Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Рождение индивидуальной любви2012-02-27 08:35:00 (читать в оригинале)Новые ступени впсихологии любви запечатлевают римские поэты I в. до н. э.— Катулл, Тибулл,Пропер- ций, Овидий, Гораций, Вергилий. Любовь достигает у них огромных высот,утончается, приобретает новые свойства, которых не было раньше. Конечно, речьидет о высших точках тогдашней любви, о любви, пропущенной через сердцехудожника и поэтому опоэтизированной, рафинированной. Любовь в жизни обычнониже по своему уровню, чем в лирике. Говоря о своих чувствах стихами, поэт ужеодним этим дает им другое звучание, облагораживает, утончает их, делает болеебогатыми — делает другими. И кроме того, любовь в искусстве — это вершина горы,а много ли места занимает вершина в общей массе горы? Многие, наверно,знают, что в Риме той эпохи любовь часто превращалась в сластолюбие, визощренную игру. В «Анналах» Тацита и «Жизни, двенадцати цезарей» Светонияподробно рассказано о любовных оргиях, которые достигали вакханальных высот придворе цезарей. Императоры предавались любви публично, на глазах у народа. Онистановились любовниками или любовницами мужчин, брали себе в наложницы сестер— как Калигула и даже мать — как Нерон. Конечно, немалобыло в те времена любви без озарений, простой, может быть, грубой, и любвиобычной, незаметной, ничем особенным не выдающейся. Наверно, именно таким ибыло большинство любовных связей того времени — подножье, на котором возвышаласьлюбовь искусства. Но в искусстве той поры больше всего запечатлелись высшиевзлеты чувства, и особенно ярко видно это в поэзии. Катулл, певецантичного изобилия любви, воспевает ее неумеренную бескрайность: Помни: только лишь деньпогаснет краткий, Бесконечную ночь намспать придется. Дай же тысячу сто мнепоцелуев, Снова тысячу дай и сновасотню. И до тысячи вновь иснова до ста. Эта титаническаяненасытность — особое свойство античной любви, и о нем много рассказывают нами мифы и стихи древних. Именно с такой ненасытностью любили в мифах и Зевс, иПосейдон, и Аполлон, и другие боги. Среди греческих легенд о Геракле есть илегенда о его тринадцатом подвиге, о котором у нас почти не знают. Это былнастоящий любовный подвиг — по приказу царя Эврисфёя Геракл в одну ночьоплодотворил сорок девять дочерей Фёспия. Те же подвиги совершал и Ра- вана,страшный царь ракшасов из индийской мифологии: у него были сотни жен, и онкаждый день посещал всех их. И здесь любовь титанична, и здесь она чрезмерна, полнабуйного изобилия. Эта тяга,гремящая в древних с силой открытия, окрашивает их любовь в особые цвета. Онипоют любовь как величайшее откровение человека перед человеком, и это новаянота в подходе к ней. Когда они прославляли женское тело, когда слали проклятияскрывающим его одеждам, когда Овидий писал: И малолетен и наг Купидон: невинен младенец, Нет одеяний на нем — весь перед всеми открыт,— они говорили нетолько о телесной открытости, а именно обо всей человеческой открытости, о тойраспахнутости до конца, которая открывает влюбленным все друг в друге. И,наверно, обнаженность античных статуй тоже говорила не только о телеснойоткрытости. Все в любви былодля них естественным, не запретным,— и это тоже было одним из главных свойствтогдашней любви. И поэтому великий Овидий так прям и открыт, когда пишет обинтимных подробностях любви. Он язычески, плотски любит свою Коринну, и еголюбовные элегии, которые рассказывают о светлых радостях любви,— один изярчайших шедевров мировой лирики. Но не только«телесной» была любовь у Овидия. Все его телесные тяготения одухотворены,опоэтизированы, и в этом их скрытая, внутренняя духовность. Правда, единстводуши и тела меняет здесь свой характер — оно уже не такое, как в классическиевремена. Теперь тело одухотворено не только этическими свойствами, как это былораньше, к ним все больше прибавляются и эстетические свойства. Впрочем, рольэтических свойств теперь уменьшается, красота как бы оттесняет их назад, ицентр