Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Методологиия 622013-12-15 17:31:52 (читать в оригинале)На основе операции счета появились порядковые числа. Порядковое число несет на себе следы счета: в нем зафиксирована серия единичных операций счета, и оно обозначает место в этой серии (последовательности). На основании порядкового числа возникает понятие количественного числа (или просто числа). Для перехода от порядкового числа к количественному нужно было осознать, что число объектов данного фиксированного множества не зависит от порядка счета; кроме того, в понятии единицы нужно было осуществить качественную нивелировку объектов. Счет в его развитой форме опирается на некоторые предпосылки. Чтобы счет был возможен, пересчитываемое множество должно быть упорядочиваемым (в то время как упорядочение множества возможно и без счета). Необходима устойчивость множества, причем устойчивость в двух отношениях: наличие в множестве определенной устойчивой структуры и сохранение числа его элементов. При нарушении любого из этих условий счет был бы невозможен, так как в одном случае мы никогда не были бы уверены, что сосчитали все элементы и никакой элемент не сосчитан дважды, а в другом случае, повторяя счет, мы каждый раз получали бы разные числа. Практика показывает, что при пересчете больших множеств могут получаться различные числа. Однако при этом мы всегда убеждены, что при каком-то акте счета была допущена ошибка. Эта убежденность и опирается на положение об устойчивости множества, независимости количественного числа множества от способа его упорядочения. Таким образом, счет как познавательная операция исходит из определенных онтологических предпосылок, которые по своему содержанию являются признаками числа как момента атрибута количества. Аналогично обстоит дело и с измерением. Практика измерения связана с понятием величины. Не случайно в математике, описывая на интуитивном уровне понятие величины, указывают на операцию измерения.7 Она также опирается на ряд предпосылок. К ним относится прежде всего положение о том, что измеряемый объект многообразен. Измерение опирается на аксиому непрерывности (аксиому Архимеда), на возможность, с одной стороны, деления данного объекта (деления величины, которую нужно измерить) и, с другой стороны, сложения объекта с собою (сложения некоторой величины с собою, рассматриваемой, таким образом, как мера до того момента, пока получившаяся величина не превзойдет искомую). Измерение основывается также на принципе абсолютного значения относительной величины: при увеличении или при уменьшении единицы измерения в некоторое число раз числовой результат измерения уменьшается или увеличивается в то же число раз. При любом выборе единиц измерения равноотстоящим значениям физических величин соответствуют равноотстоящие числовые значения. Сам этот принцип отражает момент объективной устойчивости величины в ее отношении к другим величинам. Таким образом, качественный и количественный методы исследования исходят из определенного онтологического содержания категорий качества и количества, которое является предпосылкой соответствующих гносеологических приемов. Качественный и количественный методы исследования и являются гносеологическим аспектом категорий качества и количества. Хотя онтологическое содержание категорий относительно априорно для их гносеологических функций, само это содержание является обобщением опыта познавательной деятельности. Используемые в конкретных познавательных ситуациях предпосылки, в том числе и онтологическое содержание категорий, «впитали» в себя длительную историю познания объектов, историю проб и ошибок в познании. Объективному различию атрибутов, отражаемому в онтологическом содержании разных категорий, соответствует различие в познавательных приемах, применяемых для познания атрибутов. В методологии научного исследования разграничиваются эмпирический и теоретический уровни. Это разграничение отражает объективное отличие явления от сущности и их объективную взаимосвязь. Различие приемов, используемых на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, объективно определено отличием онтологического содержания категории «явление» от содержания категории «сущность». Сегодня уже достаточно ясны общие пути исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях.8 Что же касается выяснения взаимосвязи онтологического и гносеологического аспектов философских категорий, то здесь сделано сравнительно мало и к тому же не для всех категорий. Работа в этом направлении позволит глубже раскрыть «механизм» функционирования философских категорий как методологических основ познания.
|
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.