Какой рейтинг вас больше интересует?
|
СТРУКТУРА НАУЧНОГО МЕТОДА 62013-12-17 14:39:46 (читать в оригинале)Если учесть первоначальный этап исследования, как это делает А. И. Ракитов, то схема этапов принимает следующий вид: формулирование задачи (проблемы), включающее указание конечной цели, условий, ограничений, перечень исходных данных и средств решения; сбор информации по всем параметрам и характеристикам, необходимым для решения задачи; выдвижение предварительных гипотез; теоретическая разработка; эксперимент; сопоставление результатов эксперимента с теорией; окончательная формулировка полученных результатов и оценка их соответствия целям и условию задачи.12 Очевидно, что в реальном исследовательском процессе порядок этапов может быть иным, их может быть больше или меньше, структура в целом может усложняться и видоизменяться. Поэтому всякая классификация этапов и уровней, всякая жесткая схема процесса исследования с неизбежностью оказываются приблизительными. Однако, помня об этом, мы все же вынуждены прибегнуть к еще большему усреднению и схематизации исследовательского процесса и выделить только самые основные этапы в достаточно крупном масштабе. К ним следует отнести: конструирование объекта исследования, эксперимент, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, — создание теории (гипотезы), предсказание и его проверка. Выделение основных этапов движения научного знания позволяет, во-первых, выделить функциональные группы операций и процедур; во-вторых, выделить функциональные группы методов в зависимости от того, какие в них входят операции; в-третьих, рассмотреть каждый из этапов как определенную совокупность (или систему) операций и методов. В зависимости от этапов познания операции могут быть объединены в следующие функциональные группы. Операции получения нового знания. Примем, что «единица научного знания считается новой, если она отвечает требованиям научности и к моменту ее создания отсутствует в списке ранее установленных научных знаний».13 Очевидно, что новое знание возникает в ходе применения всего арсенала приемов, методов и средств научного познания. Однако самыми существенными из них являются следующие: 1. Процедура получения нового знания с помощью различных типов индуктивного вывода: от единичного высказывания к гипотезе универсального типа, статистические процедуры (вывод от популяции к образцу, от образца к образцу, от образца к популяции), вывод по аналогии.14 2. Дедуктивный вывод, или дедуцирование из системы исходных положений новых знаний, не установленных эмпирически.
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.