Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ансамбль Ферапонтова монастыря2013-04-26 19:32:42 (читать в оригинале)В Средние века Ферапонтов монастырь, расположенный в 20 километрах от Кириллова, между Паским и Бородаевским озерами, славился как обитель благочестия и просвещения. В наши дни он известен на весь мир благодаря уникальному архитектурному ансамблю и фрескам Дионисия, который создал целое художественное направление в древнерусской живописи. Здесь же находится Рождественский храм — самый древний из каменных храмов Русского Севера и единственное в России сооружение ХV века, в котором древние фрески сохранились нетронутыми. На площади около 600 м² размещено более 300 сюжетов. В 2000 году Ферапонтов монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1. Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит росписями Дионисия. Небольшой Ферапонтов монастырь — одно из тех мест, которые навсегда остаются в памяти. Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая». Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи. Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре. При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря — каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А двенадцать лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий — крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово. Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок. Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад. Подобно другим северным монастырям Ферапонтово служил и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о своих обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами повалили в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось». В следующем, XVIII столетии, монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода. Известный писатель Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Ферапонтово в середине ХIХ века, оставил о нем такие воспоминания: «Так величава наружность Ферапонтовой обители и так живописно ее местоположение, что нельзя не пожалеть о ее запустении». «Вид Ферапонтова монастыря», литография с акварели Ф.Д. Иванова, 1809 На литографии XIX в. Ферапонтов монастырь изображен спустя 11 лет после закрытия. Видимо, подобные мысли приходили в голову не только ему, и в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игумении Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова игуменью Серафиму расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924-м. Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону. По словам поэта Юрия Кублановского, «пока звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове... хочется верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами русского возрождения». Секрет мастера У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера. Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Московского Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности. «Патриарх Никон с клиром», середина XIX в. В 1666 г. на Московском церковном соборе патриарха Никона лишили патриаршества и священства и сослали простым монахом в Ферапонтов монастырь. Здесь у него была собственная церковь, где служили его приближенные. Фрагмент иконы «Пророк Аарон», мастерская Дионисия, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502 Одновременно с росписями соборной церкви Ферапонтова монастыря в мастерской Дионисия создавали иконостас. До нашего времени сохранились иконы деисусного чина, местного, пророческого и праотеческого рядов. Святыни Ферапонтово — мощи прп. Мартиниана Белозерского. Почивают под спудом в одноименной церкви; — мощи прп. Галактиона Белозерского. Почивают под спудом под колокольней справа от входа; — мощи архиепископа Иоасафа. Почивают в ногах прп. Мартиниана. Надгробие находится слева на солее в Мартиниановской церкви; — чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Написана на Афоне в начале прошлого века для возобновленного монастыря; — подризник преподобного Мартиниана; — фелонь, в которой служил св. прав. Иоанн Кронштадский в Ферапонтовом монастыре. Ансамбль Ферапонтова монастыря Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8 Веб-сайт: http://www.dionisy.com Email: ferapont-museum@mail.ru Телефон: +7 (81757) 49261 Часы работы: Ежедневно с 1 июня по 31 августа с 9 до 18 часов. С 1 сентября по 31 мая с 9 до 17 часов, выходной понедельник. Выходные дни: пн Портал культурного наследия России ertata Тэги: архитектура, архитектура., вологда, интересный, история, история., культура, культурный, монастырь, музей, наследие, непознанный, памятник, православный, путешествие, разный, религия., россии, россии., россия, святыня, собор, ферапонтов, храм, церковь, церковь., чудеса
|
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.