Член Наблюдательного совета консорциума Intecracy Group Антон Марреро:
— По нашим подсчетам, даже при нынешнем росте «облачных» технологий на рынке, в течение четырех-пяти лет более 60% мировой информации окажется не на компьютерах у пользователей, а в «облаках» — на удаленных серверах сервис-провайдеров. Инвестиции в эти технологии составят почти половину вложений в весь ИТ-рынок. И я допускаю, что этот прогноз оправдается намного быстрее.
Россия в мировом контексте — карлик. Из-за слабой развитости рынка статистика здесь характеризуется еще большими нестыковками. Так, J’son & Partners считают, что объем рынка «облачных» технологий в 2010 году составил порядка 132 млн долларов (около 4 млрд рублей). Однако «Коминфо Консалтинг» склоняется к цифре 1 — 1,1 млрд рублей, Roland Berger — к 0,7 — 0,8 миллиарда. Но они оценивают «облачные» услуги, предоставляемые коммерческими центрами обработки данных.
Прогноз — исключительно позитивный. «Коминфо Консалтинг» верит в 8 млрд рублей в 2013 году, Roland Berger — в 4 — 5 миллиардов. IDC стоит и вовсе особняком: объем рынка частных и публичных «облаков» в 2010 году в России — 35 млн долларов (веб-хостинг и collocation логично вынесены за скобки). Прогноз на 2015 год — 1,2 — 1,5 млрд долларов.
В любом случае аналитики уверены: рынок облачных технологий в России существенно вырастет (от пяти до 30 раз). И в любом случае доля РФ в мире не превысит 1 — 1,5%.
«Пляски» со статистикой независимые эксперты связывают еще и со стороной, заказывающей исследования. Производители персональных компьютеров и коробочного софта пока выступают резко против облаков, а производители серверных платформ, приложений и дата-центров — резко за.
Серые будни
«Эксперт-Урал» не раз писал о преимуществах применения «облачных» технологий в теории. В этот раз мы обозначим их буквально штрихами. Главный плюс — гибкость. По словам директора по развитию бизнеса компании Softline в УрФО и Пермском крае Алексея Бутакова, «облака» позволяют предприятиям сжиматься, расширяться, трансформироваться в зависимости от рыночных условий и не задумываться об ИТ-инфраструктуре.
Следующий плюс — снижение издержек. Самый простой пример (расчет выполнен оператором Orange Business Services для компании, в штате которой 450 сотрудников) — расходы на самостоятельное внедрение только почтового решения: аппаратная часть — 430 тыс. рублей, ПО — 1,3 млн рублей, техническая поддержка — 900 тыс. рублей, инсталляция решения — 345 тыс. рублей. Итого капитальные затраты составят 2,075 млн рублей единовременно, операционные — 900 тыс. рублей. Примерные расходы при внедрении «облачного» решения: капитальные затраты отсутствуют, за 450 почтовых ящиков стандартным объемом 1ГБ с архивом 200 МБ платят по 170 рублей в месяц. Итого операционные затраты — 76,5 тыс. рублей в месяц. Таких примеров и в сфере софта, и в сфере построения инфраструктуры можно привести массу.
Еще пара плюсов — быстрое внедрение и предсказуемость затрат (CAPEX переходит в OPEX).
Но блестящее будущее «облаков» в России оттеняет серая действительность. Массовый их приход в перспективе трех лет российские эксперты прогнозировали еще в 2008 — 2009 годах. Но на дворе конец 2011-го, а результат пока весьма посредственный. Объем российского ИТ-рынка в 2010 году, по разным данным, составил от 560 до 800 млрд рублей. «Облачные» вычисления в самом позитивном случае — 1,7%. И даже если предположить, что к 2015 году «облачный» сегмент достигнет 1,5 млрд долларов, то, по грубым прикидкам, это будет не более 7 — 8% от общего объема ИТ-рынка.
Почему, казалось бы, убийственные доводы не работают в России? Почему из года в год докладчики на всевозможных мероприятиях говорят, что 60% отечественных предприятий готовы внедрять «облачные» технологии, а результатов нет?
Сопротивленцы
Сразу оговоримся: 60%, на наш взгляд, — цифра завышенная. Обычно аналитики ведут опрос среди CIO, ИТ-специалистов. Независимый эксперт Павел Каплин: «Наибольшая часть рынка для веб-сервисов (в секторе b2b) — это другие люди. А в опросах получается, что какие-то огромные проценты предпринимателей прямо хотят и готовы перенестись в «облака». На это смотрят молодые стартапы, пробуют и... ломают зубы. Ну не разогрет еще рынок. Готовить его надо».
Причины, по которым «облака» в России стоят, можно поделить на две логические группы: объективные и субъективные. К первой категории относятся два фактора. Первый — недостаточное развитие услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД). Качественными их можно назвать только в мегаполисах, где сосредоточены управляющие подразделения. При этом основные бизнес-активы располагаются в регионах с неразвитой телеком-инфраструктурой. Компаниям приходится формировать ИТ-активы на местах, им некогда думать об «облаках».
