Сегодня 12 декабря, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Размышления о любви
Размышления о любви
Голосов: 0
Адрес блога: http://tinkanew.blogspot.com/
Добавлен: 2012-03-01 13:43:19
 

ЛЮБОВЬ В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

2012-03-01 10:51:00 (читать в оригинале)



Нераз приходилось слышать, как говорят, что, мол, в Древней Греции (и в Риме)любви не было, что фено­мен любви возник только в средние века. В истоках этоговесьма распространенного предрассудка лежит, возмож­но, высказывание Ф.Энгельса, которое кочует из книги в книгу не делаясь от этого бесспорным. УЭнгельса мы читаем: «...для классического поэта древности, воспевавшего любовь,старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична,что для него безразличен был даже пол любимого существа».
Видимо,именно из этого высказывания и делается вывод, что в древности не было любви,«любви в нашем смысле», что такая любовь была для древнего грека безразлична, аесли что и было, то это нечто принци­пиально иное, такое, что и любовью назватьникак нель­зя. Такое истолкование не очень удачного и несправед­ливого поотношению к древним грекам суждения Эн­гельса неправильно.
Ак этому еще добавляют, что любовь, мол, дело интимное и личное, а личностидревние греки якобы не знали, ибо они до этого еще не доросли. Конечно, верно,что обезличенной любви быть не может, а имен­но такую «любовь» приписал древнимгрекам Энгельс. Если это так, то это, конечно, не любовь. Как писал Н. А.Бердяев, истинная любовь есть утверждение лика любимого, его неповторимойиндивидуальности. В про­тивном случае это вовсе не любовь, это в лучшем слу­чаесекс.
Чемже отличается любовь от секса? Что ни говори, но в основе любви лежитсексуальная чувственность. Однако любовь — нечто принципиально большее, лю­бовь— не только чувственное, но и духовное наслаж­дение от общения, не толькогармония тел, но и гар­мония душ.


Любовь— союз двух полноценных личностей, а каж­дая личность так же неповторима, как иотпечатки ее пальцев. Более того, часто именно любовь делает чело­векаличностью.
Любовьозначает незаменимость. Если говорить с позиции мужчины, то любимая женщина —не просто одна из женщин, а Женщина, ибо в ней как бы сосре­доточился ивоплотился весь женский род. Но, разуме­ется, только для любящего. Изъясняясьязыком Гегеля, можно было бы сказать, что любовь — снятие дурной бесконечности(бессмысленного повторения) в сексуаль­ных отношениях между разными полами.Трагедия Дон Жуана как раз и состояла в том, что не смог он, полюбив, снятьдурную бесконечность своих авантюрных увлече­ний.
Мысказали «между разными полами». Да, это так. Однополая любовь — извращение нетолько любви, но и самой жизни. Такая «любовь» угрожает самому суще­ствованиючеловечества, ибо бездетна, не говоря уже об ее патологии.
Впрочем,древние греки грешили однополой любо­вью. Само слово «лесбиянство» произошло отназвания одного из крупных ионийских островов — острова Лес­боса, где впервыебыла описана любовь женщины к женщине, и сделала это сама лесбиянка и некак-нибудь, а в пронзительной лирике. Эта женщина — знаменитая древнегреческаяпоэтесса Сапфо (VI в. до н. э.).
Пришедшаяв Грецию из Персии «любовь» между мужчинами — обыкновенное явление в кругудревне­греческого философа Платона, более того, она им вос­хваляется как высшаяформа любви.
Так,в диалоге Платона «Пир» содержится мифоло­гическое и философское «обоснование»однополой «люб­ви» между мужчинами. В «Пире» любовь мифологиче­ски олицетворенав образе Эрота. Эрот описывается одним из участников беседы, Федром, как «самыйдрев­ний, самый почтенный и самый могущественный из бо­гов» Это бог любви, нодля Федра Эрот — прежде всего и по преимуществу олицетворение любви междумужчинами. Следующий оратор — Павсаний подводит под этот странный тезис некую«теоретическую» базу. Согласно мнению Павсания, Эротов должно быть два, так жекак две Афродиты. Есть Афродита небесная, старшая. Она родилась без матери отбога неба Урана. Младшая Афродита — дочь Зевса и Дионы, это та Афро­дита,«которую мы,— говорит Павсаний,— именуем пош­лой». И оказывается, что ЭротАфродиты небесной — «это любовь к юношам»
Развивая далеемысль Павсания, другой участник бе­седы о любви — Аристофан истолковывает Эротакак стремление человека (мужчины или женщины) к своей изначальной целостности.Когда-то, рассказывает свою басню Аристофан, люди были не такими, как ныне.
