Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Зодчий мода2013-01-23 15:07:42 (читать в оригинале)
Zaha Hadid for Lacoste В одном своем недавнем интервью выдающийся архитектор Заха Хадид так ответила на вопрос о том, что объединяет сегодня моду и архитектуру: "И та и другая стали очень амбициозны благодаря развитию технологий". С архитектором, тесно связанным с модной индустрией — вспомним ее коллекции обуви для Lacoste и Melissa и проект павильона для передвижной выставки Chanel Mobile Art, невозможно не согласиться. Очевиден и ответ на другой вопрос: почему именно в последние несколько лет формы и их сочетания — иными словами, архитектоника, композиция, принцип соотношения частей, их взаимоположения и связи в единое целое — доминируют, вместе с принтами, среди любимых дизайнерских тем.
Zaha Hadid Описывая многие из коллекций нового сезона, так и тянет употребить понятия из лексикона архитекторов — куполообразный, трапециевидный, конусоподобный, арочный. Показательна в этой связи коллекция Celine: клиновидные юбки, прямоугольные платья-рубахи, как и большинство моделей этой графичной черно-белой коллекции, по-настоящему трехмерны. Как тут не вспомнить Баухаус. Содружество циркуля и линейки неистовствуют и в коллекции Мэри Катранзу — в ней представлены и фирменные платья дизайнера с объемными юбками, топы с широкими "линейными" рукавами, туники-конусы. "Геометричные" сандалии на танкетке из дерева и пластика из коллекции Marni навеяны работами архитектора и дизайнера мебели Карло Моллино. Перфорация лишь усиливает "архитектурное" впечатление от кожаных мини-платьев А-силуэта в коллекции Giles. Воланы, один из ключевых элементов в моде предстоящего сезона, неожиданно украшают не только модели с облегающим силуэтом, но и обладающие четким объемом, почти брутальные, скроенные по косой топы и юбки (Marni, Sacai). Даже прозрачность ставится на службу не мягкой и текучей романтике, а четким объемам и конструкциям — полупрозрачные юбки и платья в коллекции Кристофера Кейна выглядят как своеобразная пластиковая упаковка для тела. Кстати, использованные в этой колекции прорезиненные материалы произведены суперсовременным методом наподобие инжектирования — он подразумевает прямой впрыск материала в форму (несколько лет назад мне демонстрировали нечто подобное в Дании, на фабрике, производящей обувь Ecco). Очевидно, что все эти сложносочиненные формы, замысловатые баски, трехмерные платья, форма которых зависит от того, с какой стороны вы на них смотрите, не появились бы без внедрения в индустрию неопрена, прорезиненного крепа и других материалов с новыми качествами. Как, впрочем, и без изменения самих процессов конструирования и производства одежды, в которых все больше функций отводится компьютеру и цифре.
Celine Естественно, диалог моды и архитектуры — явление не новое. Слишком много у них общего — от цели, состоящей в создании "оболочки", в которой живет человек (макрокосмос и микрокосмос), и вытекающей отсюда необходимости быть соразмерными человеку, до тесной взаимосвязи функционального, технического и эстетического начал. Мода и архитектура даже пользуются общими терминами — образ, фактура, орнамент, эскиз. Но в какие-то моменты их общение становилось особенно тесным и продуктивным. Есть и такой парадокс — а может быть, закономерность. Самые революционные идеи в моде возникли и реализовались именно в те периоды, когда она в наибольшей степени приближалась к архитектуре как в выборе форм, так и в их прикладном воплощении. Разве прямые силуэты и декоративные элементы платьев 1920-х не напоминают нам очертания легендарных нью-йоркских небоскребов с отделкой и интерьерами в стиле ар-деко? И конечно, мода 1960-х питалась не только достижениями космической эры, но и идеями архитекторов-футуристов, и прежде всего Ле Корбюзье. Да и одними из главных действующих лиц моды этого десятилетия, раз и навсегда сформулировавшей общую эстетику научно-технической цивилизации, стали архитектор по образованию Пако Рабанн и Пьер Карден, которого часто называли не иначе как "Ле Корбюзье моды". На протяжении своей карьеры последний не просто постоянно черпал вдохновение в архитектуре, но и непосредственно обращался к ней, участвуя в создании интерьерных и архитектурных проектов. А в прошлом году он даже представил на Венецианской архитектурной биеннале собственную разработку — 255-метровый небоскреб Palais Lumiere, который должен был быть построен недалеко от Венеции. Вспомним и имена дизайнеров, которым удавалось принципиально изменить существовавшие до них эстетические каноны, создать нечто абсолютно новое и повлиять на ход развития моды. Мадлен Вионне, Кристобаль Баленсиага, Роберто Капуччи, вышеупомянутый Пьер Карден в далеком прошлом, Джанфранко Ферре, Тьери Мюглер, Аззедин Алайя, Рэй Кавакубо, Иссей Мияке в 1980-х, Александр Маккуин, Мартин Марджела, Хусейн Чалаян, Николя Гескер, Фиби Фило в 1990-х и 2000-х — всех их объединяет скульптурный, архитектурный, а порой и инженерный подход к созданию одежды. Из нового поколения можно отметить Мэри Катранзу, также получившую архитектурное образование, Питера Пилотто, Ирис Ван Херпен — сегодняшнюю моду уже просто невозможно представить без "рубленых", как бы разделенных на несколько отдельных, нагроможденных фигур, силуэтов, к которым они тяготеют. Как, впрочем, и без трехмерных принтов с перспективой, которую раньше можно было увидеть лишь в сложнейших архитектурных конструкциях.
