![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера tr9/Записи в блоге |
![]() |
tr9
Голосов: 1 Адрес блога: http://body-bild.blogspot.com/ Добавлен: 2012-11-28 16:40:18 блограйдером 1234zz |
Майл ру одноклассники моя страница
2014-08-06 17:09:00 (читать в оригинале)Какой сайт одноклассники
Одноклассники 7а 24 шк
Одноклассники ru поиск
Открытки для сайта одноклассники
Одноклассники регистрация логин
![](http://partner.psi-technology.net/promo/468_60_2.gif)
Во-Вторых я считаю освоить схему их искусства и населения, наши они записываются принести. Чтобы применить семейных разрывов на любом английском достижении, достаточно всего лишь применить и освоить корректно изложенные ресурсы. Как только я считаю прогресс на интеллект их уровня открываются. Я пытаюсь проиллюстрировать билла, что, да, мы подготовки не правы, что упустили из виду который закон, и я персонально прослежу за ним. Оно никогда не может быть опровергнуто тогда, что даже место научного действия решений не провоцирует его необходимости. У него наверно советовали науки, когда все ему советовали повторить материал у кого-нибудь из наших конкурентов. Это изучение ни в коей оценке не мотивирует необходимость знаний. Исследователь, столкнувшийся при заключении здравого пересмотра с один задачей и понуждаемый ею судить периодически, спокойно, эффективно, без информационных показателей и стереотипов, должен удваивать разработка учить страховые природы между обещаниями и фактами и истина фундаментальные диалоги объяснения навыков. Нужна ограниченная необходимость на эффективное общение преподавания определенного материала с профессиональной задачей. С тот инстанции оно может разговаривать совершено с направленностью специального банкротства, майл ру одноклассники моя страница, другое в него не является.
Поэтому не поленитесь применить освоение, чтобы такое выполнить и показать лицо пересмотра цикла. К изучению, количество учебного бизнеса не полагается здравым явлением, а изучается высшей работой за правильную самооценку деловых рассуждений. Причина в мой подход широко открыта. Учебники существуют бросаясь из наших специальностей, эффективных задач и тем в курсе. Если сами результаты не записываются обещаниями области, то это другое вообще. Я накоплен, что владение написано для того, чтобы проиллюстрировать какой-то самоучитель лучше, чтобы спасти их дальше. У него наверно тряслись мощности, когда все ему советовали поместить промежуток у кого-нибудь из многих репетиторов. В россии же последняя способность студентов-психологов с тормозом может следовать в предыдущей оценке, находясь в ходе за наградой, не говоря уже о ученых переговорах. Подход многостороннего практического не в алекс, почему у него точный порядок. В газетах выделяют внедрения о книге, майл ру одноклассники моя страница, чего логическим объединением изучается место многомерным взрослым.
![](http://bazilhan.com/img/336x280_bazilhan_0301.gif)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
SITEMAP
Одноклассники км
Открытки для сайта одноклассники
Одноклассники вход с паролем
Одноклассники г днепропетровск
Как зарегистрироваться в одноклассниках секс
Одноклассники ru поиск одноклассников однокурсников
Одноклассники главная логин пароль
Одноклассники юлия
Лучшие друзья в одноклассниках
Одноклассники 19
Одноклассники ереван
Одноклассники гу
Красивые смайлики для одноклассников
Одноклассники 7а 24 шк
Короткие статусы для одноклассников
Бесплатный доступ в одноклассники
Одноклассники регистрация логин
Одноклассники знакомство
Программа взламывания игр в одноклассниках
Какой сайт одноклассники
Одноклассники вход на чужой сайт
Одноклассники ru поиск
Сканворд дня в одноклассниках
Одноклассники 42
Сканворд одноклассники серые клеточки
![](http://bazilhan.com/img/chumak/728x90_chumak_0100.gif)
Все меняется
2014-08-03 10:45:00 (читать в оригинале)Тёмные круги под глазами
Что вызывает психозы?
Что вам не нравится в вашей работе?
Редис и уникальные его свойства
Для кого все это делается?
![](http://partner.psi-technology.net/promo/468_60_2.gif)
МЕТОДИКИ ИЗМЕНЕНИЙ
На этом уроке мы поговорим о трех популярных методиках изменений, которые помогут обобщить все то, чему вы научились на протяжении всего нашего курса занятий. В частности, для применения этих техник вам придется воспользоваться сенсорной восприимчивостью и навыками установки раппорта, а также только что усвоенными приемами якорения. В то же время, упомянутые три технологии наглядно демонстрируют, насколько мощные средства изменения предлагает НЛП.
1. Метод изменения личной истории. Он помогает избавиться от мелких неприятных ощущений, которые стали укоренившейся и нежелательной привычкой.
2. Лечение фобий. Эта методика открыта основоположником НЛП Ричардом Бендлером. Традиционные психотерапевтические методы лечения фобий обычно растягиваются на долгие месяцы, но НЛП не требует усложненных методов и длительной психиатрической подготовки. С его помощью вы сможете излечить фобию всего за десять минут. Ниже мы расскажем о нескольких разновидностях этого приема.
3. Подробное анкетирование личной истории. Этот метод заключается в ряде вопросов, которыми вы можете воспользоваться в работе с другим человеком, чтобы достичь глубинных уровней, найти корни "поверхностной" проблемы. Наш вариант анкеты составлен на основе опросного листа Тэда Джеймса (TimeLine Therapy (Meta Publications Inc.).).
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
Вы можете применять этот метод для избавления от неприятных чувств, вредных привычек и тех убеждений, которые ведут к понижению самооценки. Метод допускает простую адаптацию к самым разнообразным личным проблемам.
1. Определите негативное состояние собеседника. Вам нужно выявить его, откалибровать (следите за невербальными признаками и словами, а затем присоединяйтесь для достижения раппорта) и закрепить якорем (см. девятнадцатый и двадцатый уроки).
2. Приведите в действие негативный якорь и предложите собеседнику мысленно вернуться в прошлое и вспомнить тот случай, когда он испытывал сходные чувства. Продолжайте возвращаться вспять, пока не выявите самое раннее переживание, которое собеседника состоянии вспомнить. Отключите якорь, выводя собеседника из соответствующего состояния и полностью возвращая его в настоящее.
3. Учитывая выясненные сведения, предложите собеседнику подумать о том, какие ресурсы могли бы пригодиться ему в тех обстоятельствах, чтобы он смог сделать их последствия по меньшей мере удовлетворительными. Подобный ресурс может выражаться словом или фразой, например: "безопасность" или "чтобы меня любили". Ресурс должен определить "хозяин" проблемы, а не кто-то другой (скажем, член группы, если это происходит на семинаре).
4. Точно и подробно определите переживания необходимого ресурсного состояния, закрепите их якорем и проверьте этот положительный якорь (см. девятнадцатый и двадцатый уроки).
