Сегодня 30 января, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни
Голосов: 0
Адрес блога: http://avangardsport.livejournal.com/
Добавлен: 2012-04-24 21:44:05
 

Связь теории физического воспитания с другими науками

2011-10-23 14:01:42 (читать в оригинале)

Связь теории физического воспитания с другими науками детей дошкольного возраста связана с целым комплексом специализированных научных дисциплин. Одни из них — гуманитарного характера (общая теория физического воспитания, общая педагогика, дошкольная педагогика, психология физического воспитания и спорта, детская психиатрия — изучают социальные закономерности развития и организаций физической культуры, влияние физических упражнений на психику человека (ребенка), а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия. Другие науки — биологические и смежные естественнонаучные дисциплины (физиология и биомеханика физических упражнений, динамическая анатомия, биохимия, медицина, педиатрия, гигиена физических упражнений, врачебно-физкультурный контроль, лечебная физическая культура)—изучают процессы биологического развития человека (ребенка).

Каждая из перечисленных выше научных дисциплин изучает определенную сторону физического развития, но не может быть положена в основу системы педагогических воздействий для достижения лучших результатов воспитания. Эту задачу призвана решать специализированная педагогическая наука — теория и методика физического воспитания детей, которая синтезирует все достижения других наук, имеющих отношение к физическому воспитанию.

Естественнонаучную и психолого-педагогическую основу теории физического воспитания детей дошкольного возраста составляют взаимосвязанные научные дисциплины, позволяющие целостно подходить к изучению закономерностей возрастной физиологии и детской психологии. В связи с этим деятельность организма человека (ребенка) рассматривается как единая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, функциональные и психические процессы. Советская психология указывает на то, что физиологическое и психическое является одной и той же рефлекторной отражательной деятельностью и лишь рассматривается она в различных отношениях. Поэтому психологическое исследование деятельности естественно продолжает физиологическое (С. Л. Рубинштейн).

Исследования показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер и формируются на протяжении детства под влиянием внешних воздействий, т. е. в процессе воспитания.
Современные достижения науки в этой области опираются на учение о высшей нервной деятельности великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Их ученики и последователи Н. И. Красногорский, Н. И. Касаткин, А. Н. Крестовников, Н. М. Щелованов и другие развили это учение применительно к высшей нервной деятельности ребенка.

Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна свидетельствуют о том, «что ни одна из таких специфических человеческих способностей, как логическое мышление, творческое, воображение, целесообразная воля и т. д., не дана ребенку в готовом виде от рождения, что они формируются прижизненно в результате усвоения детьми общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями» .

О единстве организма и среды. С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. И. П. Павлов рассматривал это уравновешивание как основной закон жизни.
Следует подчеркнуть, что приспособление человеческого организма, обладающего потенциальными возможностями развития мышления, чувств, сознания, требует с первых дней жизни комплексного воспитательного воздействия, направленного на постепенное, неуклонное формирование человеческой личности, поэтому забота о правильном физическом развитии и здоровье ребенка должна осуществляться в единстве с духовным, интеллектуальным развитием.

Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабатываться человеком специально, преднамеренно. В процессе физического воспитания особо важным является повышение или расширение функциональных возможностей человеческого организма.

Физическое воспитание ребенка предусматривает определенный научно обоснованный режим, закаливание организма, формирование двигательных навыков. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные занятия, игры, спортивные упражнения в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды.
Необходимым условием нормального развития организма ребенка является двигательная активность, от которой зависит его положительное нервно-психическое состояние, нормальный рост и развитие, уровень функциональных возможностей и работоспособность (П. Ф. Лесгафт, А. Н, Крестовников, И. А. Аршавский, О. В. Силина, Г. П. Юрко и др.). Следует отметить, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Двигательный режим складывается из организованных занятий и свободной двигательной деятельности детей, которая в основном реализуется во время прогулки. При нормировании двигательного режима детей важное место занимает уровень или запрос двигательной активности. «Известно, что моторная активность детей определяется многими факторами — возрастом, состоянием здоровья, индивидуально-типологическими особенностями, ВНД (высшая нервная деятельность) детей, постановкой физического воспитания, климатическими условиями, временем года и т. д. Как показало специальное исследование, индивидуальная двигательная потребность ребенка наиболее ярко проявляется в его деятельности» .
Закаливание и физические упражнения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе этого закаленность и определенная тренированность представляют индивидуальные приспособления каждого к изменяющейся внешней среде. Ведущее значение для развития человеческого мозга, высшей нервной деятельности имеет социальная среда.

Индивидуальное приспособление человека в процессе общественно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу условно- рефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физиологические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах, так и на поведение человека в целом. К индивидуальном приспособлению ребенка в окружающей социальной среде могу быть отнесены различные навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни.