Они были как быдвойными: имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей ит. д. и т. п. Это делало их столь сильными, что они осме­ливались угрожатьсамим богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из такихчудищ вдоль пополам. Чудища же были не двух, а трех полов: однополые мужские,однополые женские и разнополые. При разделении из однополого мужского чудищаполу­чились два мужчины, из однополого женского — две женщины, а из разнополого— мужчина и женщина.
Став искусственноотделенной от своей половины, каждая половина стремится к своей половине. Это влучшем случае. Но найти свою половину нелегко. По­этому в- худшем случае каждаяполовина стремится к соединению с любой половиной соответствующего пола. Отсюдаи разнополая, и однополая любовь. «Женщины... представляющие собой половинкупрежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привле­каютженщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин,представляющих собой по­ловинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужско­му...»И именно такая однополая «любовь» восхваля­ется Аристофаном в платоновском«Пире», тогда как нормальные мужчины и женщины там унижены: «Муж­чины,представляющие собой одну из частей... двуполого прежде существа... охочи доженщин, и блудодеи в боль­шинстве своем принадлежат именно к этой породе, аженщины такого происхождения падки до мужчин и распутных.
Здесь всепоставлено с ног на голову! Но это вполне соответствует мировоззрению Платона,согласно которо­му идеи — это причины вещей, существующие до вещей, идеи вещейпервичны, а вещи как явления материаль­ного, предметного мира вторичны.
Кажется,что древнегреческие идеалисты и древне­греческие материалисты разошлись междусобой не только в основном вопросе философии, в вопросе о том, что первично:материальное или духовное бытие. Из­вестно, что у Платона не было ни жены, нидетей, тогда как материалист Демокрит имел жену, взяв, правда, в жены женщинумаленького роста, наивно полагая, что тем самым он выбрал наименьшее зло...Христианский идеолог Тертуллиан пустил о Демокрите слух, будто Демокрит самослепил себя (долго смотря на отражение солнца на гладкой отполированнойповерхности щита), так как не мог видеть женщин без вожделения, а это отвлекалоего от научных и философских занятий, что для Демокрита было главным.«Вожделение» Демокри­та — это, скорее всего, выдумка Тертуллиана с цельюкомпрометации материалиста. Но эта же басня говорит и о том, что древнегреческиефилософы-материалисты были нормальными людьми настолько, что клеветнику даже ив голову не пришло обвинять кого-либо из них в гомосексуализме, а через этоокончательно уронить материалистов в глазах христиан.
Известно,далее, что в философской школе Плато­на — Академии не было ни одной женщины,приобщен­ной к философии, тогда как в школе последователя Демокрита, Эпикура, в«Саду» Эпикура, таковые были.
Итак,осудив однополую «любовь», далее будем го­ворить только о разнополой,нормальной, любви в Древ­ней Греции.
Любовь,как уже отмечалось, предполагает незаме­нимость. Была ли у древних грековнезаменимость, а тем самым и любовь? Этот вопрос даже в своей по­становке стольже нелеп, как и вопрос: «Была ли у древ­них греков совесть?» Логика здесьпроста: совесть — личностное явление, у древних греков личности не было,значит, не было и совести. Так же и в случае любви: нет личности — нет любви. Имы читаем: «...вся античность принципиально отличается от новой Европы ещенедоста­точно развитым сознанием неповторимости личности, задавленной сначалародовыми, а затем и полисными авторитетами, или на Востоке неограниченным влады­чествомдеспота, перед которым миллионы людей были все на одно лицо и лежали ниц»
Однакоэто было не так. Любовь — важнейшая часть человеческой жизни, и ее, как и самужизнь, нельзя задавить тиранией.
Любовь,несомненно, была в Древней Индии, где не было политической свободы. Тем болееона была в Древней Греции, где впервые в истории распустился редкий и хрупкийцветок демократии, а тем самым возникли условия для расцвета личности.
