***
Законопроект о клевете взбудоражил рынок размещения компромата. Отрасль по производству откровенной лжи и упаковке правды в грубую форму передернуло, когда парламент поддержал уголовную ответственность за клевету. Пережив шок, «сливные бачки» принялись обрабатывать заказы дальше. Многие уже успели прикинуть, до какого уровня целесообразно поднимать цены.
"Необходимо разместить заказную новость. Текст содержит неправдивую(!) информацию о кандидате в народные депутаты". Такие условия мы озвучили сотрудникам двух сайтов: "Ура-Информ" и "Багнет". Наш эксперимент проходил спустя всего пару дней после принятия в первом чтении законопроекта о криминализации клеветы.
"Кандидат в народные депутаты раздавал испорченные пайки", — так озаглавлена продвигаемая нами "новость", разумеется, не имеющая ничего общего с действительностью. Ради чистоты эксперимента следовало использовать фамилию реальной публичной персоны. Методом случайного отбора выбор пал на Виктора Пилипишина (надеемся, у политика хорошее чувство юмора).
"…Таким образом Пилипишин решил избавиться от непродающегося давно испорченного товара, выпущенного его чайными копаниями "Чай "Аскольд" и "Батик". Не обошлось без потерпевших: в больницу с отравлением попало семь человек. "Я не сразу заметила, что срок годности чая истек полгода назад", — отметила двадцатипятилетняя потерпевшая Алена Павленко", — текст "новости" был выдуман от первого до последнего слова. Но это не смутило менеджеров-продажников обоих интернет-ресурсов. Оно и не удивительно: уголовной ответственностью за умышленную публикацию неправдивых сведений депутаты пока только припугнули. И уже пошли на попятную.
В "Ура-Информ" согласились поставить "липовую" заметку в ленту новостей на день за 1200 грн. после оплаты наличными. Аналогичные услуги от "Багнета" обошлись бы в 900 грн. Менеджер рассчитал стоимость по формуле: 800 грн. х 1,5 (коэффициент кризис-PR) -25%. Под многозначительным выражением "коэффициент кризис-PR" имеется в виду наценка за то, что материал "горячий, избирательный". 25% — это скидка.
"Для коллег", — почему-то написал продажник рядом с этой цифрой, не подозревая, что общается с журналистом. Хотя в начале разговора нам даже не пришлось представляться кем-то вымышленным. Переписку мы вели с ящика, специально зарегистрированного для эксперимента — okrug_kiev@ukr.net. Больше мы о себе ничего не сообщали — ни один из собеседников не поинтересовался, кто мы такие.
Лайтман отдыхает
Компрометирующие материалы — доходный бизнес. Причем деньги приносит не только их публикация, но и снятие. По оценкам Захара Чистякова, управляющего партнера агентства конфликтного PR — "PR i Z", заработок только ведущих украинских новостных сайтов от размещения компромата составляет $50-70 тыс. в месяц. А если умножить эту сумму на 12 месяцев и прибавить к ней "грязные" доходы телевидения и прессы, годовой оборот рынка по самым скромным подсчетам "ВД", сделанным совместно с экспертами, составит около $60 млн.
Если в традиционных СМИ "чернуха" требует "особого подхода", то с помощью специализированных интернет-ресурсов запятнать репутацию врага можно в самые сжатые сроки (в течение часа после обращения) и в самых нелицеприятных выражениях. Из сотни сайтов, работающих "сливными бачками", 15-20 ресурсов общественно-политической и криминальной направленности делают погоду на украинском рынке информационных войн.
"Есть около 15 ресурсов, которые обладают большой посещаемостью, что отображается в их прайсах", — рассказывает Дмитрий Голубов, глава Интернет-партии Украины, к которому периодически обращаются с просьбой помочь снять неудобные статьи. Кроме них, поисковики по запросу конкретной фамилии часто выдают среди лучших результатов сайты-однодневки. Претендовать на системные заработки они вряд ли могут — не тот кредит доверия, но попортить нервы объекту слива способны.
Примерно в 80% случаев генерируют соответствующий контент в редакциях тех ресурсов, где планируется размещение. Заказчики предпочитают ограничиваться основными тезисами, которые должны фигурировать в расследовании. И только 20% компромата выходит из-под пера политтехнологов и пиарщиков. Причем именно этот пласт материалов чаще всего не имеет ничего общего с действительностью.
