Сегодня 28 апреля, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Всё обо Всём
Всё обо Всём
Голосов: 1
Адрес блога: http://innacool.livejournal.com/
Добавлен: 2012-10-28 21:53:52 блограйдером innacool
 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО МЕТОДА 19

2013-12-17 14:48:52 (читать в оригинале)

Нельзя не отметить сложности изучения приспособительного характера эволюции, поскольку оно связано с проблемами и целесообразности, и активности, и саморегуляции, не говоря уже о целом комплексе сугубо философских по своему звучанию проблем (внешнего—внутреннего, необходимого и случайного и т. д.). Но если не выделять определяющей роли приспособительного процесса в эволюции живого, то многообразие общебиологической проблематики рискует быть многообразием без единства, совокупностью многих вопросов без ответа на главный вопрос — о направленном характере эволюции.
Рациональное, без привлечения мистических сил, объяснение причин такой направленности может быть дано только при условии, если исследователь не упускает из виду адаптацию организмов к среде как важнейшую характеристику эволюции.
Из того факта, что отношение организм — среда раскрывается ныне на фоне изученных системных образований, в том числе надорганизменных, их внутренних и внешних связей, вовсе не следует, что приспособительный характер эволюции в целом кем-то всерьез поставлен под сомнение, что найден какой-то иной, достаточно доказательный подход к объяснению направленности эволюционного процесса. Скорее следует предположить, что все более содержательные интерпретации феномена целесообразности, активности и т. д. представляют собой этапы аналитического исследования того же чрезвычайно емкого и целостного понятия приспособления, которое определяло и определяет специфичность биологической теории.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что исследование биологической эволюции — далеко не завершенный процесс. Чтобы познание развивалось успешно, необходимо отказаться от попыток догматизации какого-то одного из его этапов, но вместе с тем важно сохранить уже завоеванные научной мыслью фундаментальные методологические основания. Трезвый скептицизм не должен превращаться в абсолютный релятивизм, начисто отвергающий сложившиеся традиции исследования, его проверенные временем исходные принципы. Игнорирование исторического опыта диалектической обработки эволюционных проблем лишает ученых возможности создать что-то конструктивное, приводит фактически к повторению прежних ошибок, к абсолютизации одного из моментов познания. Противодействие релятивистским тенденциям в современной разработке проблем предбиологической и собственно биологической эволюции —? дело сугубо практическое, актуальное для успешного развития эволюционной теории в целом.
В любой работе советского теоретика медицины или клинициста, биолога или врача, в учебниках гигиены, патологии, терапии или хирургии указывается, что диалектический материализм является методологической основой современной биологии и медицины. Об этом пишут все биологи и медики, и пишут искренне, убежденно. .. И подчас создается впечатление, что ленинский призыв укреплять союз философов и естествоиспытателей утрачивает актуальность, поскольку все естествоиспытатели нашей страны уже вооружены диалектико-материали-стическими принципами. Но знать оружие и уметь применять его — далеко не одно и то же. Знать автомат можно досконально, но это еще не означает, что вы тем самым уже отличный стрелок. Этому следует учиться. И мы часто забываем замечательные слова Ф. Энгельса о том, что с тех пор, как социализм стал наукой, он требует к себе и соответствующего отношения, т. е. его необходимо изучать. Можно отлично ответить на все вопросы учебной программы о противоречии как источнике развития. Но попросите специалиста-биолога или врача объяснить конкретное противоречие, и вы убедитесь в том, что отличная оценка, полученная им на экзамене по философии, в ряде случаев больше характеризует его знание, чем умение применять те или иные положения на практике. Чтобы обосновать это утверждение, рассмотрим, как истолковывается в трудах некоторых биологов и патологов философское учение о противоречии. Вспомним основные положения о противоречии в трудах классиков марксизма-ленинизма и посмотрим, как их пытаются применить в сфере своей деятельности некоторые теоретики биологии и медицины.
Живая система обладает свойствами как открытых, так и закрытых систем. Если бы организм был только закрытой системой, он был бы абсолютно автономным образованием. Биология таких систем не знает. Не является он и только открытой, т. е. абсолютно зависимой от среды системой. В биологии известны системы относительно автономные, т. е. относительно независимые от среды. Главный критерий автономности живых систем — наличие специфических внутренних противоречий, имманентно связанных со структурой данных систем и лежащих в основе внутренних причин их самодвижения. Как указывал В. И. Ленин, «условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей».

Тэги: метода, научного, структура

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.