Какой рейтинг вас больше интересует?
|
«Я исповедуюсь» Жауме Кабре2016-11-03 10:46:00 (читать в оригинале)Роман написан Жауме Кабре родился в Барселоне в 1947 году. Он является единственным каталонским писателем, получившим высокую оценку своего творчества во всем мире. Тема его лучшего романа на сегодняшний день, «Я исповедуюсь» - размышления о склонности человечества к злу. «Я исповедуюсь» - многослойный роман, начина 1950 года, главный герой, Адриа Ардевол, исследует прошлое своей семьи и ее богатства, пройдя весь путь в былое, к самым истокам зла, к испанской инквизиции, к диктатуре Франко и к концентрационным лагерям нацистской Германии. Этот сложносоставной роман изображает земной ад, подчеркивая бесчеловечность человечества, охватывая последние семь веков истории Западной Европы. Отмеченный как «роман романов», «Я исповедуюсь» признается шедевром многими литературоведами по всему миру. Начиная с названия, «Я исповедуюсь», странным образом, перекликающееся со знаменитой статьей Эмиля Золя «Я обвиняю», Кабре предлагает самосозерцательное жизнеописание Адриа Ардевола в момент, когда у того обнаруживаются ранние признаки болезни Альцгеймера, которая, с роковой неизбежностью, положит конец его интеллектуальной жизни. Адриа, родившийся в Барселоне в 1946 году, является уникальной личностью, поразительно одаренный. Он с легкостью изучил 10 языков еще в детстве, виртуозно играет на скрипке, занимается академическими литературными исследованиями, пишет книги и фанатично сбирает антикварную коллекцию старых рукописей и редких книжных изданий. С первых же страниц его исповеди становится известно, что пред нами очень одинокий человек, мало любимый с самого детства, мучимый невыносимым чувством вины, словно он несет ответственность за все грехи человечества. Человек, чья мать говорит ему, еще ребенку, что «мы пришли в этот мир не для того, чтобы быть счастливыми, человек,который считает, что его рождение было всего лишь ошибкой, кого терзает комплекс вины за смерть отца. Еще одним сюжетным ядром станет история скрипки 18-го века, созданной в 1764 году мастером из Кремоны Лоренцо Сториони. Инструмент огромной ценности и великолепного звучания, накрепко связанная с жизнью Адриа Ардевола, скрипка, с момента своего создания, тянущая за собой шлейф преступлений и краж. Скрипка и человек станут основой повествования, как воплощение зла, которое сопровождает человечество на протяжении всей его истории. И уж тем более в прошлом тысячелетии. Реализуя этот нарратив, Кабре создает полнокровный, бескомпромиссный, амбициозный и, в то же время, захватывающий роман, подобный величественному готическому собору. С более чем сотней персонажей, более семьюстами страницами текста и сюжетом, который устремляется в исторический колодец 14-го века, во времена суда над еврейской Жироной, легко перемещаясь оттуда в наше время. На протяжении всего этого длительного путешествия читатель познакомится со всем спектром зла – нетерпимости, фанатизма, тоталитаризма, жадности, жестокости, лицемерия, зависти… - и, прежде всего, с тем, как зло было институализировано на протяжении всей истории. В первую очередь, в Церкви, в лице инквизиции, в определенных способах действий радикального ислама, в нацизме. Интеллектуальная эволюция Адриа Ардевола приводит к написанию и публикации нескольких текстов, содержащих размышления о развитии идей в мировой истории, которые принесли ему признание в международной академической среде. Но обстоятельства его жизни, и, особенно, история его отношений с возлюбленной Сарой Эпштейн, поставили Адриа перед необходимостью изложения истории зла, историю, которая не получила своего полного отражения в академическом тексте, на обороте которого он пишет свою исповедь. Адриа Ардевол страдает от неопределенности. Но неопределенность присуща жизни любого и каждого человека. Это принцип и способ существования человечества. Поэтому, история Адриа кажется столь универсальной, с ее вечной дилеммой между свободой воли, ее последствиями и молчанием Бога, когда даже мертвые вопиют. С бесконечным спором, начатым Адорно, о том, возможно ли писать стихи после Освенцима или о том, как можно ежедневно зажигать его печи и слушать сонаты Шуберта. Извечная тоска о потерянном рае. Кабре много злословит, и особенно безжалостно в моменты сближения жертвы и палача. Зло разрушает оставшихся в живых. Невиновного, когда вопрошает, по какому праву он живет, когда другие мертвы, и терзает виновного невозможностью искупления через покаяние, обрушивая на него всю прежде произведенную им боль. С другой стороны, и скрипка, само воплощение гармонии, отмечена клеймом насилия с момента ее создания, с семечка клена, которое вырастает в пышное дерево на могиле монаха, безвинно осужденного инквизицией и похороненного за пределами монастыря, в лесу, без права на вечный покой в освященной земле. Так начинается цепь событий, связанных со скрипкой, на протяжении веков путешествующей из рук в руки, от преступления к преступлению, таким образом, достигнув дома Ардеволов. Критики утверждают, что в романе «Я исповедуюсь» Курбе достиг совершенства, что это вершина его творчества. Русскому читателю трудно судить об этом. Его знакомство с писателем начинается с этого романа, проследить путь творческого совершенствования писателя мы не можем. Но оценить некоторые технические приемы писателя мы вполне в состоянии. Напоминаю, тот факт, что на страницах романа оживает обширный список ситуаций и персонажей, начиная с 14-го века в заброшенном монастыре, в 15-ом веке в Кремоне, в Париже 17-го века, в Риме времен Первой мировой войны, в нацистской Германии и Освенциме, в Барселоне 40-50-ых годов, не считая следования годам жизни Адриа Ардевола. Кабре виртуозно чередует повествование от первого и от третьего лица, вводя и останавливая субъективность по мере надобности, что значительно обогащает каждую ситуацию. Этот прием пересекается иногда диалогами между персонажами, которые никак не соотносятся в пространстве и во времени. Или связает прямыми параллелями действия персонажей, разделенных веками. Эти приемы скрепляют историю, делая ее целостной, практически монолитной. Поражает умение Курбе избежать падения напряжения и поддержания ритма повествования. На это цель неплохо работают персонажи внутреннего круга Адриа Ардевола: Сара, поддерживающая любовную линию, и Бернард, с которым связана линия дружбы. Оба обладающие сложными и интересными характерами. Книга завершается эффектным финалом, который интеллектуалы будут обсуждать долгое время, подтверждая высокую репутацию романа как культурного явления.
|
Категория «Графика»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.