Смотрим Ларса
2012-07-09 22:25:18 (читать в оригинале)
В фильмах Триера есть правда.
Как в детской сказке, в которой ты с самого начала знаешь, что все закончится хорошо и ни на минуту не сомневаешься в исходе. Хорошие останутся хорошими. Плохие сгинут. А в конце все троекратно поцелуются и заживут долго, счастливо и вечно. Единственное, что тебя волнует, это как именно Илья Муромец будет раскидывать татар, в каком количестве, и какой рукой он будет подкручивать курчавый богатырский ус, добивая очередного Соловья-разбойника.
Такая же правда есть и в романах Де Сада. С первых строк ясно, что Жюстину ожидают горести, изнасилования, нечеловеческие предательства, измены и надругательства. Понятно, что в итоге она погибнет, а кошмарные маркизы продолжат резать матерей, прелюбодействовать и совращать малолетних в своих угодьях. И тем не менее, ты не можешь удержаться от соблазна узнать детали.
Все это хорошие истории, которые хочется слушать снова и снова. Однако наслаждаясь сказкой, ты все же осознаешь, что вряд ли сможешь заколотить хотя бы одного татарского хана своими детскими кулачками. Скорее, это он зарубит тебя кривой саблей и поскачет дальше со свистом разорять земли русские. Также и с Де Садом. Можно корчить рожицы, крепиться, сардонически хохотать, кивать с умным видом, но где-то внутри ты прекрасно понимаешь, что вряд ли смог бы изнасиловать младшую сестру или зарезать мать.
И вот фильмы Триера. Сказки, страшилки. Только они — про тебя. Ты не просто предвидишь неизбежный конец и смакуешь детали. Ты принимаешь непосредственное участие в действии. Идешь по лабиринту, который построил для тебя умница-режиссер, тычешься лбом в стенки, сбиваешь коленки в кровь, но не можешь остановиться ни на секунду, пока не провалишься под землю. И нет бы нажать на кнопку «Стоп», нет бы убежать, как ты не раз делал, зная, чем все закончится... Ни фига. Сидишь, смотришь, инстинктивно пропускаешь через себя и получаешь извращенное удовольствие, как мазохист-самоубийца.
Прекрасный режиссер.
Всем Ларса фон Триера, пацаны!