Дванеотъемлемых свойства характерны для лично­сти: свобода и нравственнаяответственность, ибо без свободы не может быть нравственной ответственности, асвобода без такой ответственности означает произвол. И эти свойства в какой-тостепени были у древних гре­ков, иначе Платон не доказывал бы, что тираническаядуша несчастна: пользуясь насильственно присвоенной себе сверхсвободой, то естьсвободой без нравственной ответственности, тиран добром не кончает. Недаромзадолго до Платона первый древнегреческий фи­лософ Фалес на вопрос, что самоеудивительное, ответил, что самое удивительное — увидеть старика тирана.
Личное начало удревних греков было не только в политике, но и в любви. У раннегодревнегреческого лирика Стесихора есть стихотворение, где проникновен­ноописывается, как некая девушка по имени Калика умирает из-за неразделеннойлюбви к юноше. Кстати, и у Анакреонта идеи, что пол любимого существа не стольважен, нет; но если бы она и была, разве можнобыло бы судить о всех древнихгреках на основании мнения одного человека?
Возьмемдревнегреческие любовные романы. Их было немало. Но до нас целиком дошли только«Херей и Каллироя» Харитона (I—II вв.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II—III вв.),«Эфиопика» Гелиодора (III в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (II — III вв.). Вовсех этих романах воспеваются любовь девушки и юноши и их верность ввынужденной разлуке, несмотря на постоян­ные искушения, провоцируемые ихкрасотой, и претер­певаемые ими муки.
Возьмемдля примера «Эфиопику». Чего там только нет! Полно там и секса. Есть там некаяТисба — легко­доступная женщина. Но ведь Тисба — рабыня! Уже в «Одиссее» Гомерасказано о пагубности рабства: «Тя­гостный жребий печального рабства избравчеловеку, лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет». Легкодоступность,конечно, не в любви, а в сексе, ме­шает любви. 3. Фрейд писал, что «психическаяценность любовной потребности сейчас же понижается, как толь­ко удовлетворениестановится слишком доступным. Что­бы увеличить возбуждение либидо, необходимопрепят­ствие; и там, где естественные сопротивления удовлет­ворению оказываютсянедостаточными, там люди всех времен создавали условные препятствия» Примени­тельнок Древней Греции и Риму Фрейд замечает: «Во времена, когда удовлетворение любвине встречало затруднений, как, например, в период падения античной культуры,любовь была обесценена, жизнь пуста». Здесь Фрейд несколько преувеличивает. Изтворчества римского поэта Катулла (I в. н. э.) известно, насколько серьезныепрепятствия встречал он в своей любви к замужней женщине.
Ив «Эфиопике», через которую проходит как сквоз­ная тема любовь 17-летнейХариклеи и 20-летнего Теаге- на, препятствий и разлук у влюбленныхпредостаточно. Но они верны друг другу. И это несмотря на то, что их любовь —сплошное мучение, ибо все разнообразное зло, что есть в мире, стремится их другот друга навсегда оторвать
Конечно,могут сказать, что Гелиодор — поздняя ан­тичность, а там все было иначе, чемраньше, в эпоху классического полиса, точнее говоря, полисов — суве­ренныхгородов-государств, из которых и состояла Древ­няя Греция в свои лучшиевремена. В полисах человека, личность в человеке подавлял гражданин полиса. Вэпо­ху же эллинизма (III — I вв. до н. э.) человек перестал быть гражданином. Вусловиях громадных эллинистиче­ских монархий, поглотивших былые полисы, отрядового человека государственная жизнь уже совсем никак не зависела. Такойчеловек вынужден был уйти в свою ча­стную жизнь, замкнуться на сугубомежличностных от­ношениях, а что сильнее в этих отношениях, чем любовь?Перестав быть гражданином, став подданным, человек, мол, стал личностнее. Ноэто не совсем так. Да, человек эллинизма стал личностнее, но стал меньшеличностью, чем человек полиса, ибо у гражданина демократическо­го полиса,каковыми были в эпоху своего расцвета Афи­ны — центр Аттики, были и свобода, иответственность, как административная, так и нравственная...
Итам, в ранней Греции, мы находим не один пример любви, именно любви. Разве нелюбила Одиссея Пе­нелопа, осаждаемая претендующими на царский трон женихами? Иэто при том, что от Одиссея не было ни слуху ни духу в течение двадцати лет.
