Сегодня 2 мая, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
zombibakss
zombibakss
Голосов: 1
Адрес блога: http://zombibakss.livejournal.com/
Добавлен: 2012-08-04 20:14:47 блограйдером 1234zz
 

e; Руны на оружии e;

2013-02-20 18:53:26 (читать в оригинале)

Человек бессмертен
Кое - что о магии. Плата за магию или как нас дурят
Вызов покойного
оккультной литературе; это понятие охватывает путешествия в другие миры или места, в то время как физическое тело спит или находится в транс
Нет более секретной информации, чем археологическая
Рожденственское гадание (разбитые сердца)
Византия как цивилизационное пространство
Демонология
Эликсир долголетия
Мужчина Телец






Руны на оружии

 

Автор Антон Платов

Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном оружии. Прежде всего мы встречаем священное оружие в мифологии в качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например, Гунгнир и Ассал - копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков Мьёлльнир - молот Тора, или волшебный меч Фрейра. очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так, например, священное копье Одина (или Луга) - это и axis mundi, мировая ось, т.е. Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб человека...

Однако, данная тема этого курса посвящена не оружию богов, но тому магическому оружию, которое использовалось, согласно легендам и сагам, людьми и магами Древней Европы.

Упоминаний о таком оружии множество - нет смысла перечислять их все. Достаточно вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона1; или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в случае смертельной опасности и издававший при этом пронзительный крик; или легендарный русский меч-кладенец... Однако, прежде, чем перейти к оружию собственно магическому, нужно сказать несколько слов и о сакральности оружия вообще.

Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момента своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с определенной магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем Средневековье к кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.

Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, “сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками"e;2. Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях (например, в “Песне о Роланде”), и даже в довольно поздних балладах и легендах, как, например, в датской балладе “Меч-мститель”:

Педер стоит в углу двора,
Ему с мечом говорить пора.
“Меч мой, славу свою обнови.
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч, постой,
Нет у меня родни другой.3”

В силу свойственного сакральной Традиции закону всеобщего подобия (“то, что верху, как то, что внизу”), оружие земное, физическое, почиталось своего рода “отражением” оружия божественного, принадлежащего богам, и соответственно, считалось посвященным тому или иному богу: копье, например, - Одину; меч - Фрейру или Одину; топор, палица, кистень - Тору. Конечно, такое посвящение - вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и обращаясь к более древним временам. Так, М.Маковский cправедливо возводит готское hairus “меч” к древнейшей индоевропейской основе *ker- “издавать звук”, “звучать” и даже связывает в один семантический ряд англ. sword (нем. Schwert) “меч” и англ. word (нем. Wort) “слово”4. То же самое можно было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.

Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные Тацитом описания мужских инициаций германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом. И вот здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы подчеркнуть эту последнюю функцию оружия.

Речь в данном случае идет не о волшебном боевом оружии, но, напротив, о холодном оружии, находящем применение как средство традиционной магии. И меч, и нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как в профессиональной, так и в бытовой магии.

По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени сильным оберегом, которого не могут коснуться многие враждебные духи и вредоносная магия (известны, например, раннесреднедневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами.

Наряду с защитным (оберегающим), активный аспект также присущ магии холодного оружия. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта образует магический круг. Однако, тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического нападения, выступая, подобно посоху, “направляющей” для магической энергии.

Отметим, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим образом). Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфических ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня.

Однако, вернемся к основной теме. Не следует думать, что в качестве рабочего материала металл стал выступать лишь совсем недавно. Разумеется, древесину и кость человечество освоило в гораздо более древние времена, и тем не менее - в Европе освоение металла началось не позднее начала VII тысячелетия до Р.Х.!

Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов - об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос - “звездный”, арм. яркат - “капнувший с неба” и т.д.

Эти самородные металлы - как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд - с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее, представление о том, что самородный или “звездный” металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим.

Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялся как действие сакральное, с чем связано и формирование культа Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой европейской традиционной культуре.

Несмотря на широчайшее распространение, которое железо завоевало уже в I тысячелетии до Р.Х., этот металл очень долго почитался обладающим волшебными свойствами не менее, чем, например, золото. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изгонять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный предмет (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.

Итак, уже сам по себе материал, из которого изготовлен меч или нож, сам по себе обладает определенной магией, точнее - магическими свойствами. Дополнительную магию придает оружию и сама его форма: как и посох, меч или нож может быть использован для направления магической энергии, свободно “стекающей” по клинку. Очень часто в сакральной Традиции оружие украшалось магическими символами, как о том говорит, например, Скирнир в одной из песен Старшей Эдды о мече бога Фрейра:

Видишь ты меч
в ладони моей,
изукрашенный знаками?..

(Поездка Скирнира, 23)

Таких “изукрашенных знаками” древних клинков немало сохранила земля. На многих мечах и наконечниках копий, датируемых началом - серединой прошлого тысячелетия мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе - и руны. И очень часто вместе с магическими изображениями мы находим на клинках начертанное рунами имя самого оружия.

Действительно, в древности многие клинки имели собственные имена. Так, например, саги рассказывают о коpоле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гаpда которого была сpаботана из моpжового клыка, а pукоять - покpыта золотом. Имя меча было Leggbitr, что значит “Ногокусатель”. Среди других известных нам имен мечей можно назвать: “Пламя Одина”, “Лед Битвы”, “Огонь Щитов”, “Огонь Князя Моpя”, “Факел Кpови”, “Змей Раны”, “Молот Вязи Боя”, “Пес Шлемов” и т.д.. Точно так же часто имели собственные имена и ножи, и копья.

Прекрасным примером нанесения имени на клинок может служить наконечник копья, найденный близ Бреста (бывш. СССР) и датируемый III в. от Р.Х.. По стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись - Tilariths - “Нападающий”, представляющая собой имя наконечника.

Еще один пример - наконечник копья из Овре Стабю (Скандинавия, II в. от Р.Х.), имя которого звучит как Raunijaz, что означает, по разным версиям, либо “Ранящий” (т.е. “наносящий ранения”), либо - “Испытывающий”. Другие начертанные на клинках рунами имена оружия звучат как Ranja - “Нападатель” или “Пронзающий” (Геpмания, III в.), Gaois - “Лаятель” (т.е. “тот, кто лает”), Dorih - “Могучий-в-Хpабpости” и т.д.

Нужно также сказать, что известны предметы, на которых одна надпись соединяет заклинание и собственное имя предмета. Так, на клинке одного из раннесредневековых мечей можно видеть руническую надпись, гласящую: “Да не щадит никого Маpp”; “Марр” здесь как раз является именем меча.

 

Примечания

1. Каледвулх - древнейшее, вероятно, имя этого меча. Известное нам по поздним (в основном, французским) романам имя Экскалибур - это искажение другого, более раннего искажения - Калибурн.

2. Ф.Кардини. Истоки средевекового рыцарства. М., 1987.

3. Пер. И.Ивановского, цит. по: Скандинавская баллада. Л., 1978.

4. М.М.Маковский. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.




Зарабатываю на smmka.ru











Тэги: оружие, руно

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»
Изменения рейтинга
Категория «Кино»
Взлеты Топ 5
+363
414
Информационный колодец
+341
345
Yurenzo
+339
343
CAPTAIN
+331
341
Alta1r
+322
361
Vindigo
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.