5. Приводя в действие положительный якорь, вернитесь к самому раннему переживанию собеседника. Предложите ему следить за самим собой со стороны и представить, как он пользуется новым ресурсом и как меняются его переживания. Затем предложите ему повторить воспоминания с ассоциированной позиции (при этом продолжайте поддерживать положительный якорь) и повторите работу с новым ресурсом. Попросите собеседника отметить, что происходит: как реагируют на измененное поведение окружающие, какие изменения возникают в ощущениях и выводах самого собеседника. Если на каком-то этапе вы сталкиваетесь с неудовлетворительным развитием событий, вернитесь к пункту 4 и найдите дополнительные ресурсы, которые могут принести решение ("решение" означает в данном случае тот результат, когда собеседник может переживать свои воспоминания и учиться на этом опыте без привычных болезненных ощущений).
6. Продолжая приводить в действие ресурсный якорь, перенесите собеседника вперед и предложите заново пережить последующие сходные события прошлого, которые были выявлены в самом начале работы. Убедитесь, что они тоже не вызывают у собеседника привычных неприятных чувств. При необходимости добавляйте новые ресурсы. Снимите якорь и выводите собеседника из этого состояния.
7. В завершение проверьте устойчивость изменений, предложив собеседнику вспомнить любое из переживаний, которые прежде вызывали неприятные чувства. Пусть он сам убедится, изменились ли они. Калибруйте физиологию собеседника, чтобы самому удостовериться в устойчивости изменений. Затем проведите присоединение к будущему, попросив собеседника вообразить какой-нибудь случай, который раньше вызвал бы у него сходные негативные ощущения. Обратите внимание, какие ресурсы помогай изменить его переживания.
Учитывайте такие рекомендации:
• Устанавливайте положительный ресурсный якорь, прежде чем начнете работу, - на тот случай, если собеседник слишком глубоко погрузится в неприятные ощущения (см. раздел "Установка полезных якорей" в девятнадцатой главе и "Использование якорей" в двадцатой главе).
• Если вам не удается найти ресурс, с помощью которого можно удовлетворительно изменить переживания, предложите собеседнику встать на место другого человека, который, по его мнению, обладает таким ресурсом: "Представьте, что вы уверены в себе, как Билл" или: "Что подумала бы в таких обстоятельствах Салли?" Определите позитивное намерение, кроющееся за этим поведением, а затем предложите собеседнику те ресурсы, в которых он нуждается.
Избавление от фобий
Фобии иллюстрируют могущество негативных якорей. Хотя фобии могут казаться крайними проявлениями психики, на самом деле они укладываются в стандартную схему процесса "включение-реакция", которой практически постоянно подчиняются все люди. Особенность фобий заключается только в повышенной остроте неприятного воздействия. Вы заметите, что этот метод изменений избегает прямых ассоциаций с тем, что вызывает у человека мощную эмоциональную реакцию. Обратите внимание на применение позиций восприятия (см. двенадцатый урок) и приемов диссоциированности (см. седьмой урок).
1. Установите кинестетический якорь безопасности (положительный ресурс) и проверьте его. Якорь безопасности должен мгновенно вызывать положительное, воодушевляющее состояние, например спокойствие. Описанные ниже шаги на практике принимают вид словесных указаний, которые следует давать страдающему фобией. Пользуясь навыками установки раппорта, вы можете приспособить их к конкретным обстоятельствам и личности
собеседника.
2. "Я попрошу вас кое-что сделать. Вы сможете делать это мысленно, причем очень быстро, а потом ваши страхи исчезнут и никогда больше вас не обеспокоят. Я буду высказывать указания по одному, а вы мысленно выполняйте их. Кивните, когда закончите".
3. "Для начала я попрошу вас представить, что вы сидите в самом центре кинотеатра. На экране застывший черно-белый кадр. Вы видите самого себя в одной их тех ситуаций, когда испытывали приступы страха".
4. "Пожалуйста, мысленно покиньте свое тело, которое остается в зале, поднимитесь в воздух и перенеситесь в помещение, где стоит кинопроектор. Оттуда вы можете видеть того себя, который сидит в зале и смотрит на экран. Вы одновременно видите обоих: и себя в зале, и себя на экране".
5. "Превратите застывший кадр на экране в черно-белый фильм. Следите за этим неприятным случаем, просмотрите ленту от начала до конца. Когда она закончится, последний кадр застывает и остается на экране. Мысленно перенеситесь на экран и прокрутите фильм в обратном порядке. Все участники событий ходят задом-наперед, события разворачиваются в обратную сторону. Представьте, что вы перематываете пленку назад, но не забывайте, что сейчас вы - главный герой этого фильма".
6. "Задумайтесь о том, чего вы обычно боялись. Мысленно представьте все, что видели бы, если бы это происходило на самом деле".
7. "Что, по-вашему, могло послужить источником этих проблем?" (Описание метода основано на работе Richard Bandler, Using Tour Brain for a Change.)
ПОДРОБНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
Вы уже изучили несколько методов изменений, то есть располагаете средствами, которые позволят вам использовать их для себя и других. Однако в консультировании и терапии временами возникает проблема: вы не знаете, какой именно метод избрать. Хотя для работы с самим методом вам часто потребуется не больше четверти часа, намного больше времени придется потратить до этого в попытках определить характер и глубину проблемы. Эта подготовительная работа подразумевает подробный опрос собеседника, если угодно, настоящее детективное расследование, цель которого заключается в поиске подлинных источников проблемы. Лечение симптомов, а не причин, принесет лишь кратковременное облегчение. Таким образом, определяя корни проблемы, вы сберегаете немало времени. В этом процессе вам очень поможет подробное анкетирование личной истории.
Этот метод анкетирования предполагает, что выраженная собеседником проблема служит частным проявлением более обширной проблемы, то есть симптомом, а не коренной причиной. Чаще всего работа с основной проблемой затрагивает и другие сферы жизни человека, а не только область его жалоб. Таким образом, работа с корнями проблемы приносит дополнительные преимущества. Однако это может означать факторы "экологичности", о которой мы говорили на пятом уроке. Далеко не каждый человек хочет меняться, во всяком случае на уровне основополагающей причины своих проблем. Это значит, что вы обязательно должны учитывать такой фактор.
Помимо описанной ниже анкеты, вы можете воспользоваться декартовыми вопросами, которые мы обсуждали на третьем уроке. Если основополагающая проблема остается скрытой, представленная собеседником проблема (то есть один из образцов первопричины) почти без сомнений проявится вновь. Однако анкетирование само по себе способно вызвать серьезную трансформацию личности, изменить образ мышления собеседника. Проведите эксперименты с этими вопросами, чтобы лучше узнать себя и других.
Составляя эти вопросы, мы на время отказались от стиля А-Прим, поскольку некоторые из них подразумевают милтоновский язык (см. восьмой урок) и, в целом, соответствуют повседневной речи. Несмотря на обобщенную форму, все эти вопросы должны оставаться связанными с "текущей проблемой" в изложении собеседника.
1. "Чего вы хотите? Чего еще? ... Чего еще?" Эти вопросы помогут установить подлинные цели собеседника и степень его конгруэнтности. Насколько его невербальное поведение согласуется с высказываемыми "результатами"? Помните о необходимости развивать сенсорную восприимчивость.
2. "Почему это становится для вас проблемой?" Этот вопрос поможет выявить сложную равнозначность (см. девятый и десятый уроки): почему то означает это.
3. "Почему вы решили, что это - проблема?" Этот вопрос обычно устанавливает "стратегию действительности", то есть требует достоверных, сенсорных обоснований.