тяжести идеалов передвигается с этических свойств человека налюбовно-эстетические. Такразвертывается в те времена цепь потерь и приобретений в человеческихчувствах, так расширение и усложнение любви идет рядом с ее сужением. По дорогеэтих утрат и обогащений и идет развитие человеческой любви, созревание ееновой духовности, которая сменяет старую — «телесную духовность». Красотавыходит в первые ряды этой новой духовности, и сам спектр духовностиусложняется, делается «многослой- нее». Она уже начинает внутренне созревать,делаться самостоятельной, отделяться от тела. Поэтому-то втворчестве Овидия как бы сливаются два потока: ярко чувственная (ноодухотворенная красотой) любовь «Любовных элегий» и «Искусства любви» — сглубокой и открыто духовной любовью «Метаморфоз». Имена многих героев этихметаморфоз сделались нарицательными, стали примерами глубокой и вернойлюбви,— вспомним хотя бы Орфея и Эвридику, Пирама и Фисбу, Филемона и Бавкиду. Тем, кто называетэрос античности телесным чувством, которое не идет дальше жара в крови, стоилобы вспомнить и многие стихи Пропёрция. Вот он прямо говорит о своейвозлюбленной, гетере Кйнфии: Но не фигура ее довела меня, Басс, до безумья; Большее есть, от чего сладко сходить мне с ума: Ум благородный ее, совершенство в искусствах, а также Грация неги живой, скрытая тканью одежд. Любовь его — ителесное и духовное влечение, тяга и к ее грации, красоте, и к благородству ееума, к ее совершенству в искусствах. Калокагатия уже перестает быть смутным инеразделимым единством, она как бы начинает кристаллизоваться внутри себя,члениться на «доли». Любовь тут — сложное чувство, уже «цивилизованное», как бысостоящее из разных потоков. Это совершенноновое чувство, которого почти не могло быть несколько веков назад. И рождениеэтого чувства — звено в цепи тех огромных психологических и социальныхпереворотов, которые происходят во времена эллинизма в человеке и в обществе. Древнийсинкретизм жизни начинает тогда быстро распадаться,— первые шаги этого распадаможно было заметить и в классическую эпоху. Неразвитость личности, узостьлюдских связей постепенно уходят в историю. Разделение труда растет, обществовсе больше дробится на слои и ячейки, социальная и частная жизнь усложняется,растет соревновательность людей, их борьба между собой. Центробежныесилы, разрывающие общество, все больше нарастают. Внутренний разлад пронизываетжизнь во всех измерениях. Смутное единство личности и общества пропадает,старый монолит дробится, его раскалывают миллионы трещин, и глыба делается внутримозаикой. Личность начинаетобособляться от общества, начинает все больше осознавать свои отдельные,частные интересы, все больше выдвигать их на первый план. И вместе с этимобособлением резко углубляется и любовь, она как бы выдвигается вперед,попадает под увеличительное стекло, и постижение ее ценностей делается кудаболее глубоким и разветвленным. Овидий радостнопризнается, что писать о любви для него куда важнее, чем о богах или битвах.Про- перций с ликованием говорит, что не боги вдохновляют его на стихи, а егомилая. С такой же радостью говорят об этом Катулл, Тибулл, Гораций. Троянская войнаначалась у Гомера из-за любви, но любовь в «Илиаде» — только внешняя веха, ацентр ее — битвы героев и народов. В римской лирике именно любовь, а не битвы —центр жизни и поэты говорят не о войне, а о мире, не о народах, а о двух людяхи не обо всей их жизни, а только об их любви. Частная жизньличности делается суверенной, противопоставленной всему остальному, и лирика«специализируется» на ней. Сначала у Сапфо,Архилоха, Анакреона, потом у Фео- крита, Мосха, Биона, потом — уже решительно —у римских лириков любовь начинает превращаться в ось жизни, ось мировойпоэзии. Не с начала нашего тысячелетия, как это считают многие, а на целую эрураньше. Именно тогда появляетсяощущение исключительности любви, ее несравнимости с другими чувствами. То идело говорят поэты, что любовь — центр жизни, самое главное в ней, что