Сегодня 21 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7273
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Всё обо Всём
Всё обо Всём
Голосов: 1
Адрес блога: http://innacool.livejournal.com/
Добавлен: 2012-10-28 21:53:52 блограйдером innacool
 

Методологиия 63

2013-12-15 17:32:33 (читать в оригинале)

А. С. КАРМИН О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

В эпоху научно-технической революции больше чем когда бы то ни было подтверждается мысль В. И. Ленина, что «без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае».1 Это придает особую актуальность исследованиям, посвященным анализу методологической роли диалектико-мате-риалистической философии в развитии современной науки.
В марксистской философской литературе имеется немало ценных работ, в которых категории и принципы диалектического материализма применяются для решения различных методологических проблем научного познания (примером может служить серия книг «Диалектический материализм и современное естествознание»). Однако пока еще существуют определенные расхождения в трактовке содержания методологической функции диалектического материализма и ее отношения к различным аспектам философского знания. До сих пор можно встретиться с тенденцией соотносить методологическую функцию только с исследованием закономерностей процесса познания; иногда дело доходит до смешения и даже отождествления методологических вопросов с гносеологическими. При этом методологическая роль онтологических категорий и принципов игнорируется. Такая позиция, как правило, основывается на мнении, будто бы в диалектическом материализме «снято» различие между онтологией и гносеологией и потому никакой «особой» онтологии в нем нет.
В философии диалектического материализма действительно не существует онтологии, метафизически обособленной от гносеологии и специальных наук. Но онтология, понимаемая как учение о всеобщих атрибутах объективной реальности, совершенно не обязательно должна трактоваться в указанном метафизическом смысле. Изучая наиболее общие законы бытия, диалектический материализм необходимо должен включать в себя онтологию (т. е. учение об этих законах), но онтологию диалектическую, выводы которой опираются на обобщение данных специальных наук, на гносеологическое исследование познавательной деятельности человека.
Нельзя закрывать глаза на то, что существует различие между всеобщими философскими категориями и принципами, характеризующими объективную реальность (например, пространство, время, принцип причинности и т. д.), и специальными философскими категориями и принципами, характеризующими процесс познания объективной реальности (например, ощущение, восприятие, практика, принцип объективности истины и т. д.). Имея в виду это различие, мы можем называть первые онтологическими, а вторые — гносеологическими категориями и принципами (иногда их именуют специально-гносеологическими или эпистемологическими, чтобы подчеркнуть их отличие от всеобщих категорий и принципов). Конечно, между теми и другими имеется тесная взаимосвязь. Но эта взаимосвязь вовсе не означает полного совпадения онтологической и гносеологической проблематики, о чем убедительно свидетельствует реально существующая практика специализации философов, исследующих эти разные области проблем. Онтологическое и гносеологическое знания, взаимодействуя между собой, вместе с тем обладают относительной самостоятельностью.
Игнорирование относительной самостоятельности онтологического знания неминуемо ведет к недооценке его методологического значения. Это сужает возможности привлечения философии к решению методологических проблем науки. Содержание методологической функции философии при этом существенно обедняется. Наоборот, учет различия между онтологическим и гносеологическим аспектами философии диалектического материализма позволяет глубже разобраться в той методологической роли, которую она в действительности выполняет в научном познании.
Задача исследования методологической функции философии заключается не только в интегральном освещении этой функции в целом, но и в раскрытии специфики применения онтологических и гносеологических представлений в развитии науки. Специфика эта определяется различием их содержания. Онтологические представления отражают наиболее общие свойства и законы объективной действительности (атрибуты материи). Поэтому методологическое применение их заключается в том, что всеобщие философские категории и принципы, с помощью которых эти представления выражаются, используются как средства теоретического мышления, детерминирующие в той или иной степени содержание познавательного процесса при решении какого-либо вопроса науки. Таким образом, здесь речь должна идти о методологической роли всеобщих философских категорий и онтологических принципов в формировании содержания научного знания. Гносеологические представления отражают свойства и законы познавательной деятельности человека (как особого процесса взаимодействия субъекта с объектом, отличного от всех других процессов в природе). Поэтому методологическое применение их состоит в том, что категории и принципы, с помощью которых эти представления выражаются, используются в качестве средств теоретического мышления, определяющих формы и методы познавательного процесса при решении каких-либо научных проблем. Таким образом, здесь речь должна идти о методологической роли эпистемологических категорий и принципов в определении форм и методов построения научного знания.

Тэги: методологиия

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.