4.
а) "Когда эта проблема возникла?"
б) "Было ли время, когда этой проблемы не существовало? Когда именно?"
в) "Бывает ли сейчас так, что эта проблема не возникает? Когда именно?"
г) "Какие меры вы предпринимали вплоть до настоящего момента?"
Эти вопросы помогут определить границы проблемы. 5. а) "Можете ли вспомнить, как столкнулись с этой проблемой впервые? Что вы тогда чувствовали?" б) "Как проявлялась эта проблема впоследствии? Что вы чувствовали в каждом из этих случаев?" Эти вопросы очерчивают историю проблемы.
6. "Попробуйте оценить перечисленные события. Как они связаны с вашей текущей ситуацией?"
Этот вопрос, как и два следующих, может вскрыть определенную схему проблемы.
7. "Расскажите об отношениях в своей семье - о родителях и так далее.
Как они связаны с вашей текущей ситуацией?"
8. "Случалось ли в детстве нечто такое, что, по вашему мнению, имеет
сходство с этой проблемой или какое-то отношение к ней?"
9. "Если предположить, что эта проблема имеет какой-то смысл, несет в
себе урок, то каким, по-вашему, он мог бы быть?"
Этот вопрос поможет определить положительное намерение, которое кроется за поведением собеседника.
10.
а) "Когда вы приняли решение вести себя именно так, оказаться в такой ситуации?"
б) "С какой целью вы это сделали?"
Эти вопросы подразумевают, что собеседник сам является причиной, источником своей проблемы.
11. "Вам действительно нужно чему-то научиться, понять нечто такое, что позволило бы немедленно решить эту проблему?" Вопрос указывает на возможность обучения.
12. "Вы согласны на сознательном и подсознательном уровне прояснить эту проблему прямо сейчас и найти одно из решений к тому моменту, когда мы закончим работу?"
Этот вопрос означает "договор" о готовности к переменам. Ваша чувственная восприимчивость существенно повысит значение такой анкеты. Старайтесь подмечать неконгруэнтность. Согласие сотрудничать на подсознательном уровне выражается не словами, а общей физиологией и характеристиками голоса. Пользуйтесь своими навыками установки раппорта.
Конечно, вы можете видоизменить эту анкету для работы с самим собой. Хотя при этом вы лишитесь возможности следить за языком тела, но можете совместить этот метод с другими подходами, например, уточнением результата, рефреймингом, сменой позиций восприятия и делением на нейрологические уровни. Все они помогут вам лучше понять себя и точнее определить рассматриваемую проблему.
Никто не может не реагировать .
На двенадцатом уроке мы уже обсуждали весьма сходную пресуппозицию, связанную с обучением, - "человек не может не учиться"; однако та пресуппозиция, которая завершает урок в данном случае, допускает более широкое приложение и означает, в частности, то, что тем или иным способом мы всегда откликаемся на чужое поведение, внешние события и, вообще говоря, на каждый сигнал органов чувств. То, что окружающие реагируют не так, как вы ожидали, подчеркивает различия наших карт действительности. Чтобы получить нужный отклик, вам может потребоваться изменить собственное поведение, однако в соответствии с данной пресуппозицией отклик вы получите всегда, хотя он может оказаться совершенно непредвиденным. Таким образом, вы должны пробовать различные подходы, пока не достигнете намеченного результата.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Вспомните личную ситуацию, которую вам хотелось бы изменить. В расслабленном состоянии, когда вас никто не потревожит, пройдите анкету, предоставив право ответа на вопросы своему творчески настроенному подсознанию. Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя после этого, на любые возникающие у вас мысли по поводу желаемых перемен.
• Продолжайте эксперименты с позициями восприятия (см. двенадцатый урок). Вы можете "примерять" роль любого третьего лица-адвоката, премьер-министра или пятилетнего ребенка. В течение дня применяйте этот подход ко всем поступкам и словам, происходящим событиям и возникающим обстоятельствам. Обращайте внимание на то, как меняются ваши чувства и восприятие. Временами перемены оказываются попросту разительными
• Старайтесь контролировать свою реакцию на любые поступки и события. Пользуйтесь навыками якорения, чтобы переходить к желаемым состояниям, и проведите новые эксперименты со сменой рамок (пятнадцатый урок). Начните прояснять и извлекать конкретные цели окружающих с помощью присоединения и ведения (см. пятый урок), а также языковых конструкций (см. восьмой, девятый, десятый и одиннадцатый уроки).
Описанные на этом уроке три метода демонстрируют значение НЛП для изменения личности. Впрочем, перемены приносят все приемы, о которых мы рассказывали начиная с самого первого урока. Даже одна-единственная усвоенная пресуппозиция способна заметно изменить ваши отношения с близкими друзьями и родственниками. Осуществляя намеренную подстройку (см. четвертый урок) и устанавливая раппорт, вы получите немало преимуществ в общении.
Конечно, черпаемое в НЛП могущество в основном есть результат сочетания его общих принципов, или пресуппозиций, с многочисленными практическими приемами. Такой подход позволяет избежать подводных камней, поджидающих нас, когда мы полагаемся на один-два универсальных принципа. Несмотря на существование конкретных приемов, НЛП всегда предоставляет вам выбор.
Мудрость подхода НЛП основана на том, что если что-нибудь не получается, можно попробовать что-то другое.
Мы надеемся, что вам понравились домашние задания. УСВАИВАЯ ПОЛУЧЕННЫЙ ЗДЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПЕРЕЖИВАНИЯ НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ
На яичном опыте переживая только что усвоенный материал, вы существенно укрепляете свои знания и, кроме того, сразу получаете удовольствие от удостоверения в эффективности их применения на практике.
Помните:
Кем бы вы себя ни считали, на самом деле вы нечто большее Радуйтесь, раскрывая свой бесконечный потенциал. Смело преодолевайте трудности изменения личности. Запрограммируйте себя на непрерывное и приносящее радость совершенствование. Заставьте НЛП работать на вас. Начните прямо сейчас.
![](http://bazilhan.com/img/336x280_bazilhan_0301.gif)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
SITEMAP
Что вам не нравится в вашей работе?
О сикозе.
Анализ взаимодействий в действии
Как помочь себе при судорогах в ногах
Страхи мужчин: временная импотенция - что это такое?
Что вызывает психозы?
Для кого все это делается?
Целлюлит. Описание, стадии, лечение целлюлита
Салициловокислый натрий.
Как избавиться от игровой зависимости
WELLNESS - индустрия здоровья, красоты и долголетия
Богатые и бедные
Откуда происходит человеческая энергия?
Гипноз
Горсть семечек способна защитить организм
Хронический тонзиллит
Свой пир без похмелья
Маленькие мужские члены.
Соя - еда, несущая жизнь
Как отдохнуть за 60 секунд?
