На бытовой почве
2011-11-17 13:30:53 (читать в оригинале)
Сеть - хранилище фейков, и, например, мой дневник - банк не заслуживающих доверия автобиографических данных обо мне. Подчерну: мой дневник не для того, чтобы обслуживать чьё-то любопытство. Ну не дурак же я, в самом деле, быть добровольным осведомителем о себе и не быть при этом хитрым лисом? Вообще, систематически пишущий в сети человек у меня, скажем, вызывает заслуженное подозрение: либо он графоман, либо фрик с ограниченными возможностями реализации либидо. Буквально что-нибудь одно из этого. Говорят: вот она замолчала в сети - значит, зажила. Но значительно печальнее участь тех, кто вообще следа в сети не оставляет, ведь сеть тоже социализирует. Девка, не выставившаяся в подвенечном платье в "Одноклассниках", никогда - прежде всего самой себе - не докажет, что зажила.
И вместе с тем перлюстрация блогов - занятие лишь относительно благодарное. Ну кто всерьёз покупается на рейтинги блогосферы? Здравомыслящим понятно, что медиа регулируется. Пионеры получили каждый по своей пятиминутке славы, а теперь эффективные блогеры несут по 500 рэ на промораскрутку. Там, где присутствует человек, всё регулируется, и не роботы задают информационную картину дня, а взыскующие зарплаты или страшащиеся дисциплинарных взысканий живые люди.
Есть отступления от этого правила? Есть способы узнавать правду, минуя фильтры и барьеры политеса? Есть. Если, во-первых, думать. Во-вторых, использовать первое правило, выведенное диссидентами в советских лагерях: не верить. Не позволяй собой манипулировать, напротив, мотивируй себя на раскрытие подоплеки события, учись читать в междустрочье. Есть законы жанра, и в основном они соблюдаются. Скажем, в хронике новость о московском происшествии. Конечно, на южной окраине, конечно, в нём задействованы травматика или ножи, а также наглухо тонированный автомобиль "ВАЗ". Конечно, преступление совершено на бытовой почве. Но мы-то всё понимаем, все эти слова - из словаря междустрочья.
Второй день в топовой строчке Яндекса - новость об убийстве в Москве поэта. К подаче этой новости много вопросов. Обывателю, например московскому, кроме Расула Гамзатова и Шота Руставели из кавказских поэтов никто больше не известен. Но обыватель тоже не такой дурак, чтобы не заглянуть, не почитать стихи поэта и не сделать неоднозначных выводов о его лирике. И то, что автор стал жертвой преступления, и то, что лирика гражданская, не отменяет объективного взгляда обывателя, который, повторяю, не такой уж дурак. Почему тогда не написать в первую очередь: "деятель культуры"? Особенно с учётом премий и наград. И тем не менее копипаст процветает. Только "Росбалт" осмелился не только написать, что погибший был советником Дудаева, соратником Кобзона и т.д., но и акцентировать, что в своё время от него звучало требование о выплате компенсации в 90$ тыс. каждому постадавшему вайнаху и т.д. (прошу воздержаться здесь от реплик о геноциде русских). Но не мне, конечно, поклоннику междустрочья, учить кого-то, как правильно писать топ-новости. Хотя я неслучайно, естественно, помянул сюжет о Хаджи-Мурате в предыдущем посте.
Мне удивительно, что есть ещё люди, для которых событийный фон дня формируется первой страницей поисковика. Одна барышня пишет: вышла сегодня в новых замшевых бежевых сапожках, а на улице грязь - блеать, Яндекс наврал! Подспудно каждый воспринивает эту страницу как передовицу газеты "Правда", закрывая глаза на то, что сырая работа выпускниц местных гуманитарных вузов насквозь всем видна. Мне приходилось наблюдать, как в отделе культуры одного уважаемого издания по любому событию корреспондентки названивали "эксперту", чтобы просить у него комментария - то есть вместо проливания свет на событие они давали резонанс, скажем, извращенцу Гельману. История моего очень осторожного отношения к провинциалкам с филологическим образованием началась именно с этого эпизода. Говоря цинично и прямо, провинциалки вообще в широм смысле более всего годны для промискуитета, но не будем сейчас останавливаться на этом.
Другая тема, которая стала кочевать по блогам: тема эмиграции. Исключительно стимулируемая тема в блогах, даже в блогах националистов, которые, известно, впадают в крайности и теперь транслируют фейки о зондеркомандах Шойгу и о том, что нас скоро начнут резать бригады нацменов-строителей. И здесь, возможно, есть доля правды. Ведь сокращение русских и их деградация кажутся уже процессами необратимыми, а галопирующей исламизации страны, кажется, нечего противопоставить.
Когда я слышу слово "эмиграция", я представляю себе белоснежный паром в одесском порту. (...)