онасильнее всего на свете — сильнее уз крови, сильнее даже инстинкта жизни. Любовь, о которойидет речь в искусстве, была индивидуальной уже и в те времена. Любимый человеккак бы отделялся от других, все в нем начинало казаться особенным,неповторимым. Недаром так ярко говорят античные поэты о своей любви именно кэтой женщине. Недаром Овидий, который не был приверженцем строгих нравов,писал, что хочет любить только одну Корин- ну и хочет славить только ее одну(хотя он любил не только ее и славил не только ее одну). В это время влирике появляется почти немыслимый раньше мотив верности любви. Этот мотивверности — явная ветвь на стволе индивидуальной любви, такой же обычный еепризнак, как и ревность. Появляется тогдаи мотив вечности, поэты — как это делал Проперций — начинают давать клятвы влюбви до гроба. И это не случайно. Во времена, когда не было еще любви, а былоодно только телесное влечение, долгота этого влечения была меньше. Родившисьна свет, любовь резко удлинила сроки любовных связей. Ведь телесную радостьмогут дать многие, а полную радость любви — и телесную и духовную — дает тольколюбимый. И поэтому так важно стало, чтобы источник этой радости — любовь кодному человеку и его любовь к тебе — не иссякал как можно дольше. Поэтому вантичной поэзии начинает звучать нота нескончаемости любовного чувства.Проперций пишет: Тот, кто безумствам любви конца ожидает, безумен: У настоящей любви нет никаких рубежей. Слова эти,конечно, иллюзорны: все мы знаем, что вечной любви нет, и поэзия, котораяговорила о любви до гроба и после гроба, питалась утопическими взглядами — тонаивно-романтическими, то мистическими. Но Проперцийлишен восторженности трубадуров, он понимает, что счастье мгновенно, что онобыстро проходит. И именно потому, что он горестно ощущает всю егобыстротечность, он и хочет, чтобы оно было всегда. И это еще одна примета настоящейиндивидуальной любви — желание, чтобы она не кончалась, невозможностьпредставить, что она когда-то умрет. Такой стройощущений рождала в людях и развивающаяся в них личность, и всятрагически-вакханальная атмосфера тогдашней жизни: водоворот смертей ипроизвола, ощущение неустойчивости и заката. Конечно, не стоитдумать, что любовь была в те времена одним только вихрем наслаждений. Античнаялирика — и греческая, и римская — много говорит и о бедах, горе любви, отерзаниях и тоске, которую она дает. И в самой жизни было, наверно, многотяжелой, тусклой любви — любви в ярме рабства, закабаления, бедности. Любовь, которуювоспевали греческие и римские лирики, была чаще всего любовью к гетерам, женщинамвыдающимся, исключительным. Энгельс говорил о них, что это «единственные яркиетипы греческих женщин, которые так же возвышались над общим уровнем женщинантичности своим умом и художественным вкусом, как спартанки своим характером». Уровень любви кэтим женщинам был равен их собственному высокому уровню, и он мог сильноотличаться от обычной любви в жизни, мог быть намного выше ее; об этой разницемежду вершиной и подножием стоит помнить всегда. Что касается«субъективной глубины чувства», в которой отказывают древним, то психология ихлюбви часто совсем не однолинейна, особенно когда они говорят о противоречияхлюбви, о горе, которое она дает им. Катулл, например, писал: И ненавижу ее и люблю.Это чувство двойное! Боги, зачем я люблю! — иненавижу зачем! Биениепротивоположных чувств, борьба любви и нелюбви — обо всем этом много говорилипоэты эллинизма. Вот, например, эллегия Овидия «Много я, долго терпел». Япобедил, я любовь наконец попираю ногами,— говорит он о борьбес собой, которую породили в нем измены Коринны. Он рассказывает о своих муках,о ее вероломстве, он ликует, что теперь он свободен,— и вдруг с болью инедоумением замечает, что его тянет к ней: Борются все же в груди любовь и ненависть... Обе Тянут к себе... Нрав недостойныйпретит,— милое тело влечет... Если б не так хороша тыбыла иль не так вероломна! И он бессильноговорит: Так, не в силах я житьни с тобой, ни в разлуке с тобою, Сам я желаний своих не всостояньи постичь. Непростота чувств— хотя и чуть схематичная — не уступает тут многому в позднейшем искусстве.