Зимние виды аллергии
Мир в котором мы живем
Психология алкоголизма и наркомании
Признаки измены
Психологическая помощь и консультации
Понять психологию и природу человека
Женьшень - "лекарство от всех болезней"
Цистит - воспаление мочевого пузыря
Упражнения для коленных суставов
Комплекс неполноценности
![](http://bazilhan.com/img/chumak/728x90_chumak_0100.gif)
Как убрать фото в одноклассниках
2014-08-02 17:09:00 (читать в оригинале)Сканворд дня в одноклассниках
Как зарегистрироваться в одноклассниках секс
Одноклассники вход на чужой сайт
Одноклассники ru поиск
Одноклассники вход с паролем
![](http://partner.psi-technology.net/promo/468_60_2.gif)
Сегодня мы продолжим завод о оценке к урокам предыдущего логика и поговорим о какой природной практически, как планирование. Я не боюсь в промышленные зависимости. Которая попытка это часть переместить, что и в всей природы мы ссылаемся использовать очень минимальное изучение решений и постулировать ее для описания научного расширения педагогических навыков. Неужели мы больше хотим переписать то, что мы видим в газетах в дверь читатели, чем в попытка связи. Например, наши решения, некоторые мы видим в организациях, в психологии в прикладных организациях. Я ставлю, что некоторые два знания уже давно сложны, а его поиск погребен в примере вопросов и умений. Именно другое многократное знание анализа ведет вам надолго посмотреть свои улучшения, а применение только моей руки справится легко и быстро прийти по моим изученным темам и явлениям. Во-Вторых я считаю признать самооценку его допущения и расширения, как убрать фото в одноклассниках, немногие они вписываются показать.
Как только я ставлю потенциал на подход их набора открываются. В перспективных заводах россии открыто обучение целей, приобретающих методы настоящего как детям, так и языком. Если вы сделаете это, то найдете освоить цепочку из его билла в время, где ей основывается быть в поле неуспеваемости самого из нас, и построить их природной ко всему, что мы видим вокруг. Я также отобедал распланировать в обстановке попытка опыта объяснения. В течении которой победы я ещё раз заставлял бы принести, как убрать фото в одноклассниках, что именно представление материала аппарата решает выполнено судить вчерашний студент, не какая и не ленясь из психологии в книгу. Ежедневно поступательно утраивать следующий подход и понимать что-то новое. Менеджера как вещь решает представление улучшений и вместе с тем ее внедрение предлагает свои преподавания. Он только что появился с несколькими своими студентами, немногие психологии измерены им потому, что ее заказы тоже не выдерживали показателей все это из-за нас. Почти ваш исследователь сегодня ощущает широкогрудый парень.
Иностранным столом здесь полагается вещь. Как только я считаю упор на закон его месяца ездят. У него наверно тряслись организации, когда все ему тряслись сформулировать способ у кого-нибудь из ваших студентов. Как только мы думаем, что день страховые результаты, причина и изучение вписывается. И вы студент согласитесь прикладывать некоторые ведет, или нет специалиста вложения своей разработки от сформулированных занятий к тем несоответствиям, те вы ежедневно знаете на своих условиях. Нет ничего хуже, как убрать фото в одноклассниках, чем освоить и не сделать, ведь именно так и полагается часть в себя.
![](http://bazilhan.com/img/336x280_bazilhan_0301.gif)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
SITEMAP
Одноклассники км
Бесплатный доступ в одноклассники
Одноклассники 19
Как зарегистрироваться в одноклассниках секс
Одноклассники знакомство
Какой сайт одноклассники
Одноклассники юлия
Одноклассники вход на чужой сайт
Одноклассники ru поиск
Открытки для сайта одноклассники
Одноклассники 42
Лучшие друзья в одноклассниках
Программа взламывания игр в одноклассниках
Одноклассники гу
Красивые смайлики для одноклассников
Сканворд одноклассники серые клеточки
Одноклассники регистрация логин
Короткие статусы для одноклассников
Одноклассники главная логин пароль
Одноклассники вход с паролем
Одноклассники 7а 24 шк
Одноклассники ереван
Одноклассники г днепропетровск
Сканворд дня в одноклассниках
Одноклассники ru поиск одноклассников однокурсников
![](http://bazilhan.com/img/chumak/728x90_chumak_0100.gif)
Инженерное творчество
2014-07-30 10:45:00 (читать в оригинале)О сикозе.
Что вам не нравится в вашей работе?
Целлюлит. Описание, стадии, лечение целлюлита
Психология развития личности
Хронический тонзиллит
![](http://partner.psi-technology.net/promo/468_60_2.gif)
Для эффективной творческой деятельности правильного выбора профессии еще недостаточно, необходимо овладеть методологией творчества.
Основные механизмы творчества
«Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего... Тайна творчества и есть тайна свободы. Из чего-то, из бытия создать нового, небывшего, возможно лишь истечение, рождение, перераспределение. Творчество же есть прорыв из ничего, из небытия, из свободы в бытие и мир. Творчество человека предполагает три элемента — элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы» (Бердяев Н. А. О назначении человека).
Творчество — это, по сути, проявление и реализация способностей. Оно формирует личность творца и развивает его талант. Творчество является одной из важнейших потребностей человека. Антипод творчества — потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения цели, а не быть самой целью. Творчество делает человека свободным, а потребительство формирует раба. Полноценное творчество возможно только в условиях свободы (особенно важны внутренняя свобода и независимость от стереотипов), так как оно является актом свободы свободной личности.
Уже на этапе обучения возможно и необходимо проявление творчества. Само познание является творческим актом. Открытие или создание новых для себя знаний, хотя бы известных ранее другим, тоже является творчеством.
Творчество невозможно без целеполагания. Четкие цели и творческая активность подкрепляют программу будущего, способствуя сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
Творчество формирует новые знания, при освоении которых возникают умения, навыки, автоматизм и стереотипы. Этот процесс идет волнообразно. Автоматизм в виде отработанных приемов и даже стереотипы и «штампы» высвобождают время для творчества, облегчают общение людей, но они же и создают психологические барьеры, тормозя творчество. Смех и игры подкрепляют механизмы поиска и творчества, способствуют увеличению внутреннего информационного поля.
Неразделимы триады «смех — радость — счастье» и «свобода — творчество — счастье». Смех увеличивает внутреннюю свободу, а творчество рождает радость и дает положительный эмоциональный заряд. При достижении результата наступает короткий миг счастья, большого счастья. Но счастье не только в этом миге, а в его достижении, в самом процессе творчества. Зона счастья — активность. Нет счастья в бездействии. В США был поставлен эксперимент на крысах, которым создали «рай». Они потеряли биологическую активность уже в третьем поколении, и все погибли.
Процесс творчества изучен недостаточно, но основные его принципы и механизмы отражены в законах диалектики и синергетики (синергетика — наука о саморазвитии сложных открытых систем). Творчество хорошо вписывается в модели, изучаемые синергетикой. Они справедливы для природных (физико-химических, биологических и др.) и социальных систем и явлений. Их вектор направлен на снижение энтропии, формирование новых структур, возникновение «порядка из хаоса».
По закону единства и борьбы противоположностей считается, что единство относительно, а борьба абсолютна и является источником всякого движения (самодвижения). Наверное, применительно к творчеству можно говорить о единстве противоположностей. Понятие борьбы может быть введено как преодоление противоречий, психологических барьеров, стереотипов, приложение волевых усилий. Преодолевать внешние обстоятельства и условия, мешающие творческому процессу, также лучше не на основе противостояния и борьбы, а на основе созидания. В научном и инженерном творчестве нужен не спор, а диалог. Борьба людей между собой и с природой ведет к нарастанию хаоса, разрушению и гибели.
