Сегодня 26 декабря, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7281
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Всё обо Всём
Всё обо Всём
Голосов: 1
Адрес блога: http://innacool.livejournal.com/
Добавлен: 2012-10-28 21:53:52 блограйдером innacool
 

Франц Меринг 38

2013-12-13 15:17:39 (читать в оригинале)

Влияние Интернационала Меринг понимает исключительно в идейном плане. Он ополчается против реакционных историков и продажных публицистов, которые использовали в своих работах многочисленные фальшивки, появившиеся в то время и приписывавшие Интернационалу и Марксу непосредственное и прямое руководство событиями, снабжение Парижской Коммуны деньгами и оружием. Опровергая эти лживые версии, он приходит к выводу: «То, что дал ему (восстанию в Париже.— А. С.) Интернационал, Франкель удачно определил как моральную силу» и.
Выясняя причины парижского восстания 18 марта 1871 г., Меринг указывает, что режим личной власти Наполеона III вел к усилению централизации, к росту власти назначаемого сверху чиновничества. «Париж не пользовался даже скудной тенью самоуправления, какой обладали другие общины государства. Маленькая деревня должна была по крайней мере избирать свой общинный совет, который подчинялся назначенному правительством мэру. Только Париж и Лион, два крупнейших города государства, были лишены этого права; там члены муниципального совета назначались правительством». Поэтому «требование коммунального самоуправления... входило в программы партий и фигурировало на столбцах газет» 12.
Меринг полагает, что «без глубокого вреда, порожденного тиранией и безумствами Второй империи, нанесшей политический ущерб всем сословиям» 13, парижское восстание не могло бы возникнуть. Сыграли свою роль и «имущие и образованные классы... Духовно и нравственно одичавшие, они глубоко загнивали в неистово азартной биржевой игре...»14. Во г,сех остальных слоях народа господствовала глубокая неприязнь к империи.
Меринг правильно указывает и основную движущую силу парижского восстания — рабочие кварталы Парижа,где ютятся беднейшие пролетарип, строительпые рабочие, извозчики и т. п., особенно Бельвиль, Ла-Виллет, Монмартр.
Останавливается Меринг и на характеристике мелкой буржуазии. Среди ее идеологов он особо отмечает журналиста Шарля Делеклюза, активно участвовавшего во всех крупных революционных событиях Франции начиная с 1832 г. Чрезвычайно резко, но по существу правильно, оценивает Меринг Феликса Ппа. «На голову Ппа падают все тяжелейшие проступки Коммуны» !\ К нему тянулась группа «клубных и уличных демагогов», которые, по мнению Меринга, охватывали третью часть всех члепов Коммуны. Все это «были озлобленные, ядовитые создания, которые хотели убивать и жечь» 1в.
С педантичной скрупулезностью пытается он анализировать различные группы неоякобинцев 1871 г., по сути дела, не отличая одну от другой. Меринг даже явных бланкистов — членов Коммуны — причисляет к тому же лагерю якобинцев. Он считает, что Бланки * «никогда не был сколько-нибудь значительным теоретиком; в сущности он был больше карбонарием и якобинцем, чем социалистом, его сторонники ограничивались надеждой вы-звать путем заговора революцию, которая должна разрушить весь экономический и политический порядок» !\
Чрезвычайно интереспо, что наибольшее внимание в своем исследовании Меринг уделяет французскому рабочему классу, его идеологии, истории французских секций Интернационала. Чувствуется, что его симпатии целиком на их стороне, ибо мораль современной буржуазии «вырождается в высокомерный классовый эгоизм» 1в.
«Радикально-политические партии не могли существовать без широкой опоры в рабочем классе»,— пишет Меринг. Но «надежный классовый инстинкт все более и более говорил ему (рабочему классу.— А. С), что Луи Огюст Г>ланки (1605-1о81) — французский революционер, утопист-коммунпст. Провел 37 лет в тюрьмах. После сентябрьской революции 1870 г., свергшей Вторую империю, вернулся во Францию из эмиграции. За участие в восстании в Париже 31 октября 1870 г. был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Во время Парижской Коммуны находился в пранительствопной тюрьме. Был заочно избран членом Парижской Коммуны. Освобожден по амнистии в 1879 г. его социального положения и интересы политического радикализма несовместимы... Он рос... осознавая враждебные противоречия, в которые его класс вступал с другими классами».

