Последняя оставленная запись:
3 ключевые проблемы IT отделов: от малого бизнеса до государственных учреждений. Часть 1.
2012-11-24 14:19:47 (читать в оригинале)
Пару дней назад я писал о низком качестве услуг в области информационных технологий. Сегодня хотелось бы затронуть тему не менее сложную, но более глубокую.
Речь пойдет не об IT-индустрии в целом, а лишь небольшой ее части - IT подразделениях компаний самого разного направления, формы собственности и масштабов. Большинство из наших читателей понятия не имеют, кто эти люди, как работают и что делают. Если вы работаете в крупном офисе, ваши познания об отделе информационной безопасности скорее всего ограничены тем, что "эти сволочи закрыли доступ к Вконтакту" или "вчера мой компьютер опять начал пищать и приходил бородатый сисадмин, полдня с ним возился, а мне пришлось до восьми часов сидеть". Пока у вас все работает, об IT отделе никто не вспоминает, а когда что-то не так, сразу находится виновный, и он непременно как раз оттуда. А всегда ли это так? Сейчас попробуем разобраться.
Разбираться мы будем, исходя из моего личного опыта работы в сфере IT, который составляет без малого 8 лет. От малого бизнеса, где я работал системным администратором, до собственной компании, которую сейчас возглавляю. Сразу скажу, я не буду называть имена и организации, пускай эта информация останется в тайне. Точно скажу лишь одно, многие будут шокированы от полученной информации, и что самое печальное - это все правда. Но давайте по порядку.
История первая. Государственное учреждение, которое я не называю.
Довелось как-то мне около полугода проживать на периферии, в одном небольшом городке, кстати, районном центре. Как только приехал, купил местную газету и в рубрике "Вакансии" нашел объявление, гласящее "на работу в местное отделение *учреждения, которое я не называю* требуется программист, зарплата обговаривается на собеседовании". Отлично, подумал я, и широкими шагами пошел прямиком к успеху. Собеседование проводила начальник отделения, которая оказалась очень далеким от компьютеров человеком, да и в кабинете у нее ПК не было. Дальше больше: она сообщила мне, что в мои обязанности будет входить поддержка сервера и порядка 20 пользовательских машин, которые в большинстве своем - о боги! - никак не связаны. Мне показалось это странным, так как связи с названием должности обнаружено не было, ну да и ладно. Приступил к исполнению обязанностей и обнаружил, что на моем ПК плотно засело десятка полтора вирусов (как
оказалось позже, предыдущим "программистом" была девушка, которая после ушла преподавать информатику в местную школу). Доступа к Интернету там тоже не было, а когда я сообщил, что он очень нужен для обновления ПО, в том числе антивирусного, мне сказали, что денег на это областная дирекция не выделяет. Ну что ж, что имеем, тому и рады. В итоге я около двух месяцев потратил на то, чтобы создать внутреннюю сеть, поднять терминальный сервер и обеспечить более-менее вменяемое функционирование этой системы. Главная трудность заключались в том, что на 15 из 20 ПК работали в прямом смысле слова бабушки, которые раньше работали максимум с калькулятором, а на ПК их учили обращаться по принципу "Нажимаете сюда, потом вот сюда и потом сюда. Опа! Видите, пошла печать. Не пошла? Ну тогда звоните программисту, это он что-то сделал". Для каждого сотрудника я сочинил и распечатал инструкции по работе с ПО, и в свободное время объяснял, что как и почему работает, что можно делать, а чего нельзя. На это ушло еще два месяца. Вроде бы и слава богу, вроде уже все хорошо. Но тут новость из дирекции: переходим на новую версию корпоративного ПО. Все бы ничего, да половина наших ПК были времен конца 90-х, потому попросту отказывалась работать с новыми программами. Обращаюсь я в дирекцию, прошу заменить машины, и что бы вы думали? Отказано, нет денег, работайте с чем есть. Отрыл в подвале списанные ПК, с разрешения руководства поснимал оттуда оперативку и все что мог, модернизировал. Со скрипом, но заработало. Правда, машины часто зависали, перегружались, данные приходилось постоянно сохранять (или потом восстанавливать). Не прошло и месяца, как я получаю очередное сообщение об обновлении ПО из дирекции. В системных требованиях указано: на клиентских ПК должно быть не менее 1 Гб оперативной памяти, у нас же и 512 было не на всех, про процессоры мне даже рассказывать стыдно. Пишу я ответ: "Извините, внедрить ПО не могу, наше железо не отвечает минимальным требованиям". Дирекция долго думала, дня три-четыре, и проблему решила самым блестящим образом - переслали то же письмо с требованием обновиться, но строку "системные требования" вырезали:D Мне тогда повезло, пригласили поработать за границей, потому я тут отработал еще 2 недели и уволился. Не знаю, кто мой последователь и как он выполнял требования дирекции. Но искренне желаю удачи ему (ей) лично и всем сотрудникам *госучреждения, которое я не называю*.
История вторая. Крупная IT компания, на то время один из лидеров по дистрибуции и производству персональных компьютеров в Украине.
Пожалуй, это была первая работа, которая меня по настоящему увлекла. Может, именно потому спустя всего четыре месяца из инженера компьютерных систем (а чтоб понятнее, простого сборщика ПК) я вырос в руководителя небольшого структурного подразделения. У меня в подчинении было 11 человек - прекрасных специалистов и просто хороших людей, половину которых спустя еще 4 месяца я должен был уволить. Но давайте по порядку. Компания - крупный дистрибьютор компьютерных комплектующих и поставщик таких магазинов электроники как Фокстрот, Эльдорадо и пр. Наша производственная мощность составляла 12 тыс. ПК в месяц (рекорд был около 18 тыс. в разгар сезона), а в отделе сборки работало менее 20-и человек. Это значит, что каждый инженер собирал около 600 ПК в месяц, или же 25 ПК в день (при стандартном восьмичасовом рабочем дне, это не более 20 минут на одну машину. А знаете, что самое интересное в этой истории? 80% всего отдела сборки впервые работали на производстве, а некоторые - впервые видели распакованный процессор и понятия не имели что такое термопаста!). Для сравнения, свой домашний компьютер я собирал более часа, уже имея многолетний опыт. Но это еще не конец истории. Угадайте, сколько платили сборщикам? 50 центов за 1 ПК, при условии, что он собран правильно (с точки зрения отдела качества). Конечно, отдельные личности в разгар сезона умудрились заработать около 1000 у.е., но средняя зарплата была не более 300. Вы бы стали так вкалывать ради пары тысяч гривен? А потом руководство компании еще и удивлялось, почему же около 10% (кстати, я считаю странным, что так мало) готовой продукции возвращалось как брак производства. Кульминацией стал переезд в собственное помещение за городом, в покупку и оборудование которого вложили огромные деньги, а спустя всего месяц пришел приказ от высшего руководства - уволить 70% штата. Увы, я не смог решить, кто из моих 11 ребят должен лишиться работы, и решил уйти в другую компанию, где к людям относились лояльнее. На новом месте работы, кстати, очень удивлялись, как мне удалось откорректировать работу конвейера так, что он 2 дня собрал больше ПК, чем раньше собирал за неделю. Опыт - великое дело:)
Недавно слышал, что эта самая компания на грани банкротства. Не знаю, правда или нет, но очень сожалею, что руководство так и не осознало своих ошибок, ведь истории, подобные моей, продолжались там из года в год.
Продолжение следует...