Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Методы исследования в теории физического воспитания2011-10-24 12:59:56 (читать в оригинале)Круг вопросов, которые изучает теория и методика физического воспитания, широк. Поэтому при исследовании применяются не только педагогические методы, но и методы, используемые в смежных науках — социологии, психологии, физиологии, биохимии и при врачебном контроле. В теории физического воспитания используются методы теоретического анализа и обобщения, педагогического обследования и эксперимента. Методы теоретического анализа и обобщения. Любое исследование начинается с изучения, анализа и обобщения литературных источников. Для этого исследователь знакомится с библиографией и отбирает те литературные источники, которые ему необходимо проанализировать, составляет план их изучения, продумывает методику записей и анализа. В теоретическом исследовании этот метод может быть единственным. Так можно проследить, как развивались взгляды на те или иные вопросы теории физического воспитания (например, структура физкультурного занятия в связи с конкретными историческими условиями). Для экспериментальных исследований, при изучении литературы, следует установить, какие вопросы уже изучены, в какой мере они освещены и какие из них требуют дальнейшего обоснования и экспериментальной проверки. Многие важные для теории физического воспитания данные можно обнаружить при анализе различных документов, составляемых работниками дошкольных учреждений (например, планы работы на неделю, планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры, протоколы педагогических советов и др.). Данные, выявленные в результате анализа этих документов, могут быть использованы в качестве рабочей гипотезы (предполагаемых результатов экспериментального исследования). Для сбора фактов могут быть использованы анкеты и опросные листы. В анкетах вопросы ставятся так, чтобы получить краткий ответ: «да» или «нет». В опросном листе ответы даются в развернутой форме, например возраст, стаж работы, образование, характеристика условий для занятия физическими упражнениями и др. В том и другом случае ответы должны быть письменными. Анкеты и опросные листы применяются чаще в начале исследования и имеют вспомогательное значение. Интересующие исследователя материалы могут быть собраны во время беседы по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стимулировать обстоятельные ответы. Например, воспитатель спрашивает ребенка: «Ты умеешь правильно стоять? Покажи, как нужно стоять. А теперь расскажи, как нужно правильно стоять» и т. д. Методы педагогического обследования. Эта группа методов включает педагогическое наблюдение. В отличие от повседневного, оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу, четко обозначенный предмет наблюдения, а также систему фиксации наблюдаемых фактов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Он заранее разрабатывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (условные обозначения при записи и др.) и обработки. Кроме того, определяется рабочая гипотеза, которая должна подтвердиться или быть опровергнута в результате наблюдения. Наблюдение должно быть избирательным, конкретным (например, характер объяснений, указаний, качество выполнения физических упражнений и др.). Преимущество педагогического наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать объекты в естественных условиях. При этом факты должны быть объективными и не зависеть от личных качеств исследователя. В процессе наблюдений следует использовать методы точной регистрации наблюдаемого. Например, для регистрации техники движений используются фотосъемка, киносъемка, циклография, видеомагнитофонная запись и др. Для фиксации отдельных параметров движения применяется различная аппаратура (динамометры для измерения силы и др.). Методом хронометража определяется время, затрачиваемое на выполнение физических упражнений, тех или иных действий, а также продолжительность отдельных частей занятия и занятия в целом. Хронометраж проводится с помощью хронометров, ручных секундомеров и других приборов. Речь воспитателя регистрируется путем стенографирования, магнитофонной записи. Результаты наблюдений заносятся в журнал, дневник, протокол. В процессе наблюдения необходимо давать предварительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или они противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На основании данных, полученных при повторном наблюдении, могут быть подвержены сомнению предварительно сделанные заключения и внесены поправки в первоначальную гипотезу, в организацию наблюдения. Наблюдение может носить характер самонаблюдения в форме самоконтроля за состоянием здоровья, самочувствием. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом следует руководствоваться не только субъективными ощущениями, но и объективными данными: показатели пульса, кровяного давления и др. Данные самонаблюдений должны заноситься в специальный дневник и анализироваться. Экспериментальные методы. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естественный и лабораторный эксперименты. При естественном эксперименте занятия проводятся без отступлений от обычных условий, а если отступления имеются, то они минимальны. Лабораторный эксперимент заключается в создании специальной обстановки и устранении побочных влияний, исключении случайностей и задержки в накоплении необходимого материала. Кроме того, экспериментатор может варьировать условия, чтобы точнее выяснить причинную связь между явлениями. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен. Эксперименты могут проводиться с целью выявления определенных фактов или зависимостей — абсолютный эксперимент. Некоторые эксперименты направлены на сравнение показателей (эффективность средств физического воспитания, приемов обучения и т. д.). Такой эксперимент называется сравнительным. Перед проведением эксперимента необходимо определить задачи и составить план исследования, сформулировать рабочую гипотезу, разработать методику экспериментальных занятий, методику регистрации фактов и их обработки. В сравнительных экспериментах участвуют две или несколько однородных групп (по полу, возрасту и физической подготовленности). Занятия в них отличаются каким-либо одним фактором (например, введением подводящих упражнений при формировании двигательных навыков). В конце эксперимента определяется, в какой группе получены более высокие результаты по освоению движений. Группа, в которой проводятся экспериментальные занятия, называется экспериментальной. Группу, которая занимается по обычной (общепринятой, традиционной) методике, называют контрольной. Для большей достоверности результатов эксперимента применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая — по второй. Во втором эксперименте первая группа занимается по второй методике, а вторая — по первой. В исследованиях, в которых сопоставляется эффективность трех и более вариантов, эксперименты проводятся в три и более этапов и выявляется преимущество одного из вариантов. Экспериментальное исследование проводится по этапам. Сначала организуется поисковый эксперимент по опробованию методики сбора материала (наблюдений и др.), по уточнению методики экспериментальных занятий. После этого проводится констатирующий эксперимент. Например, обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, а также знаний о физическом воспитании у детей экспериментальной и контрольной групп. В дальнейшем организуется обучение—формирующий эксперимент, проверка разработанной методики проведения занятий. В ходе проведения экспериментальных занятий проводятся наблюдения, регистрация техники движений с помощью фото- и киносъемки и др. Данные наблюдений оформляются в виде протоколов. После окончания эксперимента проводится повторное обследование детей по тем же параметрам, что и в констатирующем эксперименте. Данные срезов, наблюдений подвергаются количественному и качественному анализу, статистической (математической) обработке. После проведения эксперимента организуется проверка выводов и рекомендаций на практике. На последнем этапе полученные результаты следует внедрить в работу детских учреждений. Математические методы. После сбора экспериментального материала индивидуальные результаты изменений изучаемых показателей под влиянием воздействующих факторов должны быть подвергнуты математической обработке с целью определения достоверности сделанных выводов (получения статистически достоверных обобщений данных). По результатам эксперимента часто возникает необходимость установить функциональную зависимость между отдельными показателями. В этом случае применяют методы корреляции, регрессии и дисперсионный анализ. Данные математической обработки могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм и графиков .
|
Категория «Картинки»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.