Древнегреческийдраматург Еврипид (V в. до н. э.) рассказывает о любви Медеи к Ясону, любви,принявшей форму чудовищной ревности, но может ли быть ревность без любви?Ревность — тень любви, часто зло­вещая тень. Ради Ясона Медея убила и брата, идядю, а когда Ясон пожелал жениться на другой, то погубила и свою соперницу, азатем, чтобы отомстить Ясону, эта внучка Гелиоса (бога Солнца) убила и своихсовместных с Ясоном двух сыновей, случай чудовищный, но не уни­кальный и в нашивремена... Надо ли говорить о Прокне, которая, желая отомстить мужу, не толькосилой овла­девшему ее сестрой Филомелой, но и вырезавшему ей язык, чтобы та немогла ничего рассказать, убила своего сына. Могут сказать, что любовь Медеи иПрокны — не любовь, а безумие. Да, это безумие, любовное безумие.
Древниегреки различали несколько видов любви.
Этопрежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос,—любовь-страсть, любовь, погра­ничная с безумием, безумная любовь. Древние грекитак и говорили: «эротоманиа» — «безумная (безрассуд­ная) любовь». Был глагол«эреоманео» — «быть безум­ным от любви».
Эрос— главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» — искусство любви. Отсюда иназвание произ­ведения римского поэта Левия «Эротопайнион» — «Лю­бовнаязабава», аналогичная латиноязычной поэме Ови­дия — «Искусство любви». Правда,любовь-страсть может быть направлена и на другое. Геродот писал о спартан­скомцаре Павсании (это не тот, который в «Пире»), что тот «имел страсть» («эротасхон») стать тираном всей Эллады... Однако любовная страсть, как всякаястрасть, редка и непродолжительна. Как все безмерное (древние греки понималинеразумное, безумное как безмерное), страсть, пожирая своего носителя, пожираетсебя.
Болееспокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол —  «филео» — «я люблю» («филео су» — «я люблютебя»), У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью можнолюбить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтомуэротическая любовь — лишь один из видов «филии».
«Филиа» — это не столько любовь, сколько влюбчивость («фи- лерастйа»). Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопа- тор»— «любящий своего отца»), любовь к матери («филомэтор»— «любящий свою мать»), любовь к детям («филопайс» — «детолю­бивый»), любовь к братьям и сестрам («филадельфйа», от «адель- фос» — «брат» и «адельфэ» — «сестра»), любовь к своим товари­щам («филетайрйа»), к друзьям («филофилйа»), вообще дружелю­бие («филофронэсис»), любовь к своему родному городу («фило- лоли»), к своим согражданам («филополйтэс» —' «любящий своих сограждан»), любовь к своему отечеству («филопатрйа»), любовь к своей родине — Греции, преданность ей («филеллэн» — любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» — «народолюби- вый»), любовь к человеку («филантропйа», отсюда «филантропия»), «Филиа» — любовь к наслаждению («филэдонйа»), к славе («филен- доксйа»), к власти («филархйа»). Это любовь к свободе («филелеу- терон»), но любви к несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» — «стоящий на стороне тира­нов, приверженец тирании». «Филиа» — любовь к прекрасному («филокалйа») — любви к безобразному не было; любовь к добро­детели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремле­ние к пороку («филопонэрос» — «тяготеющий к пороку» в отличие от «филаретос» — «любящий добродетель»), <Филиа» — любовь к правде, к истине («филалетёйа»), но возможна и любовь ко лжи («филопсеустйа»), «Филиа» — любовь к деятельности («филергйа»), труду («филопонйа»), к земледелию («филогеоргйа»), к искусствам, ремеслам («филотехнйа»), любовь к музам, т. е. также любовь к наукам и искусствам («филомусйа»). Это также любовь к богат­ству («филоплутйа»), жадность к деньгам («филохрэматйа»), страсть к наживе, корыстолюбие («филкёрдейа»), «Филиа» — любовь к обще­нию («филокойнос» — «любящий общение») и любовь к одино­честву («филёремос» — «любящий одиночество»), «Филиа» — любовь к своему телу, т. е. тщательный уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к своей душе, к сво­ей жизни («филопсюхйа» и «филодзойа»), однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.