По словам Захара Чистякова, клиенты перед владельцами ресурсов предпочитают свое лицо не афишировать. Поэтому пользуются услугами посредников. По всей Украине эксперт насчитал около двухсот таковых. Как правило, проводник в мир компромата в свой карман кладет от 25 до 50% от стоимости сделки. И чем больше посредников выстроится в цепочку между заказчиком и исполнителем, тем дороже будет публикация скандальной информации или ее снятие для конечного клиента.
Цена сотрудничества — отдельная тема для разговора. Стоимость размещения полноценной компрометирующей статьи на рейтинговых онлайн-ресурсах стартует с $1-1,5 тыс. Однако, потратив эти деньги, заказчик рискует остаться ни с чем: в случае обращения пострадавшего к владельцам сайта материал могут снять. Примерно за ту же сумму. А вот оплата в размере $5 тыс./мес. обычно позволяет созерцать купленную статью или новость столько, сколько нужно.
Во всеукраинских печатных изданиях расценки за выброс грязной информации стартуют от $5 тыс. за полосу. А чтобы изрядно очернить имидж конкурента через заказной сюжет-расследование или лично в эфире программы, понадобится от $20 тыс. И это все в так называемое межсезонье. В преддверии выборов цена вопроса возрастает в 1,5-5 раз. Если же речь идет не о разовом размещении, а о полноценной информационной кампании, контракт на комплексное обслуживание обойдется заказчику в сумму от $50-70 тыс.
Любой каприз
Оcновными заказчиками информационных войн в СМИ выступают собственники крупного бизнеса. Владельцы миллиардных состояний и многопрофильных бизнес-империй процесс размещения заказных материалов против конкурентов предпочитают делать системным. "Мне пишут на электронную почту, — делится секретами организации информационных войн Станислав Речинский, которому приписывают контроль над сайтом "ОРД", специализирующемся на размещении скандальных материалов. — Как правило, в неделю приходит 2-3 письма. Но несмотря на то, что это сугубо аморальный бизнес, в нем тоже есть свои принципы. Поэтому мы, естественно, беремся не за все".
В подавляющем большинстве случаев сайты, специализирующиеся на организации информационных войн, работают лишь с одним заказчиком. Причина — опасения владельцев таких ресурсов за собственную жизнь. По словам одного из них, пожелавшего остаться неназванным, "конфликт интересов финансово-промышленных групп — слишком опасная игра", поэтому быть "сливным бачком" одновременно для нескольких конкурирующих ФПГ ретранслятору таких войн в конечном счете может стоить жизни.
Впрочем, некоторые интернет-ресурсы, предоставляющие бизнесменам площадку для игр в информационные войнушки, таки умудряются работать на два фронта. Так действует, к примеру, сайт "Компромат.RU", позиционирующий себя как место для сбора "всего сора в одной избе". Именно здесь еще совсем недавно можно было увидеть ряд разоблачительных материалов о крупнейших игроках украинского рынка ферросплавов — Игоре Коломойском и Викторе Пинчуке. Усилиями двух "журналистов" — Ивана Порошенко и Георгия Сидорука — в интернет поочередно сливались нелицеприятные подробности ведения бизнеса каждым из олигархов.
На заказной характер материалов указывает хотя бы тот факт, что никаких статей авторства Георгия Сидорука или Ивана Порошенко, которые не касались бы судьбы активов полюбившихся им героев-миллиардеров, в интернете вы не найдете. Таким подчеркнуто "непредвзятым" отношением к миллиардерам подобные интернет-ресурсы в среде бизнесменов даже поддерживают здоровую конкуренцию.
Показательно, что сейчас на сайте "Компромат.RU" опусов, бросающих тень на Коломойского и Пинчука, практически не осталось. Большинство компрометирующих их статей с данного интернет-ресурса исчезли после того, как публичная война миллиардеров за контроль над Никопольским заводом ферросплавов (НЗФ) закончилась. Причем исчезла даже нашумевшая в свое время расшифровка телефонного разговора женщины, чей голос похож на голос Юлии Тимошенко, а также мужчины, чей голос похож на голос Игоря Коломойского. Разговор этот как раз и касался конфликта между Коломойским и Пинчуком вокруг НЗФ, а одним из первых ретрансляторов данной телефонной беседы выступил именно "Компромат.RU".
Сейчас, в разгар выборов, отчетливо видно, как рынок информационных войн всколыхнули инвестиции бизнесменов средней руки. Они выступают и заказчиками размещения компромата, и стороной, оплачивающей его снятие. Увы, ввязываясь в предвыборную гонку, нужно быть готовым к тому, что ваша фамилия окажется в статьях-разоблачениях.
