Сегодня 8 мая, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Всё обо Всём
Всё обо Всём
Голосов: 1
Адрес блога: http://innacool.livejournal.com/
Добавлен: 2012-10-28 21:53:52 блограйдером innacool
 

СТРУКТУРА НАУЧНОГО МЕТОДА 1

2013-12-17 14:36:49 (читать в оригинале)

Научный метод представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов и образует единое целое со «средой», так как его возникновение и функционирование обусловлены имеющимся эмпирическим и теоретическим знанием. Являясь элементом системы более высокого порядка — научного знания в целом, метод в то же время состоит из различных подсистем, как-то: системы нормативных предложений, системы логических и физических операций и процедур.
Метод познания возникает как искусственная система правил и операций, которые, однако, обусловлены объективными свойствами естественноисторической познавательной системы «субъект — объект». Будучи открытой системой, метод постоянно совершенствуется вслед за развитием научных и технических знаний. Метод относится к таким искусственно созданным системам, которые не могут функционировать вне субъекта познания. В свою очередь очевидно, что осуществление процесса научного исследования, т. е. функционирование системы «исследователь — средства исследования — объект исследования», невозможно без такого элемента, как научный метод. Именно применение научного метода делает указанную систему целенаправленной и приспосабливающей к себе условия внешней среды для достижения поставленных целей.
В самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил познавательной (практической или теоретической) деятельности, выработанных на основе познания закономерностей изучаемого объекта. Возможны различные уровни анализа метода как системы. Укажем основные из них.
Во-первых, метод как форма научного знания может быть рассмотрен на уровне предложений, формулирующих нормы и правила действий исследователя. Отметим сразу, что такой подход, позволяющий охарактеризовать метод как специфическую форму знания (установить взаимодействие с теорией, выявить логическую структуру предложений), в то же время не дает нам картину всего метода в целом, так как абстрагируется от других компонентов метода, не являющихся предложениями.
Во-вторых, метод в качестве способа деятельности может быть рассмотрен как система операций и процедур, которые, в свою очередь, можно анализировать по функциям, по характеру (логические, физические), по месту в познавательной процедуре и т. п.
Наконец, метод может быть рассмотрен как система взаимодействующих материальных объектов: субъекта, прибора и объекта. В статье рассматриваются первые два аспекта.
Метод как система предложений
Эмпирическое рассмотрение материала различных наук убеждает в том, что разработанные и широко применяемые методы изложены в виде системы особого рода предложений, имеют вид программ, схем, своего рода спецификаций, инструкций и т. п. Данные предложения не описывают непосредственно сам объект исследования, не утверждают и не отрицают чего-либо относительно него, но предписывают исследователю, что должно быть сделано с объектом и средствами исследования, т. е. являются нормативными предложениями с соответствующими функторами «должен», «должно», «не должен», «следует» и т. п. Многие проблемы нормативных предложений не решены, не существует общей теории норм и нормативных понятий, однако уже имеющиеся теоретические положения в работах, где исследуются основания деонтической логики, могут быть использованы при анализе норм научных методов.

Тэги: метода, научного, структура

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.