Последняя оставленная запись:
Движение по защите прав потребителей
2012-03-01 20:57:00 (читать в оригинале)
Защита прав потребителей это комплекс мер, которые должны быть реализованы государством и направлены для регулирования общественных отношений, возникающие между потребителем и субъектом предпринимательства – изготовителем, исполнителем, или продавцом и включает в себя как установление конкретных прав потребителей; и формы возможных нарушений прав с механизмом их защиты, а так же и ответственность за нарушение прав потребителей.
Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах царя Вавилона Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). В странах с развитой рыночной экономикой потребители выступают на рынке уже не разобщенно и изолированно друг от друга, а как организованная группа – как союз потребителей. Это, конечно же, усложняет деятельность производителей и продавцов, которым приходится учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей являются абсолютными и неприкосновенными. Такие формы как обман, товары низкого качества, невнимание к претензиям потребителей рассматриваются как попрание их законных прав.
Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность для потребителей в рамках имеющихся у них средств приобрести все, что они посчитают нужным для своего потребления в условиях возможности свободного выбора продавца, места покупки, и времени покупки и других факторов.
Консюмеризм – это организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителей на производителей и торговцев.
Консюмеризм возник в начале 60-х годов прошлого века. Теоретики консюмеризма рассматривают потребительское движение как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя. В современном мире потребительское движение в защиту своих прав уже приобрело широкое развитие. Активно используются как периодические издания, анти-реклама, консультации потребителей (правовая поддержка), независимые экспертизы товаров, судебные иски по бракованным товарам (потребительская экспертиза), просветительская работа по воспитанию потребителей (потребительское образование), и самой культуре потребления. Под давлением общественного потребительского движения в большинстве государств уже приняты специальные законы о защите прав потребителей. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. обобщила установившуюся в мире практику и разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Целью руководящих принципов явились:
- · содействие странам в их борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);
- · поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;
- · поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и реализации товаров и услуг для потребителей.
Основанная в 1960г. Всемирная организация потребителей (Consumers International) провозгласила восемь основных прав потребителей:
• право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
• право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
• право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
• право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
• право на возмещение ущерба (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
• право на здоровую окружающую среду;
• право на потребительское образование (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
• право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
«Защита прав потребителей» — это уже исторически сложившееся понятие, которое было введено принятым Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года - Законом «О защите прав потребителей». Новое в те годы понятие должно было призвано указывать на начало перестройки сознания российского общества, ориентацию экономики на нужды человека (потребителя), поскольку все действующее в то время законодательство основывалось на приоритете именно интересов изготовителя и продавца, который был преимущественно представлен государственными организациями. В последующие годы Закон «О защите прав потребителей» претерпел уже несколько редакций, которые конкретизировали его положения.