Руслан Демчак, совладелец корпорации UBG, баллотирующийся по одному из округов в Винницкой области, оказался к этому не готов. Летом серия текстов-скандалов под названием "Криминальный миллионер, или Что скрывает Руслан Демчак" вышла на сайтах "ОРД", from-ua.com, prokuratura.org.ua ("Гражданская прокуратура Украины"), sensacii.net и еще десятке других, менее известных профильных ресурсов.
Бизнесмен болезненно воспринял растиражированные обвинения, подписанные вымышленными именами, и… призвал авторов хамских заметок одуматься. Бессмысленный шаг, ведь циничная правда в том, что единственный эффективный способ бороться со "сливами" — выкупать заказную "чернуху" (детальнее о том, как обелить имидж, "ВД" писала в материале "Большая стирка", №44(323), 2011 г.).
Территория лжи дорожает
У рынка информационных войн останется возможность для маневра даже в случае принятия закона о криминализации клеветы. Самое устойчивое положение — у "сливных бачков" в Сети. Они обычно не регистрируются как СМИ и, соответственно, не живут по законам, которые действуют в их отношении (по оценкам представителей "PRiZ", из топ-100 сайтов в рейтинге bigmir лицензию СМИ имеют только 7).
Для дополнительной подстраховки те, кто еще не успел, перебазируются за границу. "Выход прост — сайты по сливу информации сделают свою зеркальную копию, зарегистрированную на зарубежных серверах, — прогнозирует Светлана Кушнир, политтехнолог, креативный директор "PolitLab". — И даже если копия сайта будет уничтожена здесь, то восстановить ее будет достаточно легко".
За дополнительные риски исполнителей, естественно, придется платить заказчикам. Опрошенные "ВД" участники рынка предвкушают, что расценки на размещение "чернухи" после введения уголовной ответственности за клевету подскочат на 20-100%. "Любые ограничения приводят только к одному — возрастанию рисков. Соответственно, растет и стоимость.
Если вчера какой-то ресурс мог за $1-2 тыс. разместить непроверенный материал, то после принятия закона будут использовать более сложную и дорогую схему. Например, материал будет появляться не на украинском сайте, а на иностранном. А наши ресурсы будут его лишь перепечатывать. Поэтому, конечно, произойдет автоматическое подорожание", — считает Павел Карайченцев, координатор проекта MESTNYE.com, политтехнолог.
Наиболее ощутимый рост расценок на размещение компромата ожидает печатные, телевизионные и радио-СМИ. Здесь гораздо сложнее спрятаться за несуществующей фамилией, и даже оценочные суждения и эзопов язык могут не спасти. "Понятия "клевета", "оскорбление" и "оценочные суждения" в отечественном законодательстве не одно и то же. Право использовать оценочные суждения, в т. ч. в СМИ, никто не отменял, — утверждает Ирина Кириченко, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры". — К ним относятся высказывания, не содержащие фактических данных резко негативного характера о человеке ("убийца", "вор"), как, например, критика, оценка действий, употребление языковых средств наподобие сатиры, гиперболы, аллегории". Прибегать к этим хитростям официальные СМИ будут еще чаще, если закон таки примут. От особенно резонансных и одновременно спорных сливов придется отказаться.
Так что приток клиентуры во Всемирную сеть с целью ведения информвойн, похоже, гарантирован. Яркий пример тому — свежий скандал в Одессе со взломом электронных ящиков местного политика и его окружения. Скандальная переписка выкладывается хакерами на специально созданном сайте "Ураловликс", принадлежность которого определить невозможно.
"Прекратить информационные войны закон о клевете вряд ли сможет, — полагает Виктория Сюмар, директор Института массовой информации. — Сайты-"сливные бачки", непонятно кем и где зарегистрированные, публикуют материалы несуществующих людей. Чтобы подать в суд, ты должен понять, на кого ты подаешь. Если у вас нет никакого адреса и человека, который это написал, то и подавать не на кого".
Рынок информационных войн не свернется, даже если нашумевший законопроект об уголовной ответственности за клевету станет законом. В соседней России законодательство о клевете давно предусматривало возможность лишения свободы, но это не настолько мешает отрасли по сливу компрометирующих сведений, чтобы она закрылась.
Впрочем, условия работы украинского рынка информвойн все же изменятся. Главным следствием узаконивания тюремных сроков за клевету станет резкий скачок цен на все услуги, связанные с производством и размещением сомнительной информации. За возросшие риски придется платить больше. Так что разместить неправдивую "заказуху" за 900 грн. в разгар выборов точно больше не удастся.