Сегодня 25 ноября, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Наедине с Екатериной Великой.

2014-05-05 18:16:17 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2014.05.05_17h55m51s_011_ (700x530, 72Kb)
Четыре дня в городке, едва насчитывающем шесть тысяч жителей, проходили невиданные события. С деловым визитом и сопутствующими ему торжественными приемами здесь пребывали императрица и сопровождавшие ее самые влиятельные и знаменитые государственные деятели.

«В 1767 году, во время бытности Императрицы Екатерины в Симбирске, мать Николая Михайловича сожалела, что не могла поехать в Симбирск и видеть государыню, хотя жила она близко – в той же деревне Карамзинке», – вспоминали в близкой Карамзиным семье Дмитриевых.

Супруга заслуженного капитана Екатерина Петровна Карамзина, урожденная Пазухина, конечно, наряду с другими дворянскими женами была бы принята, обласкана и пожалована высокой гостьей. Но семейные обстоятельства заставили многодетную мать отказать себе в столь желанной поездке: младшему сыну Николаю исполнилось всего полгода от роду, а семья уже ожидала нового пополнения. От симбирского городского дома Карамзиных над Петропавловским спуском до дворца Мясниковых, где остановилась Екатерина, рукой подать – сотня шагов по Большой Саратовской, да еще столько же по Троицкому переулку, а вот надо же случиться, что жила семья в это лето не в городском доме, а в родовом имении.


Ashampoo_Snap_2014.05.05_17h54m10s_010_ (352x464, 122Kb)Уникальные документы, найденные в журналистском поиске, позволяют с точностью до одного часа узнать, что же происходило в этом месте 5-8 июня, когда сюда так хотела попасть Екатерина Петровна. 26 сентября 1767 года при рапорте Камер-Фурьера Герасима Журавлева в Придворную контору был представлен «Церемониальный Камер-Фурьерский Журнал с 1 Генваря по 1 Июля 1767 года». На его страницах по дням и часам хроникер запечатлел события Волжского похода императрицы, проходившего накануне Большого собрания депутатов Уложенной комиссии, ставшего началом екатерининских реформ.

Публикацией статьи «Симбирская неделя Екатерины Великой» в №12 2007 года «ДО» сделало этот важный для понимания ключевых моментов симбирской истории документ достоянием краеведческой общественности. Из трехсот страниц тринадцать заполнены в Симбирске: описаны события от приема в селах графа Ивана Григорьевича Орлова и парада императорской эскадры перед Смоленской пристанью до торжественных проводов высоких гостей с напутствием архимандрита Созонта и парадом гарнизона с приуклонением знамен. К тому же камер-фурьерский журнал помог выявить другие документы того времени, заставляющие по-иному взглянуть на события и личности.

Дворец симбирских купцов-горнопромышленников Мясникова и Твердышевых, «медных и железных заводов содержателей», в годы детства Карамзина был самым красивым и богатым домом провинциального Симбирска. Каменный, двухэтажный, он был построен по проекту столичного архитектора. Со временем дом этот стал и самым известным: более ста лет с ним были связаны все самые значительные события города, а потом губернии. К сожалению, мы можем видеть его сегодня лишь на архивном плане и нескольких фотографиях, сделанных после пожара 1864 года, где просматривается обгоревший остов бывшего дворца. На его месте было возведено главное здание Симбирского кадетского корпуса, ныне здесь Суворовское училище.

Ashampoo_Snap_2014.05.05_17h53m12s_009_ (352x492, 141Kb)Во дворце Мясникова по соседству с замечательной Троицкой церковью, возведенной по усердию этих купцов-горнопромышленников, и были написаны страницы, которыми мы иллюстрируем эту статью.

Судя по записям, к 7 июня впечатлений у державной гостьи было достаточно. Состоялось много встреч и приемов. Она совершила второй выезд для осмотра Синбирска «по Казанской дороге» (впоследствии Старо-Казанская улица, переименована в Красноармейскую). Накануне был выезд «по Саратовской дороге» (Большая Саратовская, ныне Гончарова, в направлении к Сызранскому тракту).

Эти впечатления и отразило письмо Екатерины от 7 июня, цитаты из которого столько лет вызывают всевозможные кривотолки о «недоброжелательном» отзыве императрицы о Синбирске: «назвала скаредным городом», злорадные домыслы, будто город еще с тех пор обречен на извечную отсталость. Парадная сторона Волжского похода в советские времена подчеркивалась, деловая не только замалчивалась, но и вообще была неизвестна. Из-за непонимания сути и целей похода существенный момент аналитической программы реформаторов был низведен до уровня личных впечатлений самодержавной «путешественницы». Это 59-е из 82-х писем, отправленных из похода государственному деятелю Никите Ивановичу Панину.