Об индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Для осуществления полноценного физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста особое значение имеет изучение возрастных закономерностей развития центральной нервной системы ребенка, определяющих отбор педагогических воздействий и организацию учебно-воспитательного процесса.
Установлено, что ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками и особенностями нервной системы. Однако, являясь лишь органическими предпосылками психического развития ребенка, они не предопределяют характер и уровень этого развития. Доказано также, что каждый ребенок имеет огромные потенциальные психофизиологические возможности, составляющие надежную основу для его нервно- психического развития. Таким образом, учитывая, с одной стороны, органические предпосылки и, с другой, потенциальные возможности, необходимо создавать наилучшие педагогические условия, правильно организовывать процесс физического воспитания, позволяющий непосредственно воздействовать на организм и психику ребенка в условиях целенаправленного воспитания и обучения. Учитывая врожденные особенности нервной системы ребенка и ведущую роль внешних воздействий на ее формирование, важно обеспечить правильный режим и его неуклонное выполнение (полноценный сон, четкая дозировка занятий, активная двигательная деятельность, установленное время пребывания на воздухе). Особое значение имеет эмоционально-положительная обстановка — ровные, спокойные, дружелюбные взаимоотношения детей и взрослых с детьми.

«Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное гармоническое окружение ребенка есть лучшее средство для формирования твердого, законченного характера» .
Имея в виду определенное значение врожденных предпосылок и вместе с тем возможности их изменения, дошкольная педагогика направляет воспитательный процесс, с одной стороны, на ослабление неблагоприятных черт, а с другой — на развитие положительных задатков.

Н. И. Красногорский писал: «Важно для воспитателя и учителя установить типы высшей нервной деятельности своих воспитанников; зная типовые особенности, они могут умело направлять развитие высшей нервной деятельности детей по определенным путям и оказывать действенную помощь своим советом».

В процессе физического воспитания типологические особенности детей учитываются с целью осуществления индивидуального подхода, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, активной двигательной деятельности, эмоционально-положительного состояния ребенка.

Как известно, индивидуальные особенности нервной системы у детей различны. Одни отличаются уравновешенностью в поведении и деятельности; другие повышенно возбудимы, неуравновешенны, с трудом справляются со своими эмоциями; наблюдаются дети, имеющие пониженную реакцию, не уверенные в себе. Последним требуется иногда Дополнительные усилия и большая организованность, чтобы довести до успешного окончания начатое дело. Однако достигнутый результат, потребовавший мобилизации всех сил, может быть очень высоким, поэтому педагогические условия должны помогать ребенку в преодолении трудностей, способствовать укреплению веры в свои силы.

Определение особенностей нервной системы ребенка в целях отбора методов индивидуального руководства требует подробных сведений о ребенке со дня его рождения (состояние здоровья, перенесенные болезни, время начала ходьбы, развитие речи), об условиях семейной обстановки, о перенесенных травмах (если они были), интересах ребенка, его привязанностях, любимых занятиях и т. д. Очень важны собственные наблюдения воспитателя в процессе повседневной жизни. Анализ всего материала позволит воспитателю сделать необходимые выводы и наметить пути воспитательного влияния, содействующие поддержанию эмоционально- положительного состояния ребенка, развитию разнообразной активной деятельности, проявлению творческих склонностей.

Физическое воспитание располагает действенными средствами и методами, оказывающими влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе активной двигательной деятельности ребенок упражняется в проявлении морально-волевых качеств: смело действовать в игре и несмотря на опасность быть пойманным, стараться выручить товарища; стремиться вместе со всеми выполнить общую задачу (например, вовремя прибежать и построиться всем звеном) и др. Неоднократное повторение таких действий постепенно осознается ребенком как необходимость. Поощряющая оценка воспитателя и сверстников вызывает чувство морального удовлетворения, эмоциональный подъем, желание поступать так же в дальнейшем. Выполнение робким ребенком ведущих ролей, объяснение и показ для всех детей по заданию воспитателя какого-либо упражнения постепенно освобождают его от застенчивости, мобилизуют память, вызывают интерес к занятиям. Ребенок становится более общительным, инициативным, веселым. Дети неуравновешенные, но самоуверенные постепенно в процессе занятий и игр начинают подчиняться общим требованиям, становятся более сдержанными, организованными, умеющими уступать другим, соблюдать очередность при выполнении интересных заданий (быть водящим в игре, исполнять любимую роль, объяснять и показывать упражнение и т. п.).
Мероприятия по закаливанию укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность; физические упражнения, в том числе подвижные игры, создают условия для активной двигательной деятельности и вызывают эмоциональный подъем, энергию, усиливают кровообращение, работу сердца и кровоснабжение мозга, содействуют общему оздоровлению организма.

Неотъемлемым компонентом физического воспитания следует считать систематическое развитие у ребенка творческой инициативы, проявлению которой содействует двигательная деятельность в подвижных играх и физических упражнениях. Творческие задания, предлагаемые детям в этих двигательных формах, стимулируют развитие воображения и мышления, возникновение ассоциаций и желания придумать что-то свое, а затем практически воспроизвести свой замысел (Л. М. Коровина, Э. Я. Степаненкова).

«Забота о человеческом здоровье,— писал В. А. Сухомлинский,— тем более о здоровье ребенка,— это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .

Тэги: воспитание, связь, теория, физический

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.