Celine Новый виток в научно-техническом прогрессе, который наблюдается в последние годы, чрезвычайно сблизил моду и архитектуру. Вслед за архитектурой и в моде появилась собственная урбанистика — разве к ней нельзя отнести все эти стили, рожденные мегаполисом и призванные отразить его ритм, динамику и особенный стиль жизни (те самые "городской шик", "городское сафари" и прочие "городские" тренды)? Но если с влиянием архитектуры на моду все более или менее понятно, то как ответить на вопрос: влияет ли мода на архитектуру? И тут не обходится без парадокса: сегодня мода часто более "архитектурна", чем сама архитектура, а архитектура более соразмерна человеческому телу, чем мода. Приведем в пример всю эту многочисленную "архитектурную органику" — та же Заха Хадид, Хавьер Сеносиан, Алвар Аалто и другие. Один из самых талантливых приверженцев философии обтекаемых архитектурных форм, архитектор Ян Каплицки, создавший знаменитое бюро Future Systems, еще в 1990-х годах сделал неудачную попытку переквалифицироваться в дизайнера моды. Свои идеи, заимствованные из принципов конструирования одежды, он потом воплотил в сверхпластичных конструкциях, таких как здание универмага Selfridge's в Бирмингеме и очень характерных интерьерах бутиков Marni. Так вот он открыто заявлял, что попал под влияние моды, признавал ее могущество в современном мире, а также подчеркивал присущую ей открытость к поиску новых форм и материалов, противопоставляя ее консерватизму архитекторов.
Marni Партнерство громких имен архитектуры и моды — веха нашего времени. Многие признают, что поворот архитекторов в сторону модной индустрии повысил интерес к их работе. Бюро Рема Кулхаса уже много лет сотрудничает с Prada, разрабатывая концептуальные бутики марки по всему миру. Минималистичные здания-блоки и интерьеры бутиков Calvin Klein — детище архитектора-минималиста Джона Поусона. В конце года в Булонском лесу в Париже откроет свои двери "Фонд современного искусства Louis Vuitton" — разработчиком комплекса является легенда современной архитектуры, основатель движения архитектурного деконструктивизма Франк Гери. Весной прошлого года в Музее декоративного искусства в Париже с успехом прошли семинары F(AA)shion Research Lab. Их организатором был архитектор, основатель парижского бюро (Ay)A Studio, занимающегося экспериментами с суперсовременными материалами, используемыми в разных прикладных областях, Хорхе Айала. Его высказывания весьма интересны. "Последние два десятилетия архитекторы стали все больше ориентироваться на другие области — инженерию, биологию, озеленение. Я тоже разделяю этот многодисциплинный подход — cам я решил обратиться к моде. Мне кажется, нужно сконцентрироваться не столько на факторах, связанных с ее сезонностью, сколько на различных структурах и формах, которые возникают в процессе создания предметов одежды". Так что вопрос о том, напоминает ли купол юбку, или это юбка скроена наподобие купола, еще долго будет оставаться риторическим.
Calvin Klein collection
Chalayan
Текст: Илектра Канестри Иллюстратор: Дуня Захарова http://buro247.ru/fashion/expert/zodchiy-moda.html Метки Technorati: мода, архитектура в моде
|
Категория «Природа»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.