Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Методологиия 672013-12-15 17:34:42 (читать в оригинале)2. Эпистемологические категории и принципы выступают как средство осмысления форм и методов научного познания. Под «осмыслением» понимается здесь прежде всего анализ различных аспектов отношения этих форм и методов к объективной действительности и места их в познавательной деятельности человека. Такой анализ способен прояснить «смысл» форм и методов научного познания в том отношении, что он приводит к более глубокому пониманию их природы. Одним из важнейших направлений методологического воздействия гносеологии на развитие науки в этом плане является выяснение зависимости форм и методов познания, с одной стороны, от природы познаваемого объекта, а с другой — от природы познающего субъекта. Используемые в современной науке формы и методы познания настолько сложны, что объективный смысл получаемых с их помощью выводов далеко не всегда может быть легко установлен. Нередко эти выводы в значительной мере выражают не столько свойства объекта познания, сколько свойства самой познавательной деятельности субъекта. Поэтому вопрос о соотношении субъективного и объективного в процессе познания приобретает большую остроту. Фактически во многих случаях (в квантовой механике, в исследовании элементарных частиц, в психологии, в социологии, в метана-учных исследованиях и других областях науки) воздействие субъекта на объект в процессе его исследования оказывается настолько существенным, что отвлечься от учета его (как это обычно делалось в науке раньше) невозможно. Результаты исследования здесь характеризуют не непосредственно объект, а систему «объект — субъект», и выделение характеристик, относящихся непосредственно к объекту, представляет подчас большие трудности. Анализ этих трудностей требует обращения к гносеологическим представлениям об истине, о роли практики в познании, об активности субъекта в процессе познания и т. п. Сложившееся положение ведет к настоятельной необходимости прояснять структуру и свойства познавательной деятельности человека в процессе применения тех или иных форм и методов познания, осмысливать специфику этой деятельности с тем, чтобы оценить субъективные моменты, привносимые в результаты исследования благодаря использованию в нем тех или иных форм и методов познания, 3. Эпистемологические категории и принципы служат средством «переноса» форм и методов познания из одних отраслей науки в другие. Каждая отрасль науки направлена на изучение некоторого специфического аспекта, «среза» реальности. Для его изучения вырабатывается определенная совокупность методов. Однако отсюда вовсе не следует, что эти методы пригодны только для исследования явлений, составляющих предмет данной науки. Они могут оказаться полезными и в исследовании проблем, выходящих за ее пределы. В таком случае методы данной науки могут быть использованы и в других науках. Так, например, на современном уровне научного познания роль «образца» для многих наук играет физика. Тенденция использовать аналогичные принятым в ней формы и методы познания, связанные с развитием экспериментальной базы, с более строгим построением понятийного аппарата, с математизацией и формализацией теоретического знания, все более распространяется на всю сферу науки, включая и биологические, и даже социальные дисциплины. Речь здесь идет не о прямом «переносе» специальных методов физики в другие науки — подобный прямой «перенос» методов одной науки в другие отрасли научного познания очень важен для смежных отраслей его, но по отношению к далеким друг от друга отраслям малоэффективен или вообще невозможен. Задача за ключается в анализе и обобщении специальных форм и методов познания, выработанных наиболее развитыми науками,в раскрытии составляющих их основу моментов, черт, законов познавательной деятельности, которые могут быть использованы во всех сферах научного познания. Эта задача решается философией с помощью аппарата гносеологических категорий и принципов. В этих категориях и принципах отража ется и закрепляется «в снятом виде» наиболее существенное и универсальное содержание форм и методов, найденных отдельными науками. Поэтому использование гносеологических категорий и принципов в решении методологических вопросов различных специальных наук позволяет осуществить «перенос» основного содержания форм и методов познания из одних наук в другие, обеспечивает усвоение этого содержания во всех отраслях науки. В результате научное познание в целом выступает как единая система форм и методов познавательной деятельности человечества. Каждая отдельная наука включается в эту систему и опирается на нее в разработке своих специальных форм и методов познания. Вместе с тем наиболее важные результаты этой разработки, имеющие значение, выходящее за рамки данной отдельной науки, находят себе выражение в содержании категорий и принципов гносеологии и благодаря этому проходят через тот же механизм «переноса» форм и методов познания, который позволяет применять их во всех отраслях науки.
|
Категория «Природа»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.