Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Чем отличались чувства древних от нынешних чувств2012-02-24 13:02:00 (читать в оригинале)В греческоймифологии есть группа преданий, в которых любовь — уже явно не простой эрос. Все, наверно,помнят легенду о певце Орфее, который так любил Эвридику, что даже хотелвернуть ее из Тартара, а потом отказывался смотреть на других женщин и былразорван за это вакханками. В другом мифе — об Адмёте и Алкестйде — Мойрыготовы сохранить умирающему Адмету жизнь, если кто-то возьмет его смертьсебе, и любовь Алкестиды так велика, что она умирает вместо него. Такую же сильную любовь питает Пенелопа, которая ждетОдиссея, Пигмалион, любовь которого оживила статую, Лаодамия, которая пожелалаумереть вместе с Протесилаем, Филлйда, которая повесилась от тоски, когда еелюбимый, афинский царь Демофонт, вовремя не вернулся из-под Трои. И Эвадна сгоря кинулась в погребальный костер мужа; и покинутая Энеем Дидона любила так,что от горя бросилась на меч; и знаменитая Геро, увидев утонувшего Леандра, втоске бросилась в море... Для каждой из них — вопреки Гегелю — «бесконечнаяважность обладать именно этим человеком» была дороже жизни, сильнее смерти. От мифа к мифурастет значение любви, ее роль в жизни людей. В эпосе об аргонавтах она ужеделается одним из главных рычагов жизни, который сильней всех других чувств ипривязанностей. В троянском цикле любовь — чуть ли не основная двигательнаяпружина. И она теперь — не эпизод, не дело двух существ, как в других мифах;она связана с судьбами людей и государства, с их обычной жизнью и с ихвойнами. Великолепной силыдостигает любовь в древней лирике. Стихи гениального лирика Архилоха (VII в.до н. э.), первого в Европе поэта любви, рождены огромным, хотя и сдержаннымнапором энергии. Бурная сила захлестывает Архилоха, страсть его мощна илапидарна, как удар копьем, и он говорит о ней: От страстиизнемогши весь,Бедный, без сил я лежу,и боги мучительной болью С такой жепламенной силой, но уже по-женски ощущает любовь Сапфо (VII в. до н.э.)—десятая муза, как называл ее Платон. Она пишет: Словно ветер, с горы надубы налетающий,Эрос души потряс нам...Страстью я горю ибезумствую... Сила этойстрасти, сотрясающей человека,— сила телесной страсти, и выражается она в«категориях» телесных, а не духовных ощущений. Но поэтичность этих телесныхощущений, их эстетическая - настроенность — это и есть их духовность; такаяпоэтичная телесность была тогдашней формой духовности. Еще в доклассические времена многиепоэты Греции писали о любви как о главной радости жизни. Так говорил о нейи современник Сапфо Алкей, и Мимнёрм (VII—VI вв.) в своих песнях к прекраснойфлейтистке Нанно, и Феогнйд (VI в. до н. э.) в своих элегиях, и Ивик, иАнакреон, жившие в то же время, и другие поэты. Такой же была любовь и дляпоэтов эпохи эллинизма (конец IV—I в. ); особенно ярко видно это в знаменитыхидиллиях Феокрита, в стихах Мосха, Биона, в греческой и римской комедии тоговремени. Любовная лирика была очень важна в жизни древних, до того важна, чтосреди их девяти муз была даже особая муза любовной поэзии — Эрато. И уже тогда сталоосознаваться раздвоение любви, ее деление на плотскую и духовную. В V в. до н.э. философы стали говорить о двух Афродитах: Афродите Пан- дёмос (Всенародной)—божествегрубой чувственной любви и Афродите Урании (дочери Урана) — богине любвивозвышенной, утонченной. А в сократических теориях о любви говорилось как ошколе мудрости, важной части добродетели, помощнице разума. Великолепновыражена античная любовь и в классической скульптуре греков. АфродитаКнидская, эта скульптурная поэма, изваянная Праксителем, появилась на светпочти два с половиной тысячелетия назад. Афродита недаром была богиней любвии красоты — для греков любовь и красота были неотделимы. И она вся переполненаэтой изобильной красотой тела и духа. Она стоит,опираясь на одну ногу, и тело ее выгнуто от этого плавно и музыкально. Какбудто медленная волна прошла по ее талии, по ее бедру и по ее ноге, прошла иоставила там свой изгиб. Во всем ее теле есть контуры этой волны — и в ееплечах, и в ее груди, и в изгибе ее рук, и в ее приоткрытых губах, и в кудряхее головы. Рожденная из волны, она несет в себе ее медленную и спокойнуюкрасоту. Она вся —естественность, вся — умиротворенность. Она нагая, но она стоит спокойно, в еепозе нет никакого стеснения. Она не боится, что ее нагота