Роман опубликован в 1992 году
Очередная попытка прочесть книгу большого русского писателя наших дней завершилась разочарованием и недоумением. Пожалуй, буду ждать следующий роман Евгения Водолазкина, сколько бы времени на это не ушло.
Что касается «Репетиций», рецензии не будет. Лишь собственные впечатления, сдержанные, насколько возможно. От рядового читателя, который ждет, ждет и ждет, что в России появятся писатели для читателей. Не снобов, в меру интеллектуальных, проще говоря, любящих читать хорошие книги (упрощаю намеренно). Хорошие и разные.
Что нам предлагают? Или откровенную бульварщину, или нечто рафинированное, с претензией на глубину и оригинальность, а, по сути, откровенно скучное. Как правило, или вовсе без сюжета, или с сюжетом, который можно пересказать в двух словах. У нас, конечно, нет традиций английской литературы. Даже русские классики не могут сравниться в построении сюжета с английскими. Современные отечественные авторы стараются восполнить сюжетные дыры оригинальностью идей, в чем преуспели до абсурда.
Владимир Шаров, наверное, хороший писатель. Именно так о нем говорят соратники по перу и литературные критики. Правда, ни одного качественного обзора, или критических статей о произведениях писателя я так и не нашла, но поверю всем на слово. При этом оставляю за собой право считать, что Шаров пишет, в первую очередь, для писателей. А я - читатель…
Внимательный читатель. Конечно, я заметила и мастерство, и особенности стилистики, и даже массу идей. Только, простите, мне было откровенно скучно, несмотря на все достоинства текста, захватывающей истории внутри него не оказалось.
После нескольких вступительных глав, практически никак не связанных с центральной сюжетной линией, автор переходит к главной части романа, берущей начало в далеком 17 –ом веке. Патриарх Никон занят строительством Новоиерусалимского монастыря, неподалеку от Москвы, на землях села Воскресенское. Он замыслил, превратить монастырь в центр православия на всей земле. Никона тревожит ссора с царем Алексеем Михайловичем. Чтобы вернуть былое доверие, Никон привлекает французского комедиографа по имени Сертан, волею судеб оказавшегося на Руси, чтобы тот совершил грандиозную постановку евангельских событий на открытии монастыря.
Времена были темными. Страна жила в ожидании конца света и второго пришествия. Сертан набрал своих актеров из числа местных крестьян и начал репетиции. С каждым годом актеры играли свои роли все лучше, только на центральную роль Иисуса кандидата не было. То ли им должен был стать сам Господь, то ли эту роль собирался взять на себя Никон, но только, в один прекрасный день, по высочайшему повелению, репетиции прекратили, а всех актеров, во главе с Сертаном, отправили на поселение в Сибирь.
Люди, так срослись со своими ролями, что продолжали репетиции, ставшие смыслом жизни, передавая этот образ существования из поколения в поколения в поколение, пережив войны и революции.
В романе имеется масса аллюзий, философских обобщений, интересных ходов. Но перечислять их так же скучно, как и читать книгу. Возможно, в 1992 году она выделялась новизной подходов, смелостью изложения, новаторством. К сожалению, к 21-у веку роман кажется устаревшим, безнадежно увязшем в банальностях.
Отдавая должное писательскому таланту, хотелось бы, получить, помимо интересной истории, хотя бы толику надежды. Ну, или, на худой конец, немного иронии. Чего-нибудь, что вдохнуло бы жизнь в мастерски выстроенный текст.