Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ценность искусства в постижении неизвестного2012-08-17 13:57:37 (читать в оригинале)Виктор Владиславович САЧИВКО, красноярский художник — В чём заключается вечная ценность искусства? — В самом принципе искусства. Хотелось бы процитировать Каземира Севериновича Малевича, который сказал приблизительно так: «Стоят руины храма. И Бог, которому посвящён этот храм, уже забыт. И имя его забыто. А люди продолжают приходить и восхищаться прекрасным». То есть искусство сильнее любой утилитарной необходимости и даже того, что принято считать возвышенным. Это абстрагированный и отвлечённый вариант ответа на этот вопрос. С другой стороны, если говорить предметно, вечное в искусстве — это те ценности, которые уже попали в вечность — например, Рембрандт или египетские пирамиды. Предполагаю, что, например, Рафаэль при этом — не вечное. Так как вечность — апофеоз подлинности, полное отсутствие конъюнктуры и работы на заказ. В целом, вечная ценность искусства — это свидетельство вечно живого творца в нетленных руинах (уподобление божественному принципу сотворения мира). И творцы-художники в повседневной жизни, наверное, нам не очень понравились бы как люди, и знакомиться с ними не захотелось бы (возможно, и Рембрандт после знакомства разочаровал бы). Но есть те произведения, которые они создали — там и воплотилась вечность. Чаще всего хочется уткнуться в знакомый тезис о том, что искусство — это то, что красиво. Но как-то современное искусство подсказывает, что красота — это уже вообще не область искусства. — В каких отношениях сегодня состоят понятия «искусство» и «красота»? — Ну, сразу же хочется ответить строками из стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»: «И пусть черты её нехороши, И нечем ей прельстить воображенье,— Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движеньи. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Ну, а если рассуждать, то абсолютная красота — синоним Бога, независимая от искусства субстанция, а искусство зависимо от красоты. Искусство может пытаться постигнуть красоту или отрицать её, но в любом случае — это многомерный многообразный посредник между космосом и человеком. А искусство, которое педалирует одну форму красоты (например, когда художник говорит, что он сугубо абстракционист) — это ничтожное искусство. Онтологическая ценность искусства в сближенности с первовещью. Например, постижение не стула, а идеи стула, приближение к идее того, кто первый придумал стул как вещь. Легитимная новизна произведений искусства в онтологической просветлённости: проникновение в область темноты, где работает только интуиция. Сегодня культура отрывается от цивилизации, и они развиваются параллельно. Таким образом, больше нельзя говорить, что искусство сформировалось в контексте определённой исторической цивилизационной формации, оно обладает теперь вневременной формой существования. Сегодня можно в искусстве жить в XVII веке. Ещё одна ценность искусства — проникновение в неизвестность. На выставку идут смотреть не красивые вещи, не картинки, а открывать неизвестное. Современное искусство всё меньше обращается к красоте, потому что современная визуальная культура (дизайн, например) полностью отвечает за красивое украшение жизни. Если случится катастрофа, и Земля погибнет, то искусство останется в самом принципе существования мира — творении. Будет также продолжаться сотворение планет, галактик, звёзд и т.д. Не зря же существует целое представление о геологическом искусстве, когда на теле Земли возникают невообразимые ландшафты, которые ничем, кроме как искусством, не назовёшь.
|
Категория «Литературные проекты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.