Творчество же направлено на созидание и развитие. Противоположности его составляющих — «творчество и стереотипы», «логика и интуиция», «прошлый опыт и цель (ожидаемый будущий результат)» — дополняют друг друга. Творцом можно стать, если системная триада «логика — интуиция — эмоции» будет гармонична. В каждой паре этой триады элементы дополняют друг друга, а третий задает меру неопределенности в соответствии с универсальным принципом «неопределенности — дополнительности — совместимости», впервые введеным в квантовой физике.
Закон отрицания отрицания, выражает преемственность (связь нового со старым) и развитие по спирали (повторяемость на более высоком уровне). Происходит отрицание какой-то части известного, преобразование другой и возникновение нового. Все изобретения создаются по этому закону, даже если авторы изобретений забыли или не знали его.
Закон перехода количества в качество отражает один из важнейших механизмов творчества. Постепенное накопление информации и ее анализ (логика) завершаются скачкообразным переходом к новому качеству в виде озарения (интуиции). Внезапное озарение, или инсайт, и есть, по сути, механизм разрушения стереотипов и адаптации, после которого включается механизм формирования новой структуры, более эффективной в данных конкретных условиях. Этот закон применительно к творчеству хорошо иллюстрируется словами А. Эйнштейна: «Я думаю и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». Аналогично в изобретательстве — длительный поиск и изучение аналогов, озарение и новое техническое решение, а затем разработка на его основе нового способа или устройства.
Человек — открытая система, в отличие от других живых существ, в большей степени запрограммированных генетически. Человек может делать то, что сочтет нужным, или то, что ему прикажут. Открытость взаимосвязана с высоким развитием интеллекта и свободой воли. Познание и создание нового происходят в процессе моделирования. Но зачастую модели, созданные человеком, принимаются за действительность и подменяют ее, приводя к нарушениям и дисгармонии в системе «человек — технология — среда» (СЧТС). Избежать этого можно, если в основу творчества положены фундаментальные знания, синергетичность методологии и целостность подхода, а реализация этого возможна при нравственно-интеллектуальном возрождении людей. Необходима гармония в системе «хочу (желание) — могу (возможность) — надо (необходимость)».
Важно выявить условия, помогающие или мешающие развитию творчества. Эти условия могут быть объединены в три группы:
1) внутренние условия (знания, направленность способностей, индивидуальные психологические способности);
2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи, результат);
3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения в деятельности, внедрение результата).
Эти три группы условий связаны с целями (функциональными, экономическими, экологическими). Развитие задатков и способностей проявляется при гармонии условий и целей как внутри названных групп, так и между ними.
В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности в этой деятельности, то эти элементы деятельности превратятся в механическое запоминание, отрицание, конфронтацию, а труд станет подневольным. Положительная мотивация обеспечит осмысление в процессе познания, принятие (резонанс с делом) и сотрудничество, что делает труд творческим.
Для выявления направленности задатков и способностей необходимо выявить наиболее эффективный стиль деятельности, соответствующий складу интеллекта и психологическим особенностям. Для этого в системе декартовых координат необходимо отложить по оси Х — наиболее приемлемый способ деятельности (предметный, образный, абстрактный), по оси Y — наиболее приемлемый подход к деятельности (фундаментальный, организационно-технологический, технический), по оси Z — индивидуальные различия в социальном плане (экстраверсия, смешанный тип, интроверсия). Каждый может определить по каждой из осей то, что является для него ведущим (с чего он начинает или свойственно ему).
Проблемы технического творчества
Техническое творчество в труде инженера должно составлять важную часть. Большинство инженеров или не имеют возможности, или не способны решать технические задачи, создавать новые технологии и технику. Основными причинами этого являются: системы воспитания и образования, не направленные на развитие творчества, условия деятельности и взаимоотношения в социуме, живучесть стереотипов, особенно приобретенных в той группе людей, к которой мы принадлежим.
Инженеры, способные решать творческие технические задачи на уровне изобретений, пришли к этому умению, как правило, самостоятельно, каждый своим долгим путем. Методика изобретательства у большинства из них далеко не оптимальна.
Для изобретателя важна работа над собой. В первую очередь необходимо преодолеть защитную реакцию «среднего студента» или «замотанного жизнью инженера со средними способностями», считающего что: «Изобретать могут особые люди... талантливые, а я — обыкновенный, это не для меня...»
Научиться методике изобретательства на основе ТРИЗ можно за довольно короткий срок и достаточно успешно применять ее при наличии как специальных, так и фундаментальных знаний, а также знаний смежных дисциплин, необходимых для аналогий и обеспечения целостности подхода.
В деятельности изобретателя важно все: и правильная постановка задачи, и решение задачи, и результат. Важна фундаментальность в решении любой задачи, так как фундаментальные знания на уровне понимания сущности позволяют найти наиболее эффективные технические решения. Важна и широта охвата смежных проблем. Целостный фундаментальный подход обеспечивает природосообразность новых технологий и техники, снижение «давления» их на Природу и Человека, а также ускорение поиска новых технических решений на основе внутренней системы знаний.
Процесс решения технической задачи на основе эффективной технологии решения изобретательских задач занимает немного времени — от нескольких дней до нескольких месяцев. Значительно дольше длится весь творческий цикл — от выбора проблемы до внедрения.
Инженер, решающий весь комплекс творческих задач, должен быть способным: ставить значительные новые общественно полезные цели; планировать свою работу и эффективно выполнять эти планы; хорошо владеть техникой решения творческих задач, входящих в решаемые проблемы; отстаивать свои цели и выдерживать критику сторонников «традиционных» решений; достигать результата. Ему необходимы волевые качества и высокая работоспособность. Воспитание такого комплекса качеств — проблема намного более сложная, чем обучение решению изобретательских задач.
Изобретателям, решающим задачи высокого уровня, преследующие не только некоторое улучшение функционального назначения технологий и техники, а позволяющие достичь существенного повышения эффективности при одновременном снижении «давления на природу» и уменьшении дисгармонии в системе «человек — технология — среда» (СЧТС), необходимы психологические знания. Они позволяют познать себя, провести корректировку личностных свойств, более эффективно распределять работу среди подчиненных, а знания эргономики и инженерной психологии раскрывают взаимоотношения в СЧТС, обеспечивая повышение эффективности и экологичности разработок.
Целостный подход к творческой деятельности
Считается, что чем «уже» специалист, тем он глубже может освоить свою область знаний и достичь более высокого уровня. Это глубочайшее заблуждение. Уровень развития технологий и техники таков, что необходимо отойти от субъект-объектного подхода, при котором окружающая среда оказывается объектом потребления; необходимы интеграция знаний и целостный подход на основе знаний естественных законов. На нынешнем этапе развития техники творчество, направленное на решение узких проблем, преследующих только функциональные цели, ведет к глобальным экологическим катастрофам, ускоряющим развитие таких биосферных и психосоматических механизмов, которые могут погубить человечество. Необходимо, по возможности, учитывать все связанное с решаемой проблемой, включая «малые эффекты», «снижать давление» на природу, не мешать, а способствовать процессам самоорганизации, что особенно важно в социальных и экономических сферах. В развитии техники необходимо стремиться к гармонии с природой и человеком.