Любовькак высшая степень хорошего эмоциональ­ного отношения «я» к «не-я» колеблетсямежду себя­любием, где «не-я» — это «я», и «друголюбием», лю­бовью к «не-я», закоторой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви(«фи- лэтон») сводится лишь к объекту и к средству удовлет­ворения себялюбия, ане рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я».Лю­бовь в первом смысле — любовь потребительская. Это не настоящая любовь.Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря сказал, чтонастоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и висчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает всебя и элемент жало­сти и сострадания к предмету любви. Можно сказать:
Да, нет любви из жалости,
но нет любви без жалости,
а если нет в ней жалости —
то это просто шалости...
Выберем из всехвидов «филиа» какой-либо один вид. Остановимся, например, на «филадельфиа» — набрат­ской любви, в частности на любви сестры к брату. Это тема одной изтрагедий Софокла — «Антигоны». Но тема «Антигоны» — не только братская,сестринская любовь. Люди живут в обществе. Поэтому их, казалось бы, сугуболичные отношения имеют социальную сторону, они не безразличны для общества. Втрагедии «Антигона» тема самоотверженной любви к брату органически связана стемой «человек — общество — государство», с темой двух правд: личностной игосударственной, с вопросом о том, кто для кого существует: государство длячело­века или человек для государства, с вопросом о пре­делах государственнойвласти и неотъемлемых правах человека, индивида, личности, с вопросом осоотноше­нии человека и гражданина. Означает ли гражданственность истребление всебе всех человеческих чувств и симпатий, если они противоречат интересамгосударст­ва? Таковы вечные вопросы, поднятые великим древне­греческимдраматургом Софоклом (496—406 гг. до н. э.).
«Антигона»была поставлена на афинской сцене в середине V в. до н. э.
Вдревнегреческом городе-государстве Фивы должны были править поочередно двабрата — Этеокл и Полиник, причем в период правления одного из братьев другойдолжен был находиться в изгнании. Этеокл нарушил договор и отказался уступитьбрату престол. Тогда По­линик уговорил аргосского царя, на дочери которого онженился, находясь в изгнании, пойти в поход на Фивы.
Такимобразом, Полиник поставил свою дерзкую гор­дыню («хюбрис») выше «филопатрии» —любви к своему отечеству. Он явно не «филополитэс» («любящий своих сограждан»).Ведь падение Фив, взятие полиса аргос- ской армией означало, что часть гражданперебьют, а оставшихся в живых продадут в рабство. Город же раз­рушат. Так ислучилось позднее, когда Фивы были взяты сыновьями пошедших с Полиником шестиаргосских вож­дей. Но пока что Фивы устояли и почти все аргосские вождипогибли.
Погиби Полиник в единоборстве со своим братом Этеоклом, также погибшим. Так кончилсязлосчастный род, на котором лежало проклятие, павшее на деда Полиника и ЭтеоклаЛая и на его потомство. Кроме того, Этеокл и Полиник были прокляты своим отцомЭдипом, сыном Лая.
Лай— потомок легендарного основателя Фив, выход­ца из Финикии Кадма, фиванскийцарь — совершил пре­ступление, надругавшись над юношей редкой красотыХрисиппом, после чего тот покончил с собой. За это Гера, хранительницанравственной чистоты, определила Лаю наказание — его убьет собственный сын. Лайпопы­тался тут же избавиться от своего новорожденного сына, но тот выжил,вырос, возмужал и, не зная, что это его отец, убил своего отца и оказался мужемсвоей матери, не зная, что это его мать. Эдип стал царем Фив. Этеокл и Полиник— сыновья, а Йемена и Антигона — дочери Эдипа и его матери Иокасты... Когда всеэто раскры­вается, Иокаста кончает самоубийством, Эдип ослепляет себя и бежит.Власть в городе переходит к брату Иока­сты Креонту. Эта часть древнегофиванского эпического цикла была художественно обработана в трагедии Со­фокла«Царь Эдип».
Сампоход Полиника против Фив изображен Эсхилом (525—456 гг. до н. э.) в трагедии«Семеро против Фив» (с Полиником аргосских вождей было семеро). У Эсхила былахудожественная обработка всего фиванского цикла, но трагедии «Лай» и «Эдип» несохранились. В «Анти­гоне» Софокла мы видим изображение событий, проис­шедшихпосле поражения агрессора и гибели братьев Антигоны.
