Какой рейтинг вас больше интересует?
|
СТРУКТУРА НАУЧНОГО МЕТОДА 52013-12-17 14:39:06 (читать в оригинале)«Бумажно-карандашные» и вербальные операции имеют место в мысленном эксперименте. Бриджмен подчеркивает определенные преимущества «бумажно-карандашного мира», в котором свободная мысль избавлена от непосредственного контакта с инструментальным миром лаборатории. Однако физики считают необходимым принять одно ограничение этой «свободы мысли»: в конечном счете должна быть установлена связь этих операций с инструментальными. Инструментальный контакт дает единственную «реальность», которую физик признает.8 Исследовательские операции Бриджмен рассматривает не сами по себе, а в связи с операциональными определениями, с помощью которых, по его мнению, выявляется значение всякого научного понятия. Как известно, операциональный критерий значения не может быть единственным и универсальным.9 Однако, исследуя операциональные определения понятий, Бриджмен поставил ряд интересных проблем о соотношении операций метода и теоретических конструктов. Он конкретно показал, каким образом практика экспериментально-измерительной деятельности включается в понятийный аппарат теории, сформулировал для физической науки правила введения и удаления теоретических конструктов, выявил эвристическое значение операциональных определений.10 Очевидно, что существует необходимость диалектико-материали-стического рассмотрения операционального аспекта науки, начало чему положено в работах В. П. Бранского и Д. П. Горского. Операции, входящие в тот или иной научный метод, можно подразделить на различные функциональные группы в зависимости от этапов исследования. Выделить этапы научного исследования можно, исходя из различных оснований. Так, за основания классификации этапов познания можно принять, как это делает В. А. Смирнов, 1) уровень (эмпирический или теоретический) и язык (протоколы, эмпирические или теоретические конструкты), в предложениях которых формулируется исходная информация; и 2) уровень и язык, в предложениях которых формулируется результат данного процесса познания.11 Несмотря на то, что схема, предложенная В. А. Смирновым, обладает рядом недостатков (в частности, неполнотой, поскольку не отражает начальный этап исследования — конструирование объекта исследования на основании уже имеющихся теоретических и эмпирических знаний), она в определенной степени отражает фактически имеющееся разделение труда в научном исследовании.
|
Категория «Художники»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.