Хаджи-Мурат, или Как Анчар съел Толстого
2011-11-16 13:51:21 (читать в оригинале)
Итак, подъезжая вчера на последнем поезде к своей станции метро, я дочитал "Хаджи-Мурата". Взялся за него, во-первых, чтобы хоть что-то начать читать - и именно взял первую попавшуюся среди сваленных у меня в беспорядке под бабушкиными часами невостребованных бумажных книг, во-вторых, чтобы решить для себя загадку, что такое феномен русской романтизации Кавказа, стойко держащийся с XIX века. И так далее. Я, конечно, утратил привычку читать для души, но в возобновлённом опыте проявился и рефлексивный голод по чтению, и обыкновенный физический голод в процессе чтения, который я заставлял умолкать сухарями. Впрочем, не одной моей рефлексией кончился первый вечер чтения - Анчар, мой пёс, в продолжение обгрыз корешок книги, но сделал это щадяще, до букв, так, что я имел всё-таки возможность читать в метро, прикрывая брешь на корешке рукой.
Что тут можно сказать по прочтению? Да то очевидное, что вековечная кавказская тема в русском необозримом пространстве не претерпела никаких изменений. Что вечные болячки России - Чечня и Польша по-прежнему язвят её тело и больше того - Россия теряет иммунитет в борьбе с магометанскими и католическими рецидивами - вспышками болезни. Что зловещие географические имена Ведено, Хасавюрт и крепость Грозная выучены наизусть несколькими нашими поколениями.
Повесть о том, как аварцу-перебежчику, заметавшемуся между врагом-Шамилём и врагом-Николаем, казаки отрубили голову. (...)