Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Шансы выжить в авиакатастрофе не равны нулю2012-09-17 12:55:12 (читать в оригинале)28 июля 2002 года недалеко от московского аэропорта «Шереметьево» разбился «Ил-86». Упал на взлете с высоты 200 метров. Трагедия унесла жизни 14 членов экипажа. Но две стюардессы выжили. Это — чудо, считают все. Однако на самом деле люди вообще не должны гибнуть в подобных авиакатастрофах. Потому что конструкторы могут сделать самолеты более безопасными. Телевидение и газеты переполнены рекламой автомобильных фирм, настаивающих, что именно их машины при ударе сминаются в нужном месте, оснащены самыми лучшими пневматическими подушками и устройствами, предохраняющими от бокового удара. Этим путем могла бы пойти и гражданская авиация. Согласно прогнозам роста интенсивности авиаперевозок, через 20 лет крупные аварии будут случаться раз в неделю. Но люди-то не должны гибнуть. Конечно, ничего уже не поделать, когда самолеты сталкиваются в воздухе или в них попадают ракеты. Но ведь четыре из пяти крушений происходят во время взлета или посадки, когда скорость самолета еще невелика и пассажиры имеют шанс на спасение. В Великобритании, например, в авиакатастрофе близ города Кегворт в графстве Лестершир в 1989 году погибли 47 человек, но 79 при этом остались в живых. Если кто-то остается цел, то почему нельзя спасти и остальных пассажиров? Пристегните ремни Министерство обороны США занимается вопросами безопасности уже много лет, имеет отличные результаты. Сейчас экипажи военных самолетов спасаются после катастроф, в которых 20 лет назад гибли все до единого. Их кабины укреплены и оснащены снизу амортизирующими устройствами, смягчающими удар при аварийной посадке. Конструкция кресел предусматривает деформацию. Она поглощает удар и не приводит к смертельным травмам позвоночника. Американские военные испытывают пневматические подушки и ремни безопасности, которые, как и в автомобилях, наполняются воздухом, чтобы защитить человека. В принципе, компании-производители могли бы оснащать подобными устройствами и пассажирские лайнеры. Однако отдельных усовершенствований не всегда хватает. «Боинг-737», разбившийся около Кегворта, был оборудован усиленными креслами. К сожалению, проектировщики забыли укрепить пол, в результате чего многие кресла просто оторвались, а пассажиров смело в кучу в передней части салона, где многие и погибли. Очевидно, что для повышения безопасности надо коренным образом менять всю конструкцию. Самолет должен сминаться Первым шагом могла бы стать конструкция, поглощающая силу первого удара. По мнению некоторых исследователей, пассажиры гибнут именно в этот момент. Гэри Фрингс, инженер Технического центра Федерального управления гражданской авиации в Атлантик-Сити, объясняет, что при ударе корпус самолета передает на пассажиров чрезмерно большое количество энергии: «Лайнеры имеют слишком жесткую конструкцию. Надо, чтобы при столкновении они сминались и тем самым поглощали энергию. Деформация должна быть неотъемлемым компонентом». В лаборатории сухопутных войск США конструируют фюзеляж, внутри которого пассажиры могут выжить, падая со скоростью 36 км/час. Джексон говорит, что это реальная скорость удара при аварии. Фюзеляж изготавливают из углеродного композиционного материала. Его нижняя часть деформируется таким образом, чтобы размещенный под салоном пенопласт мог поглотить энергию удара при аварийной посадке. Таким образом, защищают пол и верхнюю часть фюзеляжа, которые сохраняют свою форму, спасая пассажирам жизнь. Сминаться мог бы и грузовой отсек. Во многих случаях он остается свободным, поэтому часть пространства можно заполнить пенопластом, по аналогии с военными самолетами. Некоторую часть энергии могли бы гасить телескопические стойки, установленные между нижней поверхностью корпуса и полом салона. Пусть крылья отваливаются Не грех было бы использовать и свойство фюзеляжа разламываться в некоторых точках. Они находятся между носовой частью и крылом, у основания крыла и в непосредственной близости от хвостовой части. Некоторые конструкторы предлагают учесть это на практике. Например, точки разлома можно задействовать для поглощения энергии и создания дополнительных аварийных выходов: снять несколько рядов сидений по обе стороны точки разлома — разместить там кухни и туалеты. В результате при аварии пассажиры будут на безопасном расстоянии от образовавшегося проема. И кресла не плохо бы помягче Внеся коррективы в корпус, надо браться и за сам салон. Первым делом — за кресла. Во время кегвортской катастрофы пассажиры в наиболее пострадавших частях салона подверглись воздействию силы, превосходящей их вес в 28 раз. Некоторые поломали бедра и получили травмы позвоночника: не имеющие амортизирующих устройств кресла протащило по всему салону. Прошло 15 лет, однако точно такие же кресла, салоны и полы лайнеров до сих пор сходят с конвейеров. Это при том, что у военных уже есть кресла, которые гасят удары и спасают жизнь человека. Военные вертолеты оборудованы специальными энергопоглощающими креслами. Такие вертолеты уже попадали в серьезные аварии, однако летчики обходились ушибами. В некоторых случаях полностью разрушался вертолет, но кресла и летчики оставались в целости и сохранности. Теоретически спасти жизнь человека можно при помощи ремней безопасности. Но как установить в самолете трехточечные ремни — по аналогии с автомобильными? Эксперты не могут договориться, в каком месте их надо крепить. Если зафиксировать плечевой ремень на задней поверхности сиденья, то придется конструировать совершенно новое кресло. Если к потолку салона, то внутри самолета повиснет целая паутина из ремней, которые будут блокировать проход для спасателей. Весьма популярна идея, предполагающая разворот кресел на 180 градусов. Именно так сделано во всех транспортных самолетах «VC-10» ВВС Великобритании. Но для гражданских лайнеров опять, же надо будет проектировать новые кресла. Еще одна угроза — огонь. По некоторым оценкам, только от пожара погибают 20% пассажиров. Военный вариант, предусматривающий усиление топливных баков, для лайнеров непригоден. Он существенно сокращает количество взятого на борт горючего. Поэтому предлагается установить клапаны, которые будут автоматически отсекать поток топлива при аварии. Их можно было бы внедрить даже на действующих самолетах. Но изготовители самолетов, несомненно, будут отчаянно сопротивляться. Как это ни странно, не в последнюю очередь из-за угрозы судебных исков после того, как эти меры будут приняты. Авиалинии и производители говорят, что если они установят усовершенствованное кресло, то иски будут поступать от тех, кто пострадал в более ранних авариях. Сам факт замены кресел будет указывать на дефектность ранее имевшихся. Ситуацию могли бы изменить органы по расследованию аварий. Но есть и другой путь. В условиях острой конкуренции явное преимущество в части безопасности полетов могло бы быть выгодно. Если бы всего одна авиакомпания решилась на инвестирование в новые технологии по повышению безопасности пассажиров, все могло бы очень быстро измениться. Ведь в предстоящую эпоху еженедельных авиакатастроф многие предпочли бы летать без дополнительных волнений.
|
Категория «Субкультуры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.