Франц Меринг 37

2013-12-13 15:16:50 (читать в оригинале)

Уже в 1879—1880 гг. (в домарксистский период деятельности) Меринг опубликовал монографию о Парижской Коммуне (в консервативном журнале по вопросам политики, истории и литературы «Пройсише яр-бюхер») !.
Работа «Парижская Коммуна 1871 г.» состоит из пяти глав и посвящена выявлению сил и факторов, приведших народ в движение, первым шагам Парижской Коммуны. Автор ставит широкий круг вопросов, стремясь показать, «чем была Парижская Коммуна и чего она хотела, как она возникла... и шла к той цели, которую перед собой ставила. По его собственному выражению, он пытается «исследовать великий социальный конфликт» 2.
Мерипг доводит изложение и анализ событий до 2 апреля 1871 г., когда Тьер начал открытую войну против коммунаров. Меринг считал, что в процессе гражданской войны менялся характер самой власти коммунаров: «Во время открытой борьбы с всрсальцами новый муниципальный совет Парижа, несомненно, превратился в политическую и социальную организацию» 3. Отдельные ступени этого превращения, по его мнению, подлежали дальнейшему изучению.
Как указывает Т. Геле в своей книге «Франц Меринг. Его путь к марксизму», занятия историей Коммуны Меринг продолжал еще в конце 1881 г. и предполагал весной 1882 г. опубликовать другую часть работы. Но она не увидела свет4.
Поскольку монография Мерипга принадлежит к числу совершенно забытых работ (даже в вышеуказанном специальном труде Геле ей уделено всего около страницы), на ней следует остановиться подробнее. Это представляет интерес и для понимания эволюции взглядов Меринга как историка, и для анализа его научных интересов и устремлений того времени, когда он еще не пришел к марксизму.
Следует иметь в виду, что Меринг был тогда не только далек от материалистического попимапия истории, но и выступал против социал-демократической идеологии и политики. В области методологии истории он оставался еще сторонником идеалистических кантианских и лассальянских идей, в социальных вопросах следовал за катедер-социалистами *. Конечно, в ту пору он не понимал еще ни классового характера, ни целей пролетарской борьбы. И тем не менее вопреки своим неверным методологическим установкам Меринг часто приходил к интересным выводам, цепным наблюдениям, делающим ему честь как историку.
Прежде всего обращает на себя внимание широкая источниковедческая база исследования. Меринг использовал официальные публикации и газеты различных партий и групп, отчеты заседаний Национального собрания, три тома изданной в 1872 г. так называемой «парламентской анкеты» Национального собрания о «восстании 18 марта 1871 г.», многочисленное собрание книг различных авторов о Коммуне (несколько сот томов), находившихся в Королевской библиотеке в Берлине5. Он широко привлек материалы I Интернационала (Международного товарищества Рабочих), «вышедшие из-под пера К. Маркса» в. Этим источникам «мы обязаны различными важными указаниями», писал Меринг.
Работа Меринга производит двойственное, противоречивое впечатление. Мерииг еще не нашел точного и бесспорного критерия для оценки исследуемого им явления. С одной стороны, борющийся и «штурмующий небо» Париж кажется ему «возбужденной бесформеппой, трепещущей массой, не подчиненной более требованиям совести и разума, а просто безвольной добычей темных инстинктов» черни, поднятой злостной агитацией «клубных и уличных демагогов», «тупым и хаотичным движением дурных страстей, чудовищной массой без сердца и разума» 7, а с другой — «величайшим пролетарским восстанием XIX века» 8, детищем Интернационала. «Почти всегда на заднем плане выступает Интернационал»,— отмечает Меринг 9.
Анализируя воззвание одного из видных коммунаров Эдуара Вайяпа к жителям Парижа (когда тот был деле-
* Катедер-социализм (от слова «катедер» — кафедра) — название буржуазно-либерального течения, возникшего в 60—70-х годах XIX в. в Германии, разновидность буржуазного социализма. Буржуазные ученые — сторонники катедер-социализма — выступали за активное вмешательство буржуазного государства в хозяйственную жизнь, за гармонию классов н т. п. Он возник п условиях быстрого развития капитализма как реакция на подъем рабочего движения и распространение в нем идеи научного социализма ЦК Национальной гвардии в министерстве внутренних дел), воззвания, в котором выражены цели и задачи Коммуны, Меринг подчеркивает, что «он (Вайян.— А, С.) истолковал Коммуну ... как „первый камень нового социального здания"» i0. Сравнивая манифест Генерального Совета I Интернационала по поводу Коммуны с этим и еще одним воззванием Коммуны, он устанавливает, что в манифесте те же идеи, что и в воззваниях, только в более широком и глубоком изложении.

