Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Фентази2013-02-20 17:34:00 (читать в оригинале)Начнем с опровержения двух весьма распространенных заблуждений.Фэнтези появилось не в двадцатом веке. Джон Рональд Руэл Толкиен не былродоначальником жанра. Позволим ярым фанатикам, что потеряли сознание, увидев столь жуткуюкрамолу, прийти в себя, а сами устроим небольшой экскурс в историюжанра. Дадим самое первое, конструктивно не верное, но, тем не менее,отлично описывающее ту разновидность литературы, что принято называть"e;фэнтези"e;, определение. "e;Любое произведение, в котором невозможноесоседствует с возможным и есть фэнтези"e;. Разумеется, под эту дефиницию можно с легкостью подогнать вообщевсю нереалистическую литературу. Именно этого и добиваемся, ибоспускаться от общего к частному - несравнимо легче, нежели сразу жеобособливать фэнтези в отдельный жанр. Самый главный, основополагающийэлемент фэнтезийной литературы - совмещение абсолютного вымысла идействительности. Причем, основная доля достается именно выдумке, тогдакак реализм и достоверность отыгрывают вспомогательные роли второгоплана. Таким образом, отталкиваясь от нашего незамысловатого определения,можно получить приблизительную дату зарождения жанра. Это - серединавторого тысячелетия, разумеется, до нашей эры. Первым полетом фантазии,вырвавшимся из тесных рамок реализма, по мнению Вашего покорного слуги,стал Шумерский эпос о герое Гильгамеше. "e;Эй!"e; - возмутятся знатоки, - "e;Уважаемый, гнусно обманываешь!Устные сказания-то существовали и куда как раньше!"e; Абсолютносправедливо. Отбиваясь от строгих критиков, модернизирую определение.Избранный нами метод - от общего к частному, - вполне позволяетподобные вольности. Пусть теперь фэнтези определяется, как "e;История, вкоей нереальное тесно сливается с реальным, а в основе сюжета лежитДЕЙСТВИЕ"e;. Знатоки-критики не успокаиваются. "e;И что с того? Разве мало былодошумерского эпоса? Чем, например, не устроил эпос кроманьонский?"e; Вответ на это, Ваш покорный слуга добавит еще кое-что в постепенносоздаваемое определение. Пусть основополагающим станет не простоДЕЙСТВИЕ, а поиск. Квест, приключение. Как кому больше нравится. Под "e;поиском-квестом"e;, в данном случае, будем понимать не простобанальное разыскание какой-либо вещицы, но поэтапное прохождение трехстадий: "e;установление цели"e; - "e;движение к выполнению"e; - "e;результат"e;.Цель поиска далеко не обязательно будет материальной. Пусть квестопределяется, как целенаправленное движение к достижению поставленнойзадачи. Движемся дальше. Пока движемся, определение переживает новыеметаморфозы. Появляются всевозможные мифические существа, стольнеобходимые для создания и поддержания особой "e;квестовой"e; атмосферы.Циклопы, оборотни, черти, демоны, василиски, грифоны, драконы... Вочередной раз вспоминаем самое первое определение, - то, что прососедство возможного с невозможным. Откуда, по-вашему, взялись все этиразношерстные зверьки? Хитроумные сочинители пользовались своеобразным"e;конструктором"e;: брали "e;запчасти"e; одних животных, к ним присоединяличасти тел других, прибавляли клыки, когти и крылья, для антуража...Вуа-ля! Страшилище готово! Основная масса всех мифических чудиков, сутьесть - сборная солянка из тел реально существовавших зверушек: львов,грифов, лошадей, рыбок, слонов... Куда там современным генетикам досказочников! Существ различных насоставляли тьму-тьмущую. А как жеиначе? Конкуренция была достаточно ощутима, надо было совершенствоватьсвои истории, чтоб оппонентов обгонять. Именно в период расцвета народного эпоса, фэнтези стало обретатьболее-менее привычные нашему глазу черты. Выживали исключительноконкурентоспособные зверьки и захватывающие истории. Эльфы и гномы,маги и колдуны, циклопы и сирены - все они давно стали привычными длялюбого почитателя жанра. Подозреваю, что многие сильно удивятся,повстречав варана, тогда как останутся совершенно спокойными, ежеликперед носом прошмыгнет хоббит, цепко сжимающий в потной ладошкеколечко... Сказители ухитрились создать некий обобщенно-привычный, читай -узнаваемый, образ сказочного персонажа. Стереотип внешности иповедения. Нечто, позволяющее нам четко детерминировать любое создание.Большие зубы, черный окрас - злой. Добродушная улыбка, пушистаямордочка - хороший. По сей день подобные характеристики остаютсяконстантами. Постепенно подобрались к первому тысячелетию нашей эры. Именноэтот период становится расцветом героической литературы. Хитроумныеперсонажи постепенно начинают вытесняться здоровеннымисилачами-рыцарями, ловко орудующими двуручными мечами и валящимидраконов и прочую живность десятками. Ничего сложного. Процесс реадаптации прошел на удивление спокойно.Начинку сказители оставили старую, изменили лишь антураж. Так ипоявились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола, чтоспособны за наикратчайший период времени сокрушать в одиночку полкиврагов. Каждый талантливый менестрель умудрялся усовершенствоватьдеяния, воспетые в "e;ранних версиях"e; героических песен. Всеусовершенствования, правда, проводились экстенсивно. Увеличивались лишьколичественные показатели: поверженные враги, добытые сокровища,завоеванные королевства. Этого вполне хватало, дабы не отставать отконкурентов. Таким образом, наше определение трансформируется в очередной раз.