может привестикого-то в ужас; она не боится, что ее может осквернить чей-то взгляд. Ее любовь— в полной гармонии с миром, между ней и миром нет никакого противоречия, и вэтом — особый тип ее отношения к жизни. Афродита как быживет в особом мире — мире нормальных, не извращенных чувств. Она живет для простогочеловеческого взгляда, который увидит в ней и ее этос — выражение ее духовноговеличия, и ее эрос — выражение ее телесной, любовной привлекательности, увидитих гармонию, их красоту. Афродита Книдская— богиня гармонической духовно-телесной любви. Она воплощает в себе знаменитыйгреческий идеал «калокагатии» (калос кай агатос — прекрасный и хороший) — идеалпросветленной гармонии тела и духа, сплава физической красоты и духовногосовершенства. Но греки понималиэту гармонию совсем не так, как ее понимаем мы. И сама душа и само тело былидля них не такими, как для обиходного сознания нового времени. Этому сознаниютело кажется чем-то неодухотворенным, чисто физическим, а психика — чем-тоидеально-бестелесным, и они так непохожи между собой, что их невозможносмешать. В обиходномсознании греков душа и тело еще не отделялись друг от друга с нынешней чистотой.Слияние их было синкретическим, нераздельным, гармония души и тела была полнымих растворением друг в друге, и в этом сплаве частицы души и тела былинеотличимы друг от друга. И так женеразличимо сплавлены телесные и духовные мотивы в любви доэллинской Греции.Частицы духовных и телесных тяготений смешиваются там, превращаются друг вдруга, существуют в смутной неразделен- ности, и эта смесь видна в каждомдвижении чувств, в каждом переливе эмоций; она как бы первичная клеточка этихэмоций. Такой смутныйсплав — стержневая особенность той любви, о которой рассказывает классическоеискусство, главное ее отличие от всех остальных видов любви. Тут лежит оченьважное отличие чувств древних людей от чувств людей нынешних. В чувствахнынешнего человека нет этой неразделимости, они внутренне кристаллизовались,и духовные ощущения существуют часто отдельно от телесных, да и друг от друга. Особый складчувств рождался у греков особым типом тогдашнего отношения к миру, он прямозависел от особого типа доэллинского человека, от особого уклада его жизни. Вся эта жизньбыла тогда как бы «синкретической», представляла собой полупервичную смесь, изкоторой только начинали выкристаллизовываться будущие грани и формы. Тело почтине отделялось от души, художественное сознание от научного, науки — друг отдруга, личность — это особенно важно для нас — от общества. Как писал Маркс,«отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине,как отдельная пчела к пчелиному улью». Личность не противостоялатогда обществу как что- то особое, она была частью его и не осознавала, что еенельзя свести к этой части, что она больше, чем просто часть. На почве зрелого и уже подходящегок своему концу синкретизма выросла и классическая трагедия древних, трагедияЭсхила, Софокла, Еврипида. Отношение к любви там особое, уникальное, и вглавных своих чертах оно никогда не повторялось больше в мировом искусстве. Любви как чувствапочти нет в трагедии древних, хотя как пружина действий героев она очень важнатам. Трагедия древних — как и их скульптура — непсихологична: психология невыделялась еще из действий человека, как дух не всегда выделялся из тела (хотяи в жизни и в искусстве той поры есть и явные выходы за эти рамки). Недаром действиевсех классических драм происходит на площади, под небом, недаром оно никогдане входит под своды дома. Не частная жизнь, а только то, чем живет общество,интересует трагиков. Любовь, как частное, психологическое чувство, живет запорогом дома, и поэтому она в большинстве случаев остается за порогом трагедий.Трагедия говорит чаще не о самой любви, а о ее общественных последствиях, оцепи событий, которую она развязывает. Это, конечно, незначит, что у греков того времени любовь была лишена психологии. Лирика тоговремени уже говорит о любовных переживаниях, в ней уже рождаетсяпсихологический подход к любви, и, конечно, приходит он туда из жизни. Кстати говоря,лирика — как особый род поэзии — это и есть выражение личных чувств,психологических состояний. И она может возникнуть только тогда, когда людипостигают ценность этих личных чувств, их громадный человеческий иобщественный смысл. Лирика родилась сначала в Египте в XVI—XV веках до нашейэры, потом в Греции в героическую эпоху, и уже в VII—VI вв. до н. э. она сталатеснить греческий эпос и делаться главным видом поэзии. Само рождениелирики говорило, что в человечестве начался огромный психологический сдвиг,стали появляться совершенно новые стороны психологии, новые чувства, новыевзгляды на себя и на мир. Все это означало, что синкретическое сознаниедревности вступило в полосу кризиса, готовится уйти с арены истории, уступитьее новому типу сознания. У классическойтрагедии есть, кроме непсихологич- ности, еще одно отличие от лирики; онамолчит о благах и радостях любви и больше всего говорит о ее горе и бедах.