Это уже первое — пусть далекое — предварение той психологической сложности,которая появится позднее у Петрарки или у Шекспира, и это еще раз говорит обусложняющихся переменах в самом укладе человеческих чувств. В одной из своих вещей Проперций говорит, что любойпустяк, любая мелочь, которая напоминает ему о милой, рождает в нем стихи. Онготов писать целые элегии о ее одежде, прическе, пальцах, о том, как онаиграет, ходит... Еслиже дрема смежит ей усталые глазки,— Сыщетпоэт для стихов тысячу новых причин; Еслинагая со мной затеет борьбу за одежду, Будуя рад сочинить целые тьмы «Илиад»; Что бни сказала она и что бы ни сделала, тотчас Изпустяка у меня длинный выходит рассказ. Здесь, как насрезе дерева, видно, как в человеческое сознание входит новый масштаботношения к человеку. Любовь делает самоценным каждое движение любимогочеловека, каждую частицу его тела, его облика. Она — пока еще в первомприближении — начинает вводить в искусство «психологию подробностей», расширяетдиапазоны психологии, добавляет в человеческую этику и эстетику целые новыеобласти жизни. С ходомцивилизации все больше распадается древний синкретизм, все дальше уходятвремена, когда духовность еще не вышла из лона телесности. Теперь она частоуже самостоятельна, независима, уже существует сама по себе. Любовь все большепронизывается духовными тяготениями, и это видно не только в лирике, но и впозднеантичном романе — в сказании об Амуре и Психее из «Золотого осла» Апулея,в «Левкйппе и Клитофонте» Ахилла Татия, в «Повести о любви Херея и Каллирои»Харитона и особенно в «Эфиопике» Гелио- дбра, романе, который служит как бымостом к позднему средневековью и который явно предвосхищает мироощущение тойэпохи. За временаантичности любовь проходит расстояние от Афродиты Пандемос — через АфродитуКнидскую — до Афродиты Урании. Телесный эрос сменяется любовью. В жизньчеловечества, в его психологию входит совершенно новая, гигантская область,которая резко меняет и психологию людей, и их мораль, и всю систему ихпредставлений о добре и зле, счастье и горе. Но только ли одни приобретения далалюдям любовь? Не потеряло ли что-нибудь человечество с этим переходом от эросак любви? Федра изеврипидовского «Ипполита» спрашивает кормилицу: — Ты знаешь ли, чтоэто значит — «любит»? И та отвечает: — Да, слаще нет,дитя, и нет больней. Для древнихлюбовь — смесь меда и яда, и недаром их трагедия с таким страхом писала о ней.Вместе с появлением любви резко выросли не только радости жизни, но и —пожалуй, еще больше — ее горести, ее боль, тревога. Любовь — огромныйпсихологический усилитель восприятия, и она увеличивает в глазах людей исчастье и несчастье, и, может быть, несчастье даже больше, чем счастье. Ипоэтому так много горя и боли в античной драме, в античной лирике, да и вообщеу поэтов всех других эпох — от Петрарки до Блока и Маяковского. Входя в жизньчеловечества, любовь меняет весь строй ее ценностей. Это совершенно новыйстимул среди стимулов человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свойотсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции.Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает,усложняет индивидуальную жизнь, лишает ее былой ясности и цельности. В эпохусоциальной и материальной несвободы, во времена низкого жизненного уровня инеравенства она несет людям особенно много бед. Один только контраст междуслепящими радостями, которые дает любовь, и тусклыми невзгодами, которыеотравляют жизнь любящих, резко увеличивает горести людей, делает последниеневыносимыми. Конечно, в разныевремена и у разных людей это выглядит по-разному. Но ясно одно — и это давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человечеству не только свет, но имрак, она не только поднимает, но и гнетет человека.
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.