К реальности-нереальности, действию-поиску добавляется акцентуация намогучем герое. Уже не многочисленные небожители главные лицаповествования, но отважные войны, что разъезжают на белоснежных конях исокрушают сонмы врагов. Параллельно происходит некое "e;приземление"e; целипоиска. Своеобразное приближение к реальности. Герои ищут уже небессмертие, но звонкую монету и славу да почести. Проблематикастановится куда как более актуальной. Начинается поход фантазии "e;вмассы"e;. Разумеется, подобные безобразия не могли радовать СвятуюМатушку - Христианскую Церковь. При непосредственном участиипредставителей оной организации, эпические баллады получают новуюподоплеку. Могучим героям дается задание - искать Святые Грали и ГробыГосподни. И опять наше определение трансформируется. Действие-поискстановится "e;глобальным"e;. Квест больше не представляет собой путешествиеза сокровищами-бессмертиями и военный поход супротив восставшеговассала. Теперь задача абсолютно ясна и определенна - герой, рискуяглавой, совершает нечто безумно важное, необходимое для существованиячеловечества, что питьевая водица. Цели поиска перестают бытьлокальными, обособленными. Раз уж герой могуч и силен сверх всякоймеры, то наиболее достойная задача для него - спасти мир. Параллельно с христианизацией героических баллад, идет процесс ихромантизации. Угадайте, барды какого государства наиболее отличились наэтом поприще? Правильно. Французы. Чтобы там ни говорили, но Британскийгероический эпос усердно старался избегать всякого упоминания о милыхдамах. Ну, разве что, как об объекте сиюминутного потребления...Галантные французы не cмогли вынести этих шовинистских замашек.Внимание! Появляется первое имя, в череде обычных перечислений -француз Кретьен де Труа, автор романа "e;Ланселот - Рыцарь Телеги"e; Вкладего в развитие литературы-фантазии потрясающе велик. Мало того, чтоодним из первых романтизировал отношения между героями, он критическиувеличил значимость одного из важнейших элементов любогофэнтези-произведения - соприключенцев. Ранее все персонажи появлялись инезаметно исчезали. Внимание акцентировалось лишь на главного Героя.Или, еще раньше, на сонм главных героев. Кретьен де Труа расширил узкиерамки. В его романах соратники Артура играют ведущие роли, а неотсиживаются на заднем плане. Именно Де Труа почитатели современнойфэнтези должны благодарить за обширный список стереотипных приключенцев- глуповатый оруженосец, могучий маг, верный воин-побратим... Я умышленно пропускаю Баума и Льюиса Кэролла, дабы не давать новыхповодов для бесконечных споров - фэнтези они писали или сказки, лишьотмечу, что эти авторы наконец-то укрепили концепцию "e;вторичных миров"e;.Столкнувшись с серьезным конкурентом в лице естественно-научнойфантастической литературой, что славилась своим скурпулезным отношениемк физическим законам мироздания, литературе-фантазии пришлось искатьновое место дислокации событий. Наиболее удачным вариантом стал мир,расположенный где-то поблизости от реального, однако ж, с ним несоприкасающийся. Единственный способ попасть в сей мир - найтисвоеобразную Дверь, что расположена где-то в нашем мире. Неважно - норали это, платяной шкаф или ураган-транспортер. Алиса бродила по странному Миру Зазеркалья, Дороти исследовалачудесную страну Оз... А на горизонте маячила Тень. Порывы ветраприносили отзвуки далекого марша. Мир фантазии готовился встречатьКороля Жанра, который, наконец, расставит все по местам, вознесетфэнтези на Олимп славы нереалистической литературы, потеснит набирающуюход научную фантастику. В 1930-ом году, неизвестный молодой писатель Роберт Говард,придумывает Конана-Варвара. Бесстрашного воина, что так же ловок исилен в боях, сколь и искусен в любовных играх. Говардовский геройпроживает в загадочном чуждом читателю мире Меча и Колдовства. Вмире-фантазии... Романы, описывающие приключения могучего Варвара, на какой-то периодвзлетают к вершине славы... Вот он, Король Жанра? Нет. Падение с Олимпапроисходит в 1936-ом году. Говард совершает самоубийство. Вся эта чехарда и суета вокруг Конана не мешает подданому короны,носящему заурядное имя Джон, неспешно выводить в тетради: "e;Жил-был вноре под землей хоббит..."e; Книга Толкиена "e;Хоббит"e; выходит в свет в 1937 году. Становясьнеким откровением, для жадного до литературы-фантазии читателя. Хотяиз-за видимой легкости и "e;детской сказочности"e; (куда уж хоббиту Бильбодо мускулистого потрощителя Конана) роман "e;серьезными"e; читателямивоспринимается неоднозначно. В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу -"e;Нарнию"e;, симпатичную, околорелигиозную фэнтези, которая, конечно,нашла своего читателя, но фурора не произвела... В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессораТолкиена. "e;Властелин Колец"e;. И окончательно жанр оформляется в конце60-х, когда "e;Властелин"e; выходит в "e;доступной"e; мягкой обложке. Писатели, почуяв откуда дует ветер, немедленно приступили косвоению нового для них жанра. Талантливый молодняк, ветеранистыевыходцы из научно-фантастической братии, разочаровавшиеся реалисты -все бросились писать фэнтези. Авторы полезли, что грибы после дождичка.Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон,Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, РобертАсприн... Расшифруйте себя. Тайны подсознания. Что мы рисуем? Что такое Белая Магия? Открытие нашего эзотерического центра. Биография Сэма Винчестера "Зачараванные" "Баффи истребительница вампиров" Биография Сары Мишель Геллар Что такое приворот Белая магия Кто такие волхвы? и существуют ли они на самом деле?
|
Категория «Картинки»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.