Добавим к этому, что по подсчетам Cnews Analytics, Россия находится на 38 месте в мире по отношению стоимости широкополосного подключения к подушевому ВНП (США, занимающие 50% мирового рынка «облачных» вычислений, — на втором месте, Великобритания — на 10, Канада — на 12). Чтобы совсем упростить, тариф для юрлиц в США у AT&T — 30 долларов (за 3 Мбит/сек.), у Verizon — 25 долларов (1 Мбит/сек.), у Virgin Media в Великобритании — 63 доллара (за 10 Мбит/сек.). На Урале стоимость доступа варьируется от 2 до 10 тыс. рублей (в зависимости от скорости), это 67 — 350 долларов.
Второй фактор — законодательство. Несмотря на то, что об «облаках» говорят уже не первый год, правовое поле, в рамках которого могут быть урегулированы спорные ситуации, отсутствует.
При определении субъективных причин мы будем опираться на совместное исследование журнала Intelligent, компаний in4media и Forrester Research. Выборка невелика — 200 человек. Однако все участники — топ-менеджеры предприятий. Им предложили ответить на один вопрос: почему вы не внедряете «облачные технологии». Разместим причины в порядке убывания важности.
Первая — уязвимость в области информационной безопасности. Опасения небезосновательны. Например, в марте 2010-го в компании-хостере «Агава» прошли обыски. Силовики сначала хотели изъять серверы, но в итоге их обесточили и опечатали. Угроза исходит от ошибок или злонамеренных действий от сотрудников. Например, в августе стало известно, что ИТ-администратор уничтожил 88 виртуальных машин из McDonald’s и нанес ущерб на 800 млн долларов.
Вторая причина совпадает с объективной — провалы в законодательстве.
Третья — недостаточная зрелость бизнес-процессов ИТ- и телеком-провайдеров. В итоге внедрение «облаков» может оказаться дороже строительства собственной инфраструктуры или покупки коробочных решений.
Четвертая — ограниченность в доработке и интеграции приложений. Действительно, сегодня большим вопросом остается, например, возможность интеграции существующей инфраструктуры и «облачных» вычислений, совместимость «облаков» различных провайдеров.
Отдельная проблема — SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуги). Его заключают далеко не все провайдеры. Да и то, что, например, Windows Azure гарантирует отказоустойчивость на уровне 99,9% — 99,99%, ничего не значит: SLA в конечной точке зависит от телеком-оператора «последней мили». Допустим, приложение вам нужно 365 дней в году, без перерыва. Это 525,6 тыс. минут. При отказоустойчивости 99,9% простой может составить 525 минут в год. Если снизить показатель хотя бы на 0,1%, это уже 1050 минут или 17,5 часа. Топ-менеджеры предприятий отмечают, что ИТ- и телеком-провайдеры не готовы брать на себя финансовую ответственность за простои.
И последняя причина — сложности с расчетом за услуги. Причем, по словам старшего консультанта J’son & Partners Владимира Карпенко, при работе в сфере IaaS этот барьер чуть ли не главный.
Российское небо
Учитывая перечисленные проблемы, на наш взгляд, в ближайшей перспективе у «облачных» вычислений в России есть три драйвера.
Первый — SaaS. Провайдеры данной услуги наиболее развиты, вопросы с биллингом и защитой информации практически решены. Более того, например, у малых предприятий (они и будут главными потребителями SaaS) подчас нет выбора — пользоваться, например, «облачной» бухгалтерией в разы дешевле. По словам заместителя коммерческого директора ОАО «РТКомм.ру» Ильи Федорушкина, главное, что российские бизнесмены готовы выстроить по модели SaaS удаленную работу с документами.
Светлое будущее SaaS подтверждают уже достигнутые результаты. По данным «Корус Консалтинг», 34% компаний уже используют SaaS, 45% не используют, но активно изучают вопрос, не планируют применение — 12%. В 2010-м прирост выручки поставщиков SaaS по сравнению с 2009-м внушителен. Например, SoftLine прибавила 800%, СВТ Медиа — 300%, Мегаплан и МойСклад — по 200%. Они, конечно, росли почти с нуля. Но даже «СКБ Контур» сумел добавить к своим 1,8 млрд рублей в 2009-м 27,2%.
Владимир Карпенко уверен, что резко начнет расти и сегмент IaaS. Сейчас его объем 0,7 млн долларов, а к 2013-му эксперт пророчит 56 млн долларов.
Второй драйвер — частные «облака» (предоставление масштабируемых, динамических ИТ-сервисов ЦОД самого предприятия по сети LAN). Здесь также все достаточно просто. Private cloud — следующий шаг после виртуализации. Еще год назад вице-президент подразделения IDC Enterprise Platforms Мэтт Иствуд заметил: «Клиентов быстро перестает удовлетворять использование простого гипервизора, и они начинают стремиться к обеспечению мобильности, автоматического выделения ресурсов, измерения количественных показателей и распределения между подразделениями и сотрудниками затрат на ИТ пропорционально их использованию».
Добавим к этому давление вендоров (VMWare, Microsoft, Google), управляемую и контролируемую инфраструктуру, практически защищенную от утечек и, соответственно, меньшие риски.
Наконец, третий драйвер — государство. Электронные правительство и госуслуги, межведомственный документооборот — все это точки роста для провайдеров «облачных» сервисов.
Владимир Федорушкин на конференции полушутя, полусерьезно заметил: ничего нового в «облаках» нет. Декадно-шаговые АТС — это классический клауд. Так почему бы «облачной» реинкарнации не получить широкого распространения в России?