими хирургическими приемами. В мустьерское время получили развитие и некоторые меры, имеющие важное гигиеническое значение. Судя по мифам, приблизительно  в  это  же время возникли первые установки личной гигиены.


Медицина в Древнем Риме

2011-09-07 12:07:00 (читать в оригинале)

Значительная часть древнейших римских письменных памятников по-гибла. Судить об их  содержании можно по произведениям более поздних ав-торов. Из дошедших до нас сочинений для характеристики развития медици-ны в Древнем Риме особый интерес представляют: поэма “о природе вещей” Тита Луреция Кара, трактат “О медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого тела” выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о медицине Древнего Рима яв-ляются также греческие и латинские эпиграммы – короткие, но богатые по содержанию стихотворения, отражающие деятельность врачей.
В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профес-сионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плода-ми, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, са-мым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищева-рению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…”
В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появ-ляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим вра-чом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практи-ки. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая меди-цина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право рим-ского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской им-перии стали проявляться элементы государственной регламентации медицин-ского дела.
Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требо-вала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех ро-дах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содер-жать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле было по одно-му врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевя-зочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких мо-лодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.
После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный ла-герь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каж-дые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из вра-чей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии за-ведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице боль-ных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В слу-чае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету им-ператора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.
Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительст-ва, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов на-поминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, ут-вержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремес-ленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им раз-решалась и частная практика.
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание меди-цины в специальных школах, которые были учреждены в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других городах империи. Анатомия препо-давалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую ме-дицину изучали у постели больного.
Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршест-вах и иметь подозрительные знакомства. Нарушавший эти правила, подвер-гался телесному наказанию, а в ряде случаев высылался в родной город до окончания обучения.
Наряду с государственными медицинскими школами в Римской империи существовало небольшое число частных медицинских школ. Одну из них ос-новал Асклепиад.
Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили боль-шие права и даже льготы. Так, во время войны врачи и их сыновья освобож-дались от воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате, к узкой специализации. Уже к концу II в. до н. э. в столице были зубные и глаз-ные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию, например грыже-сечение или камнесечение.
Положение врача в Римской империи значительно отличалось от поло-жения врача в Древней Греции, где врач был освобожден от обязанностей пе-ред государством. В Греции, врачи привлекались к службе государству лишь в случае эпидемии и на время военных походов с согласия самого врача.
В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистиче-ский и идеалистический.
Материалистические тенденции. Мировоззрение древних римлян в зна-чительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Ато-мистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего пред-ставителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медици-ны, психологии и истории.
“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасыва-лись отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса…” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.
В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движу-щихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии расти-тельного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособлен-ных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влия-ние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. По представлениям Аскле-пиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. По-этому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной дие-ты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в са-мых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.
Обширную информацию о римской медицине дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи ши-роко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек боль-шой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в кото-рый входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, ри-торике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значитель-ная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.
При создании своего многотомного руководства Цельс подробно про-анализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков вос-паления (покраснение,  припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заим-ствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о рабо-тах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.
Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы зна-чительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.
Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицин-ской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних ве-ков.
Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направ-ления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из мно-гочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естест-венная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астро-номии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, меди-цине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.
Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентав-ра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.
Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Рим-ской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным тру-дам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.
Идеалистические тенденции. Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской фи-лософии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства.
Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тен-денции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – ря-дом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составле-ние гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров.
Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся про-изведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообуслов-ленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокри-та” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В об-ласти медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.
Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье ар-хитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Корин-фе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последова-тели Герофила и Эразистрата.
С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохра-нил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения по-гибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей.
Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппа-докию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет ра-ботал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гла-диаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успеш-ной медицинской практикой.
Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из кото-рых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппо-кратова сборника”.
Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.
Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в об-ласти анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Алек-сандрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Га-лен анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при много-численных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, про-тивопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий.
Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.
Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно пере-ходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно пра-вильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый-богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обосно-вания кругового движения крови было дано только спустя сто лет англий-ским ученым У. Гарвеем.
Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях но-сило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.
Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препа-раты”.
Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.
Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии ожи-вились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование ми-ровоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой.
Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном мо-гут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследова-тель природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.



Медицина в Древней Греции

2011-09-07 12:05:00 (читать в оригинале)

В настоящее время наука не располагает письменными источниками све-дений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г., позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.
Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает вы-дающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, со-ставленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и на-званный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые све-дения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции со-держатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”.
О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских уче-ных в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники меди-цинских трактатов не сохранились.
В медицине Греции имелось два направления: народная и храмовая.
Народная медицина. Начала греческой медицины теряются в глубокой древ-ности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египет-ской, вавилонской, индийской.
Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основыва-лась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были ис-кусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства це-лебных трав. Они пользовались глубоким уважением:
Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от од-ной мысли, что врач мог быть убит.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических по-знаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в со-став современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение тулови-ща и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровооста-навливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болез-ней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч не погребенных трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с не-запамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущест-венная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.
Храмовая медицина. Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к это-му периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.
Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Гре-ции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные ав-торы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них счи-талось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обшир-ную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воз-двигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тек-сты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безна-дежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: ре-лигиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рож-дением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источ-ника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медици-ны. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различ-ные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об упот-реблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только от-дельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной ме-дицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на по-мощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.
“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники дол-гое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного го-рода в другой.
По свидетельству историков, в городах на общественных началах уст-раивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, опла-чиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном соб-рании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти вели-кие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме. В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается проти-воположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слу-ховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некото-рых болезней.
Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, со-гласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства бо-лезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Гре-ции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфий-ского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, ис-полнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала ор-ганизм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем че-рез несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были совре-менниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток леген-дарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее, легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.
Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, ко-гда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фу-кида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристо-фана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он при-надлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распростра-нилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.
Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.
Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в се-бе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое от-вращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Алек-сандра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.



Страницы: 1 2 3 4 

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.