ПравительФив Креонт, дядя Антигоны по матери, приказывает похоронить с почестями толькоЭтеокла— защитника города, тело же врага отечества Полиника оставить безпогребения. «Никто не волен ни земле предать Изменника, ни похоронным плачемЕго почтить; непогребенный, отдан Он на съеденье и алчным псам и хищникамНебес»,— распоряжается Креонт. Наруши­тель будет казнен. Однако Антигона неможет согла­ситься с этим распоряжением. Ей невыносима мысль, что тело ее братаосталось без погребения, что его терзают звери и птицы. Она решает совершитьобряд погребения и просит о содействии свою сестру Йемену. Однако робкая Йеменабоится нарушить приказ пра­вителя. С этого разговора сестер и начинаетсядействие трагедии. Антигона совершает обряд погребения одна. Многого она немогла сделать, она только, когда при­ставленная к трупу стража отошла, успелапосыпать тело брата песком, однако вернувшаяся стража сбросила песок с телаПолиника, а когда Антигона вернулась, чтобы повторить обряд погребения,схватила ее и при­вела к Креонту. Узнав в нарушителе свою племянницу, Креонтсмущен, однако гражданское побеждает в нем личное, и Антигону замуровывают вгробницу, где она должна умереть медленной смертью... Однако фиванский народ,несмотря на то что победа Полиника сулила ему, народу, безмерные бедствия,осуждает Креонта. Осуждает его и его сын Гемон — жених Антигоны. Но Креонтнепреклонен. Только вмешательство слепого про­рицателя Тиресия, которыйугрожает Креонту гневом богов и гибелью его близких, заставляет Креонта оду­маться.Он решает освободить Антигону. Однако она уже повесилась. Над ее трупомзакалывается Гемон. Супруга Креонта Эвридика, узнав о смерти сына, тоже кончаетжизнь самоубийством. Креонт нравственно слом­лен. А ведь он хотел добра своемуродному городу!
Такстолкнулись две правды: правда Креонта и прав­да Антигоны, правдагосударственная и правда челове­ческая, правда в данном случае семейная. Этапробле­ма двух правд в связи с «Антигоной» породила громад­ную полемику,которая продолжается уже двадцать пять веков.
Креонт иАнтигона: кто прав? На первый взгляд Антигона выглядит темной, отсталой женщиной.Да от­куда ей быть иной? Ведь в Афинах времен Софокла (а изображая далекоепрошлое, Софокл фактически изображал людей своего времени), в этом культурней­шемцентре Древней Греции, женщины были начисто выключены из общественной икультурной жизни, они не получали никакого образования, они были некуль­турны(исключение составляли гетеры, но они все были иногородними, не афинянками).Поэтому Антигона в свое оправдание ссылается, во-первых, на «долг крови», народственные связи, хотя в Фивах времен Антигоны род­ственные связи уже быливытеснены полисными, городскими, гражданскими. Родовые связи остались только вчастной жизни, они не имели уже государственного значения. Общество из родовогобыло перестроено в территориальное. Во-вторых, Антигона следует религиоз- ] нымобычаям, согласно которым никто не может быть лишен погребения, ведь душа, покатело не предано земле (у Гомера, пока не сожжено на погребальном костре), неможет уйти в царство мертвых, в Аид, и обре­сти там успокоение. Креонт оскорбилАида и Персе- фону — богов царства мертвых, они разгневаны, и Анти­гона боитсяих больше, чем Креонта: ведь ей самой рано или поздно придется оказаться вАиде. Кроме того, Антигона ожесточена. Ведь у них, детей Эдипа, уже было однострашное несчастье: они узнали, что они дети отца и матери отца, что по материони братья | и сестры своему отцу, а по отцу — внуки и внучки матери. (Длягреков это уже было страшным несчастьем. Сожительство сына с матерью для них —тяжкий грех. Однако так было не всегда, например в древнеегипет­ском преданиибог Амун говорит: «Я Амун, который сделал беременной собственную мать», и этовосприни­мается как нечто совершенно естественное.)
Таковаправда Антигоны. Но у Креонта тоже своя правда. Он тоже не чужой Полинику,одн

Тэги: любви, философия

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
+148
209
Relazioni
+137
188
МухО_о
+131
141
allf
+125
186
RouxAngel
+123
142
kalininskiy
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.