Какой рейтинг вас больше интересует?
|
СТРУКТУРА НАУЧНОГО МЕТОДА 92013-12-17 14:42:24 (читать в оригинале)Между тем в истории науки и философии существует давняя тенденция отождествлять «знание вообще» с его частной разновидностью — «истинным знанием». Такая тенденция исторически возникла из противопоставления истинного знания «мнению». Это противопоставление порождает иллюзию, будто все, что не есть истина, есть не знание, а лишь мнение. Нетрудно, однако, убедиться в том, что в современной практике научного творчества термином «мнение» обозначается, как правило, не информация, а ее оценка исследователем, причем производится она с точки зрения научных (а не художественных, моральных или еще каких-либо) норм.3 Существуют три вида такой оценки: вера, сомнение и неверие. Интересно, что эти виды оценки информации относятся не только к истинной, но и к любой другой (ложной, проблематичной и т. д.) информации. Например, можно верить в то, что та или иная научная гипотеза окажется истинной (соответственно — ложной), можно сомневаться в этом и можно не верить в это.4 Таким образом, при строгом употреблении терминов «знание» и «мнение» противопоставление знания мнению не дает никаких оснований для отождествления знания вообще с истинным знанием. Применение принципа развития к методологии физического исследования имеет два аспекта: 1) развитие знания, т. е. переход от более простых форм знания к более сложным; 2) развитие познавательных процедур, т. е. переход от более простых процедур (результатом которых является некоторое знание) к более сложным.5 Позитивистская полемика против применения принципа развития в методологии физического исследования основана главным образом на факте взаимозависимости эмпирического и теоретического исследований. Эта взаимозависимость заключается в следующем. Как известно, метафизиче- 3 Иногда мнением называют не оценку информации, а особый вид последней— проблематичную информацию («вероятное знание»). В этом случае противопоставление знания мнению становится эквивалентным противопоставлению достоверного (т. е. проверенного) знания (которое, очевидно, может быть как истинным, так и ложным) вероятному (т. е. не прошедшему экспериментальную проверку). Во избежание путаницы понятий мы будем употреблять термин «мнение» только для обозначения оценки информации. 4 Отождествление «знания вообще» с истинным знанием не только противоречит принципу развития знания из незнания, но и приводит к пара доксам. Например, при таком отождествлении мы должны сделать следующий вывод: человек, знающий много сказок, знает не больше того, кто не знает ни- одной сказки (эрудит, тем самым, приравнивается к невежде). Хороший обзор разных точек зрения на проблему соотношения знания и мне ния можно найти в кн.: ? р у н о в Б. А. Мнение в системе человеческого познания. Л., 1973. 5 Каждый вид знания получается с помощью определенных, специфических для него процедур. Поэтому нельзя рассматривать знание как нечто самостоятельное, существующее безотносительно к тем процедурам, с помощью которых оно получено. Но не менее ошибочно было бы отождествлять содержание знания с содержанием той процедуры, посредством которой оно приобретается. О проблеме соотношения физического знания и физической деятельности см.: Степин В. С, ? о м и л ь ч и к Л. М. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. Таким образом, возникло представление о первичности эмпирии относительно теории. Действительно, теория всегда создается для объяснения каких-то эмпирических законов и предсказания новых эмпирических законов. Теория, которая не ставит перед собой такой задачи, ничем не отличается от произвольной умозрительной спекуляции. С другой стороны, эмпирические законы обнаруживаются с помощью экспериментов. Но ни один эксперимент не ставится вслепую, без заранее намеченной цели. Для формулировки же такой цели обычно требуется некоторая теория.6 Эта теория, в свою очередь, требует предварительного эмпирического исследования, а последнее опять-таки невозможно без предварительного теоретического исследования и т. д. Таким образом, оказывается, что в общем случае не только теоретическое исследование невозможно без эмпирического, но и эмпирическое невозможно без теоретического.
|
Категория «Истории»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.