Франц Меринг 36

2013-12-13 15:16:12 (читать в оригинале)

«Если сравнить мирные договоры Брест-Литовска и Тильзита, то они, несомненно, имеют некоторое сходство...— писал Меринг в статье «Брест-Литовск и Тиль-зит>>.— Победитель, обладающий огромным превосходством силы, диктовал там беззащитному противнику свои законы, до последней капли используя выгоды момента». Но вот проходит некоторое время, и картина резко меняется: где был солнечный блеск, там ночная тьма, а ночь сменяется светлой зарей. «После Тильзита эта перемена в жизни народов произошла довольно быстро, всего через какие-нибудь полдюжины лет». Долгое время Тильзит «считался высшей точкой взлета наполеоновского гения и успеха. Но уже давно считается он также началом падения его гения и заката счастья» и. Так и Брест-Литовск станет началом конца империалистической Германии, заключал Меринг.
Что касается связанного с этими договорами «позора», «то полная ответственность» за Тильзитский мир падает на старопрусскую систему, а за мир в Брест-Литовске — на систему царизма, приведшую страну на край катастрофы.
Пытавшимся упрекнуть большевиков в том, что они заключили мир, в то время как продолжение войны непременно вызвало бы всеевропейскую революцию, Меринг отвечал: кто считает себя способным вызвать европейскую революцию, тот пусть первым бросит камень в большевиков. Однако до сих пор никто даже не пробовал представить доказательства того, что эта единственная предпосылка успеха войны реальна, отмечал Меринг. Но если успех исключен, то «продолжение войны привело бы к полному обескровливанию русской революции — на пользу империализму» 12.
В статье «Задачи немецкой социал-демократии» Меринг указывал своим немецким читателям на то, что, несмотря на чудовищные трудпости, которые стоят перед большевиками, они полны творческих сил. «Эта спокойная уверенность — самая характерная черта правительства Советской республики...— писал он. Русские революционеры чувствуют твердую почву под ногами... они черпают силы из глубочайшего источника — научного социализма» 13.
Большевики — единственная русская партия, которая гарантирует демократический мир, и потому всякий, кто действительно желает демократического мира, должен «настойчиво стремиться к укреплению и сохранению большевистской власти в России»,— делал вывод Меринг. «Все время болтать о таком мире и в то же время резко отмежевываться от большевиков — верх той безнадежной путаницы, на которую способны только Шейдемаы и его свита». Меринг призывал немецких рабочих «настойчиво стремиться к укреплению и сохранению большевистской власти в России», по его мнению, это была основная задача истинных социалистов Германии.
Надо представить себе ту обстановку, когда писались эти строки, чтобы оценить глубокую веру Меринга в победу пролетарского дела, его мужество и принципиальность в деле защиты политики большевиков в тот трудный для Советской России час.

Глава 5
ФРАНЦ МЕРИНГ О ПАРИЖСКОЙ КОММУНЕ *
Для Франца Меринга характерны огромный интерес к Парижской Коммуне — первой пролетарской революции и первому правительству рабочего класса, постоянное возвращение к этой теме в связи с развитием международного рабочего движения, в особенности в связи с изучением опыта величайшей в истории революции — Октябрьской социалистической. Однако его работы в данной области до сих пор не стали предметом специального исследования.