«Что принято, утверждено общим мнением, то делается некоторого рода святынею; и робкий историк, боясь заслужить имя дерзкого, без критики повторяет летописи. Таким образом История делается иногда эхом злословия», – писал Карамзин. Прислушаемся к его словам, не будем повторять эхо злословия. Тем более что для этого нужно всего лишь вернуть злополучную цитату в контекст исторических событий.

Симбирск появляется на страницах Камер-фурьерского журнала задолго до прибытия туда императрицы. «27 апреля, в пятницу, генералитет и дворянство были у Ея Величества в отсутствие в Казанский поход на прощание». «В отсутствие» здесь означает «по случаю отъезда». Вторая запись тем же числом: «Продолжение Высочайшего Ея Величества путешествия в Низовские города до Синбирского». Низовские – все, которые по течению Волги ниже Нижнего Новгорода.

Почему именно «до Синбирского», разъясняет сама Екатерина: «23 мая с галеры «Тверь» между Н. Новгородом и селом Лысковым. Я надеюсь взять Троицын день в Казани, а там, остановясь на несколько дней, пущусь в обратный путь, ибо Синбирск ближе к Москве, чем Казань».
Ashampoo_Snap_2014.05.05_17h52m22s_008_ (700x455, 191Kb)
Из дальнейших писем видно, почему задержалась в маленьком Синбирске: «много времени заняла выгрузка экипажей из судов», «много разных распоряжений требуют команды в разных путях». 7 июня из Синбирска Екатерина сообщает Панину, что ее в очередной раз порадовало его сообщение о хорошем здоровье Павла. Так что много раз повторяемые цитаты о том, что «в Симбирске Екатерина получила известие о болезни наследника и срочно прервала путешествие», – ошибка. Прерывать поход не было повода, тем более что изначально он планировался только «до Синбирского». «Ближе к Москве», потому что со времен работы в крае Оренбургской экспедиции дорога на Москву через Алатырь была очень хорошая, к тому же охраняемая.

В походе был собран, говоря современным языком, обширный банк данных, послуживший в дальнейшем основой для разработки законов империи. Состоянием дел участники похода остались недовольны. Так, 31 мая Екатерина писала Панину из Казани: «Эта империя совсем особенная, и только здесь можно понять, что значит огромное предприятие относительно наших законов и как нынешнее законодательство мало сообразно с состоянием империи вообще».

Несообразности встречались на каждом шагу. В Ярославле купечество подало челобитную на чиновников, несправедливо распределявших сборы. Екатерина в дороге написала инструкцию и послала из Нижнего Новгорода капитана Бахметьева с полномочиями провести в Ярославле выборы городского головы и магистрата, поставила вопрос о снятии воеводы. 22 мая из Нижнего Новгорода она пишет: «Сей город ситуациею прекрасен, а строением мерзок, только поправится скоро, ибо мне одной надо строить соляные и винные магазины; так и губернаторский дом, Канцелярию и Архиву, что они на боку лежат…». В Казани она потребовала выноса кожевенных заводов за черту города, так как они отравляли воду в реке Казанке и протоке Булак, откуда пили горожане.

В Синбирске язвительную насмешку Екатерины вызвал бессмысленный произвол глупых чиновников, которые конфисковали дома горожан, обедневших вследствие краж и других несчастливых приключений. «Я теперь здесь упражняюсь сыскать способы, чтоб деньги были возвращены, дома по пустому не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление». В переводе на язык современных терминов, правительница изыскивала способы реструктуризации долгов. Перечень подобных примеров, из которых видно, что симбирские «несообразности» стоят в одном ряду с обнаруженными в других городах, можно продолжить.

Неизгладимое впечатление на Екатерину произвели красота и щедрость приволжских земель, о чем она сообщает в письме из деревни Орлова. И не случайно в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии она дополняет главы: «Земледелие есть главный труд, которому поощрять должно, который есть произведение из собственного произращения».

А все-таки жаль, что мать Н.М. Карамзина из-за семейных забот не попала на прием к императрице. И не довелось Екатерине Великой подержать на коленях полугодовалого малыша, которому через полвека суждено было назвать ее Второю после Петра образовательницею Новой России и написать строки: «Возвысив нравственную цену человека в своей державе, она пересмотрела все внутренние части нашего здания государственного и не оставила ни единой без поправления».

Остается добавить: на сложном пути поиска мы не встретили ни одного равнодушного человека. Электронные копии всех найденных документов переданы в Краеведческий отдел ульяновского Дворца книги и музеи для разработки экспозиций.

Ульяновский журнал «Деловое обозрение»


Читай ещё:

Письма Императрицы Екатерины II из Симбирска.
Сказ о великом Симбирском пожаре.
Посещение города Симбирска Высочайшими Особами Императорскаго Дома.
Симбирскъ. Исторический очерк. 1898 г.
Таким был Симбирск
Из истории Симбирского края


ertata

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.