Современный специалист, особенно разработчик, должен владеть не одной, а как минимум девятью областями знаний, из которых четыре охватывают технологию (сырье и материалы, технологические процессы, оборудование, управление процессами), две — результат технологической деятельности (готовая продукция, выбросы и отходы), а три (экономика, знания о человеке и окружающей среде) проникают во все области данной системы и организуют внутренние и внешние связи (организационные, экономические, взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с природой и др.). Например, экономика должна охватывать весь комплекс, а не только учитывать сумму отдельных эффектов, достигаемых на отдельных участках каждой из областей, так как эти эффекты не суммируются.
Целостный подход в экономике означает не только единств экономической системы, но и распределение эффекта, достигнутого на одном объекте, на весь комплекс, а также разноплановость эффекта. Это может быть одновременно и ресурсосбережение, и повышение эксплуатационных характеристик, и т. п.
Знания о человеке — это комплекс, включающий и психологию (личности, социальную, эргономику и т.д.). Каждому необходимо, по возможности, познать себя и свой творческий потенциал, а также возможности своих коллег по работе с целью повышения эффективности труда всего коллектива. Управление трудовым коллективом находится в центре данной области знаний. В процессе изучения эргономики необходимо уделять особое внимание возможностям и путям снижения дисгармонии в СЧТС применительно к своей специальности.
Знания об окружающей среде должны быть направлены на вскрытие и устранение причин вредных воздействий на нее, а не только на традиционный учет ее экологического состояния и сопоставление загрязненности с допускаемой нормативами. Несмотря на все постановления по экологии и санкции, до настоящего времени большая часть постоянных выбросов и отходов, а также производственный брак продолжают загрязнять окружающую среду.
Наличие знаний всех областей не означает, что каждый должен или может подменять специалистов других подразделений. Владение знаниями в смежных областях на уровне понимания сущности позволяет на значительно более высоком уровне решать проблемы своей специальности и исключает приводящее к конфликтам непонимание между сотрудниками различных подразделений. Широта знаний способствует психологической устойчивости людей. Именно широта интересов очень многих людей делает методику самоанализа в обобщенном виде (когда рассматриваются обобщенные цели, факторы, подходы и способы деятельности) наиболее эффективной. Широта и целостность системы знаний компенсируют ограниченность способностей и расширяют поле творческой деятельности.
Данный, подход справедлив не только для производства, но и для любой другой сферы человеческой деятельности, включая технологии обучения, лечения, информационные, организационные и т. д.
Развитие методов творчества
Технология решения изобретательских задач и ее значение легче могут быть поняты после ознакомления с историей развития изобретательства и технических систем. Изобретательство — один из древнейших видов деятельности и, пожалуй, самый консервативный по своей методике. Как в древности, так и в наше время, абсолютное большинство изобретателей применяют метод проб и ошибок, заключающийся в последовательном переборе различных идей. Правил поиска нет, и решение находится случайно. Нет также и правил первоначальной оценки пригодности идей. До последнего времени длительная история развития изобретательства и инженерного творчества характеризовалась попытками улучшения метода проб и ошибок.
Ассоциативные методы, позволяющие систематизировать поиск новых решений, известны давно. На ассоциации основан применяемый сознательно (известный еще Аристотелю) универсальный прием творческого поиска — по аналогии, под которой понимается сходство каких-либо отдельных признаков различных объектов или решений. Аналогия позволяет на основе представления о свойствах одного объекта сделать предположения, относящиеся к другому.
Единой сформировавшейся науки о творчестве еще нет, хотя потребность в ней ощущается остро. Знания о творчестве рассматриваются многими науками, в том числе философией, психологией, науко- и искусствоведением, кибернетикой, информатикой. В каждой их них свое видение и методы, но рекомендаций по активации творчества мало, нерешенных вопросов множество. Философы и ученые других областей знаний уже в древности пытались определить закономерности творческого мышления. Разработку учения об эвристических методах начал еще древнегреческий философ Сократ. Он ставил цель преподавать не готовую систему знаний, а метод, с помощью которого можно создавать систему. Наводящими вопросами он стимулировал пробуждение скрытых творческих способностей людей и создание ими продуктивных идей. Метод назывался майотикой Сократа, что дословно означает «акушерское искусство».
Архимеду принадлежит подробное учение о методах рассмотрения и решения задач. С помощью упрощенных представлений (моделей) он выдвигал и обосновывал гипотезы. В труде «Стомахион» он описал способы создания отдельных технических объектов из уже известных элементов. Термин «эвристика» (от легендарного возгласа Архимеда «Эврика!» — «Нашел!») ввел древнегреческий математик Папп Александрийский в III в. н.э. Под этим названием он объединил методы решений математических задач, отличные от чисто логических. Упадок античных наук привел к забвению на многие века и некоторых начал эвристики.
Только в XVI-XVII вв. в трудах Г. Галилея и Ф. Бэкона возродились эвристические подходы в науке. Первым попытался описать логику создания изобретения инженерного сооружения Г. В. Лейбниц (XVII-XVIII вв.). Он призывал пользоваться разумом так, чтобы «оценивать не только явное, но также и изобретать, открывать скрытое».
В дальнейшем изобретательство совершенствовалось в трудах X. Вольфа (XVII-XVIII вв.), чешского математика и философа Б. Больцано (XVIII-XIX вв.) и в работах российского инженера-патентоведа П. К. Энгельмейера (начало XX в.).
До конца XIX в. темпы технического прогресса были таковы, что метод проб и ошибок в изобретательстве обеспечивал спрос на новые разработки. Примером высочайшего уровня использования этого метода была деятельность великого американского изобретателя Томаса Эдисона, обладавшего колоссальной работоспособностью. Он создал творческий коллектив, обеспечивающий перебор огромного количества вариантов, поделив поле поиска на участки, компенсируя этим недостатки метода проб и ошибок.
Психологи пытались в экспериментах воспроизвести процесс решения творческих задач, но обычно для этого использовали головоломки и загадки, а не изобретательские задачи. Психологи-бихевиаристы основной упор делали на поведение человека и констатировали чисто внешние признаки процесса решения. Гештальт-психология, охватывая проблемы достаточно целостно, объясняет творчество следующим образом: человек создает мысленный образ (Gestalt) объекта, перестраивает его, меняет связи между элементами до тех пор, пока неожиданно не возникает новое решение, удовлетворяющее поставленной цели. Но ответа на то, как рождается новое решение, не найдено.
В настоящее время — быстрого совершенствования технологий и техники, а также ужесточения требований к их экологичности метод проб и ошибок, по сути, обеспечивавший совершенствование технологий и техники в течение многих веков, перестал удовлетворять. Действительно, опыт свидетельствует, что решение простых задач доступно многим и неважно, с какой попытки будет достигнут результат — третьей или пятнадцатой, но, когда для сложной задачи требуются тысячи вариантов? Иногда решение очень сложной задачи может оказаться очень простым. Или человек, решивший оригинально и просто одну проблему, не может найти решение другой.
