Мимоходом о пристрастиях
2012-11-04 18:23:16 (читать в оригинале)
У меня нет любимых авторов, режиссеров или музыкантов. Нет, и всё тут.
Я в отношении культурных пристрастий исключительно моногамен, непримиримо влюбчив и отвратительно непостоянен. Когда я читаю Сартра, я люблю Сартра, прусь от Сартра и восхищаюсь Сартром, но стоит мне переключиться на другого автора, как Сартр тут же вылетает из головы со всеми своими достоинствами, плюсами и гениальными творениями. Нельзя наслаждаться тем, что не любишь всецело или подвергаешь глубинному анализу. Нельзя получить удовольствие от песни, которую считаешь глупой или от фильма, который кажется вторичным. Не умею я так. Не могу и не хочу.
Самое любопытное, что пристрастия мои меняются совершенно автономно, сами по себе. Вчера у меня мурашки бежали по спине от реквиема Верди, я был готов рухнуть на колени и зарыдать в экстазе, а сегодня я мчусь домой в ночной попутке, слушаю самое тупейшее кантри из всех возможных, подвываю в такт, мне хорошо, и я не променяю эти вульгарные аккорды ни на что в мире. Почему именно кантри? Почему именно после Верди? Умоляю, спросите что-нибудь попроще. А еще лучше – вообще не спрашивайте и примите, как факт.
Была, конечно, подходящая теория у одного приятеля, которую я, конечно же, высмеял, не успев дослушать до конца.
Он считал, что я подсознательно ищу конфликта с реальностью, живу по методу «от противного». Когда вокруг все классно, здорово, ветер надежды держит парус на рассвет и миром правит любовь, я (чисто из вредности) смотрю Ларса фон Триера, слушаю «My dying bride» и перечитываю «Пир» Сорокина. Ну, а когда жизнь летит под откос, тьма накрывает Ершалаим и все вокруг меня ненавидят, я (опять же, из вредности) улыбаюсь, прыгаю на одной ножке, слушаю Шарля Азнаура и смотрю мелодрамы с Сандрой Буллок. Приятель говорил, что это помогает мне добиться внутренней гармонии, без которой я физически не могу существовать, дополнить белую картину мира черными пятнами, искусственно уравновесить оба полушария.
Думаю, нас рассудит время. Ну, а я пока просто буду слушать и смотреть то, чего хочется, без всяких теорий, уравнений и закономерностей. Сегодня, например, в программе «Последнее искушение Христа» Скорсезе с Уильямом Дефо, последние три главы «Американского психопата» и сладкий, непринужденный, детский сон с посапываньем, сытым похрюкиваньем и всем таким прочим.
Как-то так:
P.S. Позвонил тот самый приятель-теоретик. Сказал, что со временем изменил свою трактовку и склонен расценивать мои музыкальные, кинематографические и литературные пристрастия в разрезе идиомы, прозвучащей в кинофильме «О чем говорят мужчины», а именно:
— Может, это потому, что ты мудак?
Вот это уже больше похоже на истину, бро. Но пить все равно не пойду.