Сегодня 28 ноября, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Всё обо Всём
Всё обо Всём
Голосов: 1
Адрес блога: http://innacool.livejournal.com/
Добавлен: 2012-10-28 21:53:52 блограйдером innacool
 

Методологиия 66

2013-12-15 17:34:15 (читать в оригинале)

Методологическая роль гносеологических представлений
Методологическая роль гносеологических (эпистемологических) категорий и принципов также может быть рассмотрена в трех основных аспектах: 1) формирование «гносеологической» программы научного познания, 2) осмысление форм и методов научного познания, 3) «перенос» форм и методов познания из одних наук в другие.
1. Эпистемологические категории и принципы являются средством формирования программы научного познания в том смысле, что они определяют в общей форме то, как должно осуществляться научное исследование объективной действительности (в отличие от всеобщих философских категорий и онтологических принципов, определяющих в общей форме то, что подлежит познанию в объективной действительности). «Обдумай что, но более обдумай как», — говорит Вагнеру Гомункулус в «Фаусте» Гете. Роль эпистемологических категорий и принципов в составлении общей «гносеологической программы» познания обусловлена тем, что они по своему содержанию являются отражением форм и методов, с помощью которых происходит познание атрибутов материи. Поскольку познание каждого атрибута требует соответствующих форм и методов, постольку «гносеологическая программа» познания зависит от «онтологической программы». В соответствии с тем, какие стороны объективной действительности являются предметом исследования в том или ином конкретном случае, на первый план выдвигаются то одни, то другие общие формы и методы познания (наблюдение, эксперимент, измерение, качественный анализ, структурно-функциональный подход, индукция, статистические методы и т. д.). Вместе с тем существует и известная последовательность в обращении к различным методам на разных стадиях развития познания какой-либо области явлений, порожденная движением познания от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высоких порядков. Научное познание мира— это процесс, имеющий свою внутреннюю логику и свойственные ему особые закономерности. Ученый сознательно или неосознанно руководствуется определенными гносеологическими представлениями об общем характере развития науки, об общих формах и методах получения научного знания, о возможностях и границах применимости этих методов. На этой основе он намечает возможные пути исследования интересующих его вопросов.
Конечно, в каждой науке есть свои специфические формы и методы познания. И для исследования предметной области, изучаемой данной наукой, необходимо применять специальные научные формы и методы познания. Однако в основе специальных форм и методов познания лежат общие эпистемологические представления и принципы, определяющие закономерности и характер их функционирования. Знание и отчетливое понимание этих представлений и принципов позволяют более эффективно использовать и целенаправленно совершенствовать формы и методы научного познания. Можно сказать, что специальные научные методы являются не чем иным, как содержательным знанием о некоторых моментах и сторонах действительности, преобразованным согласно общим законам познавательной деятельности субъекта в средство его гносеологической активности. Таким образом, в каждом специальном методе находит себе выражение, во-первых, определенное содержательное знание о действительности и, во-вторых, определенная система общих форм и методов познавательной деятельности, с помощью которых это знание используется для получения нового знания. Упомянутая система не зависит от того или иного конкретного знания, к использованию которого она прилагается; она обладает относительной самостоятельностью, «априорностью» по отношению к нему. Но, в конечном счете, она возникает в практике человеческого позна-ния и обусловлена его содержанием. По мере развития по-знания она развивается, обогащается. Гносеология, изучая эту систему в ее функционировании и развитии, обобщает те формы и методы, которые используются наукой на данном этапе ее развития, и, таким образом, дает средства, позволяющее определить общий ход познавательной деятельности, возможные варианты осуществления познавательного про-
Особенно возрастает роль эпистемологических категорий и принципов тогда, когда наука сталкивается с проблемами, решение которых требует разработки новых методов специально научного исследования. В этом случае вопросы общеметодологического характера выступают на первый план, и в преодолении трудностей, встающих при создании новых методов исследования, гносеологические соображения и аргументы имеют не меньшее значение, чем факты и выводы специальной науки.

Тэги: методологиия

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»
Изменения рейтинга
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.