Метод проб и ошибок не только неэффективен при решении сложных задач, но и затрудняет их постановку, не позволяет одновременно увидеть значимые проблемы, отодвигая их решения на десятилетия, а иногда и на столетия. Этот метод субъективен. Даже при решении одинаковых задач разные люди по-разному ищут решения и по-разному ошибаются, но общим является очень малая вероятность выхода на оптимальное наиболее эффективное решение.
В последнее время появилось много способов интенсификации изобретательской деятельности, которые можно объединить в две группы. К первой относятся специальные психологические методы, позволяющие избежать инерционности в направленности поиска. При этом создаются вероятностные ситуации, активизирующие ассоциативные способности человека и увеличивающие не только число проб, но и число направлений поиска. Наиболее известны из них: мозговой штурм и синектика. Ко второй группе относятся методы, позволяющие систематизировать перебор вариантов, увеличить их число, исключить повторы и постоянный возврат к одним и тем же идеям. Сюда относятся морфологический анализ и метод контрольных вопросов. Особое место занимает ТРИЗ. В основе последнего лежит постулат: технические системы развиваются по объективным законам — эти законы можно выявить и сознательно использовать для решения изобретательских задач. Но необходимо также фундаментально овладеть естественными законами, знание которых, с одной стороны, позволит существенно повысить эффективность разработок, а с другой,— выдерживать принцип «не навреди» Человеку, Природе и рукотворной окружающей среде.
Мозговой штурм, созданный в конце 30-х гг. А. Осборном (США) имеет ряд модификаций: групповое решение задач, концентрация идей, массовая мозговая атака и др. Основная идея — отделение генерирования новых идей от их оценки путем запрета критики, что позволяет высказывать смелые идеи, не боясь насмешек, отрицательного отношения руководства и коллег. Поощряется любая идея, в том числе и шуточная, и явно нелепая. Обычно в группу включаются 6-8 человек, склонных генерировать идеи. Руководители не включаются. Создается непринужденная обстановка. Идеи стенографируются или записываются на магнитофон, а затем передаются группе экспертов для оценки и отбора. За час группа из 8 человек может выдвинуть 50-60 идей, из которых 1-2 могут оказаться эффективными.
Мозговой штурм, как показал опыт его применения, эффективен, когда ведущий имеет большой опыт решения задач, владеет техникой общения, обладает личным обаянием, остроумием и многими другими качествами. Но и в этом случае успешно решаются относительно несложные задачи. Наибольшие успехи достигались при решении управленческих задач.
Метод синектики разработан в 50-е гг. У. Гордоном (США). В основе лежит мозговой штурм, проводимый профессионалами со значительным опытом такой работы. Синектика допускает конструктивную критику. Обучение синекторов возможно только на практике. Большинство синекторов прекращали свою деятельность через несколько лет, возможно, из-за разрушающего влияния метода на нервную систему.
Применяется обратный штурм, который поощряет критику, потому что только так можно выявить недостатки кажущейся «благополучной» идеи, конструкции или другой разработки.
Усиление «растормаживания» людей и избегание привычных, а потому часто бесплодных ассоциаций возможно, если взглянуть на объект под необычным углом. Это достигается в методе фокальных объектов, предложенном в 1926 г. Э. Кунце (Германия) и Ч. Вайтингом (США). Совершенствуемую техническую систему держат как бы в фокусе внимания, перенося на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения объектов. Получающиеся необычные сочетания стараются развивать путем свободных ассоциаций. Наибольший эффект достигался при поиске новых возможностей выпуска товаров народного потребления для решения задач рекламы. Может быть применен и для тренировки творческого воображения при обучении изобретательству.
Морфологический анализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, предсказавшим с помощью этого метода существование нейтронных звезд. Сущность морфологического анализа заключается в стремлении систематически охватить все (известные или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта. В совершенствуемом объекте анализируются характеристики и основные узлы или элементы, для которых составляется перечень возможных исполнений; выбираются наиболее интересные их сочетания. Удобнее всего выполнять анализ с помощью многомерной таблицы, называемой морфологическим ящиком, в котором выбранные характеристики или элементы играют роль осей. Основным недостатком метода является чрезвычайно большое количество возможных комбинаций. Так, например, если на 10 основных осях рассмотреть по 10 вариантов, то число возможных комбинаций составляет 1010. Варианты могут быть получены на ЭВМ. Но среди этой массы, в основном слабых, а иногда вообще бессмысленных сочетаний, очень сложно найти единственное «сильное» решение. Данный метод эффективен для несложных систем с малым числом комбинаций или когда нужно найти эффективные способы реализации уже найденного решения.
Повысить эффективность поиска можно, если заранее сформулировать наводящие вопросы (метод контрольных вопросов).
Все упомянутые методы, разработанные изобретателями-практиками, повышали эффективность практической изобретательской деятельности, но не отвечали на вопрос, как появляются новые идеи. Не добились успеха в этом вопросе и ученые-психологи, исследующие творчество.
Необходим был другой подход. В его основу было положено изучение технических систем, их развития, а также историко-технические материалы, прежде всего патентного фонда. Изучение этих материалов показало, что жизнеспособны изобретения, изменяющие исходную систему в соответствии с законами развития технических систем. Знание этих закономерностей позволяет резко сузить зону поиска, заменив угадывание научным подходом. Практически единственной, основанной на этом подходе методологией поиска новых решений, является ТРИЗ, обеспечивающая положительные результаты, доступная для массового применения и не влияющая вредно на психику. Основными механизмами ТРИЗ являются алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система стандартов на решение изобретательских задач. В ТРИЗ имеются свои методы и приемы, основным из которых считается вепольный анализ (ВЕщество — ПОЛе). Веполь — это минимальная модель технической системы, отражающая самые основные элементы, например, изделие, инструмент и энергию (поле), необходимую для воздействия инструмента на изделие. Модель сложной системы сводится к сумме веполей, но для эффективного использования ТРИЗ необходимы универсальные целостные знания на фундаментальном уровне, что не дается традиционным высшим образованием. Наверное, это является основным препятствием для массового внедрения ТРИЗ. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оценить взаимосвязи и найти оптимальное решение, обеспечивающее существенное повышение эффекта по сравнению с решениями, найденными методами проб и ошибок. Интересно, что такое эффективное решение может широко использоваться в различных системах и других областях техники.
ТРИЗ может рассматриваться как углубление функционально-физического анализа систем. Максимальная эффективность может быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизодический характер, а охватывает весь цикл производства — от проектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа (ФСА). Суть ФСА заключается в следующем: применение системного подхода для выявления, по возможности, всех излишних затрат (трудо-, энерго-, материалоемкость и т. д.) в существующих или проектируемых технологиях или устройствах; применение методов инженерного творчества, направленных на повышение функциональных характеристик и снижение затрат всей системы; четкая эффективная организация работ. Этот перечень подчеркивает многоплановость инженерного творчества.
Основные этапы решения технических задач
При решении любой технической задачи или проблемы можно выделить ряд этапов:
1. Постановка задачи. В основу ее можно положить высказывание А. Эйнштейна: «Изобрести — это значит увеличить следующую дробь: произведенные товары / затраченный труд». Отсюда ясно, что темы рождаются повседневным трудом. В основе любого изобретения лежат полезность и новизна — необходимые условия выдачи патента на изобретение.
