Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Кейс: Бурение нефтяных скважин. Пример изобретательства.2013-05-16 05:51:00 (читать в оригинале)В этой статье я хочу опубликовать отрывок из книги «Изгнание Шестикрылого Серафима». В нем мы можем заглянуть за плечо изобретателя и посмотреть как он формулирует задачу для своего изобретения и каким путем он к нему приходит. Пусть вас не отпугнет, что пример основан на примере бурения нефтяных скважин, его суть достаточно проста и поможет сэкономить много времени на поиски своих решений. Задача.Для того чтобы добраться до нефти, находящейся на глубине в сотни и даже тысячи метров, бурят нефтяные скважины. Изначально скважины бурили вертикально, оно и понятно. Так легче бурить, и перпендикуляр короче наклонной.Выглядело это как на примере слева (картинка кликабельна). Но у этого «классического» метода есть один существенный недостаток: на одном месте можно пробурить лишь одну скважину. Теперь представим, что мы пробурили несколько наклонных скважин, которые расходятся под землей веером (или "кустом", как говорят нефтянники). В этом случае с одного места можно собирать гораздо больше нефти, но такие скважины и сложнее бурить. Зато можно экономить на оборудовании, сократить число рабочих и обслуживающих, облегчится транспортировка нефти. К тому же второй способ имеет огромное значение при добыче нефти на море, где просто невозможно рядом построить несколько вышек и площадь очень ограничена. Строительство в море обходится очень дорого и понятно, что с одного места выгоднее бурить 3-5 скважин, а то и семь. Кстати, в СССР существовала станция у которой было 19 скважин. Однако в бурении под углом есть свои проблемы. Посмотрите на рисунке, как изгибаются каналы. Старый бур банально застревал на таких поворотах, ибо он имел очень большую длину. Решение.Казалось-бы что может быть проще, нужно просто уменьшить длину этого бура и дело в шляпе. Однако это не так, с потерей длинны сильно падала мощность и он уже был не пригоден для работы. С другой стороны более длинный бур был более мощным, но быстрее застревал и тоже не годился.Получается, что бур должен быть одновременно и длинным, чтобы сохранить мощность, и коротким, чтобы не застревать. Получили противоречие. – Совершенно верно! – радостно подтвердил изобретатель Ахундов. – Именно так – противоречие! – Но что же здесь хорошего? – возразил журналист. – Как – что! Ведь это значит... Самое трудное в решение задачи – понять противоречие. Правильно найденное противоречие позволяет избежать лишних поисков и метаний. Становится ясным в каком месте нужно искать выход. – Вот именно, где же выход? – спросил журналист. – Нам нужен мощный электробур, поэтому давайте договоримся, что длину мы не трогаем. Что остается? Остается диаметр и форма. Уменьшение диаметра сделает его более подвижным, но это означает изменение всей конструкции и снова потерю мощности. Остается форма. ...У обычного электробура корпус прямой, сделать его кривым? Но такой электробур сложно построить. Да и на практике часто приходится менять наклон скважины, а значит под каждый наклон делать отдельный электробур? – Я чуствовал, – продолжал изобретатель Ахундов, – что основное направление выбрано правильно. Но конкретное решение долго не приходило. И тогда я увидел трамвай... Правда, лучше было бы, если бы я увидел поезд. – Простите, вы шутите? – возразил журналист. – Только отчасти. Почему вместо одного длинного вагона делают два сравнительно коротких? Ведь это сложнее и дороже? – Я об этом как-то не задумывался... Вероятно, длинный вагон получился бы очень громоздким. Ему трудно было бы разворачиваться. – Вот именно! В этом и состоит решение, электробур нужно сделать составным. – Из двух частей? – Почему обязательно из двух? Можно и из нескольких. Как видите, мне действительно лучше было бы увидеть поезд. Быстрыми движениями карандаша изобретатель набрасывает эскиз. Секции корпуса соединяются между собой более или менее жестко. Секции ротора - главной части электробура – с помощью шарниров Гука. Получается удивительная вещь. С одной стороны, длина электробура не уменьшается и мощность остается прежней, а с другой стороны каждая секция имеет небольшую длину и значит он уже не застрянет в скважине. Подведем итог.На этом примере прекрасно видна настоящая работа изобретателя. Вместо «научного» метода тыка, он использует системный подход. В решении любой изобретательской задачи в начале необходимо определить проблему и выявить противоречие, которое не позволяет решить её известными способами.После этого в первую очередь проверяют, нельзя ли изменить сам объект (размер, форму, число частей, материал, температуру, давление, скорость. Именно этим путем и пошел изобретатель Фридун Мусаевич Ахундов* *1935-1936гг. Впервые в СССР, инженер-нефтяник Фридун Ахундов (1915-1996гг.) получил авторские свидетельства на свои разработки: 1) электробур и, 2) лифт замещения для эксплуатации глубоких малодебитных нефтяных скважин. Ф.М. Ахундов - автор более 300 изобретательских предложений и авторских свидетельств в области нефтяного дела Азербайджана. (источник: http://referat.znate.ru/text/index-28830.html?page=110) Чернов Дмитрий© chernov.pro
|
Категория «Архитектура»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.