Франц Меринг 35

2013-12-13 15:15:17 (читать в оригинале)

С судьбами пролетарской революции, диктатуры пролетариата связывал Меринг поиски выхода из империалистической войны, оценку Брестского мира.
В своих многочисленных выступлениях 1917 —1918 гг. Меринг обрушивал разящий меч блестящего публициста на «правительственных социалистов» всех стран, которые, прикрываясь фразами о том, что они якобы способствуют «миру по соглашению правительств», в сущности совершали измену делу мира между народами. В статье «Требование времени», опубликованной в «Лейпцигер фольксцайтунг» 26 сентября 1917 г., он подчеркивал, что мир возможен лишь в том случае, если сами народы будут его творцами. Это был фактически призыв к революционным действиям для выхода из мировой бойни, призыв следовать примеру русских.
В обстановке, создавшейся в связи с начавшимися в Брест-Литовске переговорами, Меринг пытался разобраться в статье «Новый 1918 год». Статья полна оптимизма и уверенности в созидательных силах пролетарской революции в России и партии, поднявшей знамя революции. Своим острием статья направлена, с одной стороны, против явных и тайных аннексионистов, надеявшихся воздвигнуть вал против распространения большевизма в Германии и Европе в целом, а с другой — против тех, кто пытался сеять сомнения в правильности тактики большевиков.
Меринг сравнивал возможные последствия заключения Брестского мирного договора для Советской России с тягостными последствиями Базельского мирного договора 1795 г. для Пруссии *. И хотя история не повторяется, писал он, все же историческая справка может многое прояснить и в новой ситуации послужить полезным уроком.
Напоминание о Базеле, по мнению Меринга, должно поубавить самоуверенности у тех, кто воображает,
* Участница созданной в 1792 г. первой аитифранцузской коалиции Пруссия после ряда понесенных ею поражений подписала 5 апреля 1795 г. п Базеле (Швейцария) сепаратный мирный договор с республиканской Францией, по которому признавала переход левого берега Рейна к Франции будто сепаратный мир навсегда оградит Центральную Европу от влияния русской революции, и вселить веру в малодушных, в тех, кто полагает, что, заключая сепаратный мир, русская революция совершает самоубийство. Самоуверенность одних столь же беспочвенна, подчеркивал Меринг, как и малодушие других. Он верил, что русская революция победит: «Тогда дипломаты, насмешки которых над беспомощностью русских представителей Р Брест-Литовске циркулируют в патриотических кругах, перестанут смеяться, а у филистеров от революции, требующих, чтобы их обед был на столе ровно в полдень даже в дни революции, вытянутся физиономии»,— продолжал Меринг.
Меринг защищал политику «русской революции» от тех, кто осуждал большевиков, вынужденных пойти па сепаратные переговоры: «...от русской революции требуют сверхчеловеческого подвига, которого не совершала еще ни одна революция... Русская революция при заключении сепаратного мира с центральными державами может пострадать, но она не погибнет от пего... Мы не вправе терять мужество и впадать в отчаяние по поводу ее будущего, которое является также и нашим будущим» 9.
Остановимся еще на трех статьях Ф. Меринга, посвященных интересующему нас вопросу и также построенных во многом на исторических аналогиях. Они входили в серию упоминавшихся ранее статей под общим заголовком «Большевики и мы». Эти статьи, как и «Открытое письмо», о котором речь шла выше, преследовали одну цель — защиту идей большевизма, его тактики, проявление солидарности с большевиками. Одновременно Меринг продолжал в них теоретическую борьбу против опошления марксизма социал-демократическими теоретиками, в первую очередь Каутским.
В статьях «Обвинения против большевиков» и «Брест-Литовск и Тильзит» Меринг выступал против тех, кто, расценивая Брестский мир как ошибку, называл его «Тильзитом * большевиков». Стремясь всеми силами
* В Тильзите в июле 1807 г. после победы наполеоновских войск в русско-ирусско-фрапцузской войне 1806—1807 гг. был заключен унизительный для Пруссии мир, по которому она теряла примерно половину cnoeii территории и принимала ряд других требований Наполеона поддержать политику большевиков, Меринг указывал, что сравнение с Тильзитом даже полезно. Оно помогает «вновь поставить на ноги истину», которую враги большевизма вроде переехавшего из России в Германию Пар-вуса пытались поставить на голову и возложить на большевиков «ответственность за Брест-Литовск».