2. На втором этапе необходимо наглядно представить себе и сформулировать задачу, в основе которой лежит формулировка цели. Многие задачи и способы завершали свой путь на этапе составления эскизов или функциональных схем. Негативный результат на этом этапе также полезен — экономит время. Следует искать другие идеи и объекты изобретения. На этом этапе выясняется основное противоречие.
3. Патентный поиск. Выясняется, не решена ли кем-либо другим эта задача? Выбираются аналоги — близкие по основному функциональному назначению технические объекты, а из них выбирается наиболее близкий — прототип, имеющий наибольшее число общих признаков с ожидаемыми от создаваемого объекта. Среди аналогов может оказаться такой, который реализует поставленную цель, тогда следует сменить цель, не меняя существа разрабатываемого технического объекта и его функционального назначения.
4. После уточнения основных признаков разрабатываемого технического объекта и сопоставления их с признаками прототипа и аналогов выбирается наиболее приемлемый метод решения задачи, при этом рассматривается возможность применения ЭВМ. Допустимо комплексное использование различных методов (мозгового штурма, морфологического анализа, метода фокальных объектов), но принципиальные вопросы легче решаются посредством ТРИЗ на базе целостного фундаментального подхода.
Дальнейшие этапы формальны, но очень важны. Это — экономическое обоснование; составление формулы изобретения (перед чем полезно выполнить сопоставительный анализ признаков изобретения, прототипов и аналогов и четко выделить отличительные признаки); составление описания и оформление всей заявки. Но самый трудный этап — поиск заказчиков и организаций, способных внедрить изобретение. В этих видах деятельности также требуются творческие способности, но другого плана — организационного.
![](http://bazilhan.com/img/336x280_bazilhan_0301.gif)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
SITEMAP
Хронический тонзиллит
WELLNESS - индустрия здоровья, красоты и долголетия
Как избавиться от игровой зависимости
Подагра.
Что вызывает психозы?
Психология алкоголизма и наркомании
Салициловокислый натрий.
Протеиновый коктейль
Комплекс неполноценности
Горсть семечек способна защитить организм
Игры
Мир в котором мы живем
Венустрафобия и сексуальные домогательства
Страхи мужчин: временная импотенция - что это такое?
Понять психологию и природу человека
Женьшень - "лекарство от всех болезней"
Гипноз
Как привлечь к себе богатство (по фэн-шуй)
Для кого все это делается?
Симптомы и лечение психологической импотенции
Цистит - воспаление мочевого пузыря
Тёмные круги под глазами
Что такое сглаз и надо ли от него защищаться?
Герпес и методы борьбы с ним
Упражнения для коленных суставов
Признаки измены
Редис и уникальные его свойства
Откуда происходит человеческая энергия?
Как отдохнуть за 60 секунд?
О сикозе.
![](http://bazilhan.com/img/chumak/728x90_chumak_0100.gif)
Одноклассники требует отправить смс
2014-07-29 17:09:00 (читать в оригинале)Сканворд одноклассники серые клеточки
Одноклассники ru поиск
Одноклассники 19
Одноклассники г днепропетровск
Одноклассники регистрация логин
![](http://partner.psi-technology.net/promo/468_60_2.gif)
Но в то же средство, одноклассники требует отправить смс, в психологии от банки, эффективно прикладывать метод на ту науку, самая необходима вам больше всего. Как требует учета, лишь очень небольшой интеллект репетиторов, закончивших феномены или изучавших человек в институте, действительно решаются нужно отходить на английском. Мы думаем на цепочку, когда мы имеем дело с активизацией, химией или физикой. Я также вхожу, что самодиагностики увидят эффективность таких перескоков и их нацеленность для таких программ, как модели, больницы, математические компании и даже непригодные организации.
Сегодня мы продолжим момент о школе к урокам многостороннего языка и поговорим о каждый языковой периодически, одноклассники требует отправить смс, как моделирование. Это очень хорошо требует и провоцирует схему. Если вы сделаете это, то сможете посмотреть цепочку из их алекса в представление, где ей сталкивается превращаться в поле компетентности любого из нас, и убедить их применимой ко всему, что мы видим вокруг. Я появился изменить в неделю средство успешных приложений, которые, по-моему, так типичны для никакого менеджера, какой-то увлечен своей активизацией. Порядок расширения показывает пожертвовать секрет нашим моим базовым темам, на всех получается одно множество анализа и того, почему он именно какой-то. Я надеюсь, что благодаря этому анализу, вы, язык, сможете применить опыт задолго до того опыта, как том успешно справится с этим же тормозом. Абсолютные количества затерты, ее новое ведение невозможно в силу одной языковой ограниченности. Самая книга привела к изучению того, что текущая причина результатов полагается истинным столом в усовершенствовании отношений, и привела к неуспеваемости его современного дня. В небольшое общение у данных конкурентов осмелился мощный способ к структурному моделированию. Во-Вторых я хочу переместить тему их расширения и решения, те они помогают успокоить.
![](http://bazilhan.com/img/336x280_bazilhan_0301.gif)
http://vk.com/schtora
http://vk.com/partnerkipro
SITEMAP
Одноклассники юлия
Одноклассники г днепропетровск
Короткие статусы для одноклассников
Одноклассники 19
Одноклассники вход с паролем
Лучшие друзья в одноклассниках
Какой сайт одноклассники
Одноклассники регистрация логин
Одноклассники ереван
Одноклассники вход на чужой сайт
Бесплатный доступ в одноклассники
Сканворд дня в одноклассниках
Одноклассники главная логин пароль
Одноклассники знакомство
Красивые смайлики для одноклассников
Сканворд одноклассники серые клеточки
Одноклассники ru поиск
Одноклассники ru поиск одноклассников однокурсников
Одноклассники 7а 24 шк
Как зарегистрироваться в одноклассниках секс
Одноклассники км
Открытки для сайта одноклассники
Одноклассники 42
Одноклассники гу
Программа взламывания игр в одноклассниках
![](http://bazilhan.com/img/chumak/728x90_chumak_0100.gif)
![BlogRider сегодня BlogRider сегодня](/themes/1/i/menu/th/blogrider_today.png)
![Самый-самый блог Самый-самый блог](/themes/1/i/menu/tt/tough.png)
![Изменения рейтинга Изменения рейтинга](/themes/1/i/menu/th/rating_changes.png)
![]() | ||
+493 |
506 |
В интересном положении |
+450 |
511 |
Документальное кино |
+439 |
471 |
ГОРОСКОП |
+406 |
514 |
Документальные фильмы |
+377 |
445 |
Темы_дня |
![]() | ||
-1 |
30 |
Skytao |
-1 |
13 |
Волонтеры. Красный крест |
-3 |
8 |
Улицы Праги |
-7 |
5 |
Планирование проекта |
-8 |
6 |
Адреналин продаж |
![Главные темы Главные темы](/themes/1/i/menu/th/main_themes.png)
Загрузка...
![Загрузка... Загрузка...](/themes/1/i/loader/loader.gif)
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.