Страх перед любовью, леденящая боязнь ее — это главное настроение, котороепронизывает большинство трагедий. В «Агамемноне»Эсхила, в «Трахинянках», «Геракле» и «Эдипе-царе» Софокла, в «Ипполите»,«Медее» и «Электре» Еврипида любовь — это кровавый двигатель людскихпоступков, она несет людям муки и ужас, смерть и измену. Медея, которуюразлюбил Ясон, мстит ему, убивая своих детей; Федра, полюбив Ипполита, своегопасынка, кончает с собой, а Тезей, ее муж, убивает Ипполита; Геракл в припадкебезумия приканчивает жену и детей, а потом и сам гибнет от любви Деяниры;Клитемнестра, полюбив Эгиста, губит мужа, Агамемнона, а их дети, Орест иЭлектра, убивают ее; Эдип, который убил своего отца, Лая, и стал мужем матери,Иокасты, узнав об этом родстве, выкалывает себе глаза... Ужас перед этиминфернальным чувством, страх перед этой демонической силой насквозьпронизывают классическую драму. Но откуда все этоберется? Почему так тесно смыкаются самые «дружеские» и самые «вражеские» чувства?Почему кровное родство омывается кровью? Почему люди, связанные самыми теснымиузами жизни, несут друг другу смерть? Греки по-своемухотят понять сущность жизни, и такое соединение нетерпимых полюсов и есть дляних эта сущность. Полюса эти враждебны, они не могут жить вместе, но жизнь длягреков — всесмешение, в ней все слито в синкретической неразделенности, и,сталкивая между собой ее крайние силы, они хотят постичь их смысл. Поэтому-то Эротклассической трагедии — это не тот веселый и порхающий летун, которого мыпривыкли видеть. Хор в еврипидовском «Ипполите» называет его царем над смертными,жестоким богом, который сеет смерть и проклятья. «Вы ужасы миру о силе Кипридымогли бы поведать»,— поет он. Эрот — это страшный бог, которого боятся другиебоги, такой, каким он был у Гесиода, или в древних гимнах, или у первых лириковГреции. Это еще ступеньстраха перед непонятной силой, ступень цепенящего недоумения. Для греков тойэпохи жизнь полна тайн, и самый, пожалуй, ясный ее двигатель — это воля богов.Герои многих классических трагедий, особенно ранних,— всего лишь наперстки напальце рока, и они действуют так, как он велит им. Боги — этопсевдоним неясных человеку движущих сил жизни, и чем больше эта неясность, тембольше пружин своей жизни человек отдает богам — и тем страшнее, сильнее,могущественнее кажутся они ему. И любовь выглядитв трагедии такой же страшной и непонятной, как эти боги, силой — и такой жемогущественной. Чувства, которые испытывают герои,— это не обычныечеловеческие чувства, а титанические импульсы души. Как будто обычные чувствавзяты под увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть их, и от этого резковыросли в масштабах, стали неузнаваемо другими. Вот, например,какую ураганную силу ненависти извергает Клитемнестра, эта леди Макбетантичности, убив Агамемнона: Там он, с хрипеньем, вкрасной луже отдал дух;И вместе с жизнью хлынувиз гортани, столб Это не чувствачеловека, а сверхчеловеческие страсти, циклопические клокотания души. Любовь,ненависть, радость, тоска, горе — все они достигают у древних накала страсти, иэта страсть швыряет человека, как песчинку, владеет им, как рабом, несет его,как ураган щепку. Таким было тогдапонимание чувств, такими были представления классических времен о чувствахчеловека. Видимо, до психологического реализма тут еще далеко, и тогдашняялирика ближе стоит к нему, чем драма. Возможно, впрочем, что «увеличенныечувства», «чувства-великаны» и есть на самом деле чувства древних — или хотябы какой-то их части. Возможно, что накал эмоций, переходящих в страсти,—особое свойство синкретического чувства древних, такой же стержень тогдашнейсинкретической психологии, как и неразличимое смешение телесных и духовныхощущений.
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.