Франц Меринг 34

2013-12-13 15:14:39 (читать в оригинале)

«...Англо-французская и американская буржуазия,— писал В. И. Ленин,— не приняла нашего предложения... она отказалась даже разговаривать с нами о всеобщем мире!., Она поступила предательски по отношению к интересам всех народов...» 2.
22 ноября (5 декабря) 1917 г. в Брест-Литовске было заключено соглашение о временном прекращепни военных действий между Россией и Германией. 9(22) декабря начались переговоры о мире. Они проходили нелегко. Несколько раз объявлялся перерыв. 5(18) января 1918 г. были оглашены германские условия: отторжение от владений бывшей Российской империи свыше 150 тыс. км\ Вскоре глава германской делегации фон Кюльман предъявил от имени Германии и Австро-Венгрии ультиматум с требованием принять эти условия мира и дать ответ на следующий день.
Вопреки постановлению ЦК партии и указаниям В. И. Ленина о необходимости ввиду отчаянно трудного положения Советской России подписать даже тягчайший аннексионистский мирный договор немедленно после предъявления Германией ультиматума, Троцкий, возглавлявший советскую делегацию, выступил 28 января (10 февраля) с авантюристической декларацией: Советское правительство мира пе подпишет, войну прекратит, армию демобилизует. Воспользовавшись его заявлением, немецкое командование в нарушение соглашения о перемирии начало 18 февраля * наступление по всему фронту — от Балтийского до Черного моря, захватывая все новые и новые территории.
После упорной борьбы с «левыми коммунистами» и входившими тогда в коалицию с большевиками «левыми» эсерами, выступавшими за продолжение безнадежной войны с Германией, 3 марта мирный договор между Россией и странами германского блока был подписан, но теперь па гораздо более тяжелых условиях.
«Заключая сепаратный мир,— отмечал Ленин,— мы в наибольшей, возможной для данного момента, степени освобождаемся от обеих враждующих империалистских групп, используя их вражду и войну,— затрудняющую им сделку против нас,— используем, получая известный период развязанных рук для продолжения и закрепления социалистической революции» 3. Он неоднократно подчеркивал в своих работах мысль о необходимости всемерного укрепления оплота социалистической революции, о том, что это — интернациональный долг большевиков. «Пример социалистической Советской республики в России будет стоять живым образцом перед народами всех стран, и пропагандистское, революционизирующее действие этого образца будет гигантским»,— указывал В. И. Ленин4. «Тот не социалист,— писал он,— кто не понимает, что ради победы над буржуазией, ради перехода власти к рабочим, ради начала международной пролетарской революции, можно и должно н е останавливаться ни перед какими жертвами, в том числе перед жертвой частью территории, перед жертвой тяжелых поражений от империализма. Тот не социалист, кто не доказал делами своей готовности на величайшие жертвы со стороны «его» отечества, лишь бы дело социалистической революции было фактически двинуто вперед» 9.
В. И. Ленин рассматривал Брестский мир как необходимый в той конкретно-исторической обстановке компромисс: «Если можно выиграть время, получить хотя бы и короткую передышку для организационпой работы, мы обязаны добиться этого... Сохраняя Советскую власть, мы оказываем самую лучшую, самую сильную поддержку пролетариату всех стран в его неимоверно трудной, тяжелой борьбе против своей буржуазии. И большего удара для дела социализма теперь, чем крушение Советской власти в России, нет и не может быть» в.
Этого главного не могли или не хотели понять «левые» коммунисты и все те, кто примыкал к ним.
Позиция, которую в сложившейся ситуации занял Франц Меринг, заслуживает величайшей похвалы. Ее исходным моментом было признание великой исторической миссии и интернационального характера Октябрьской социалистической революции, признание большевизма международной силой, открывающей путь для социалистической революции на Западе и в первую очередь в Германии, твердая уверенность в конечной победе пролетариата в России.
Революционный оптимизм Меринга покоился на анализе исторического опыта революций, на правильном понимании исторической миссии рабочего класса. Он писал: «Революции имеют долгую жизнь, если они настоящие революции; английской революции XVII в. и французской революции XVIII в. понадобилось каждой почти по сорок лет, чтобы выразить себя. А какими ничтожными... кажутся-задачи, стоявшие перед ними, по сравнению с теми необъятными проблемами, которые должны быть разрешены русской революцией!»


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.