Сегодня 19 ноября, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7276
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Несостоявшийся.

2014-05-21 22:07:56 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2014.05.21_20h49m52s_011_ (700x446, 43Kb)
В 70-е годы по нашей стране об Эдуарде Шеварднадзе ходили тихие (вполголоса передаваемые) легенды…

Как он, будучи министром внутренних дел Грузии, раскрыл глубокую коррупционную систему, созданную и возглавляемую прежним первым секретарем ЦК Компартии Грузии Василием Мжаванадзе. Как тайно доложил об этом руководству СССР. Чуть ли не конспиративно был перевезён в Москву для обеспечения его безопасности. Как чуть ли не в ходе спецоперации снимали прежнего лидера республики и назначали на его место «борца с коррупцией».

И как, возглавив республику, честный и бескорыстный генерал милиции развернул борьбу с теми, кто не хотел жить честно. Был даже снят четырёхсерийный художественный фильм – о начале карьеры Шеварднадзе. Как он, будучи секретарём сельского райкома партии, вступает в борьбу с местными дельцами теневой экономики.


Поэтому когда летом 1985 года на фоне ожиданий наведения порядка и обновления общества Шеварднадзе сначала стал членом Политбюро ЦК КПСС, а затем возглавил МИД, это рассматривалось как примета оздоровления.

Правда, и изначально всё было несколько не так, как рассказывалось.

Выходцем из МВД он был весьма условно. Начав карьеру в 1946 году инструктором райкома ВЛКСМ, он до 1961 года успешно делал карьеру в грузинском комсомоле.

В 1956 году, после направленного на защиту памяти о Сталине «восстания» грузинского комсомола, руководство его ЦК стали менять. И Шеварднадзе стал вторым, а в 1957–1961 годах – первым секретарём ЦК ЛКСМ Грузии. Он тогда познакомился с Горбачёвым – тот в 1955–1962 годах был вторым, а затем первым секретарём соседнего с Грузией Ставропольского крайкома ВЛКСМ.

После три года пробыл на третьестепенных партийных должностях. Но на новом витке ротации кадров в 1964 году им решили укрепить министерство охраны общественного порядка (затем – МВД) Грузии, где он пробыл до 1972 года, когда и сумел заменить Мжаванадзе, обвинив его в коррупции.

Потом действительно была чистка кадров по всей Грузии. За первые полтора года Шеварднадзе снял с постов 20 министров, 44 секретарей райкомов, 3 секретарей горкомов, 10 председателей райисполкомов и их заместителей, назначив на их места своих доверенных людей.

По ряду данных, за его пять первых лет на новом посту арестовали более 30 тысяч человек, половина из них были члены КПСС. Ещё 40 тысяч сняли. Кто-то был настоящим коррупционером. Кто-то прежде конфликтовал с Шеварднадзе. Кого-то он уволил как людей, ранее назначенных Мжаванадзе. Кто-то позволял себе усомниться в управленческих решениях Шеварднадзе.

Но, безусловно, он умел налаживать отношения с вышестоящими руководителями и вписываться в требования той системы, в которой работал.

Поэтому Грузия при нём процветала.

Поскольку он умел добиваться льгот для неё и преференций.

На одном из торжественных мероприятий, чтобы польстить Кремлю, он объявил, что отныне «солнце для Грузии восходит с севера». В ответ ему пришлют компас с запиской, где было одно слово: «Проверь!»

Уже позже, когда Горбачёв затеет первую авантюру с «антиалкогольной кампанией», среди прочего Шеварднадзе ужесточит меры по борьбе с самогоноварением и сократит производство спиртных напитков.

Ограничения коснутся чего угодно, кроме производства чачи. Для неё сделают исключение как для предмета особого национального значения.

Он умел главное: нравиться начальству и партнёрам. Умел вписываться в баланс сил. При этом, не забывая думать о себе, продвигаться вперёд и награждать верных ему.

Когда он возглавил МИД СССР, продолжил то, что делал раньше: вписываться в ситуацию, производить впечатление – и нравиться.

Но теперь нравиться надо было Горбачёву и его помощникам. Диктовавшим нескончаемые писания на тему «нового мышления». То есть о том, как делать всё не в согласии со здравым смыслом, интересами страны и научными требованиями – а наоборот. И чтобы это выглядело чем-то новым, смелым и необычным.

Шеварднадзе умел играть по правилам.

Это Андрей Громыко был прозван на Западе «мистером Нет» за жёсткое отстаивание интересов страны и умение изматывать партнёров по переговорам, когда у них уже не хватало сил возражать на его требования.
Ashampoo_Snap_2014.05.21_20h49m23s_010_ (700x471, 69Kb)
Эдуард Шеварднадзе на встрече Михаила Горбачёва с госсекретарём США
Джеймсом Бейкером. 1989 г


А вот улыбчивый, широкий и со всем согласный Шеварднадзе был настоящим соловьём «нового мышления».

Западу с ним очень приятно было иметь дело.

Он был хитрый «лис Эдуард».

Он быстро понял, что именно на этом пути – обаяния и согласия на всё – надо быть приятным не только новому генсеку и особенно его жене.

Нужно выглядеть предельно комплиментарно и для ватаги «прорабов перестройки», присвоивших себе право делить людей на «консерваторов» и «реформаторов», «сталинистов» и «демократов», «достойных» и «недостойных».

Шеварднадзе зачислили в «реформаторы», «демократы» и «достойные».

Но он был очень хитрый – и понял ещё больше. Что главнее – нравиться даже не Горбачёву и московским авантюристам, а мировым лидерам. И он их очаровывал. И делал дорогие подарки. Говорят, что дарил и дорогие перстни. Сложно сказать – скорее, дарили ему.

Но он дарил свои подписи под соглашениями. Выгодными политикам Запада, но невыгодными СССР. Но выглядело это чуть ли не как прорыв: договорённость за договорённостью, соглашение за соглашением…

Никто из непрофессионалов не вникал в вопрос, о чём эти соглашения. Радовались их числу.
Ashampoo_Snap_2014.05.21_20h52m33s_012_ (700x452, 90Kb)
Договор "Два плюс Четыре" об объединении Германии был подписан 12 сентября 1990 года в Москве министрами иностранных дел ГДР, ФРГ, СССР, Франции, США и Великобритании Лотаром де Мезьером, Геншером, Эдуардом Шеварднадзе, Роланом Дюма, Джеймсом Бейкером и Дугласом Хердом.

Профессионалы тоже не вникали – они очень быстро поняли, что творится нечто невообразимое, и держались за голову. Но возразить ничего не могли: всё равно лишь ославят консерваторами и «ястребами холодной войны».

Он подписал с США договорённости, уменьшавшие возможности СССР в развитии ядерных технологий и позволявшие американцам контролировать эти процессы на территории СССР.

С ФРГ – позволявшие последней открыть свою резидентуру в Киеве.

Опять с американцами – соглашение об обязательствах СССР прекратить поддержку союзного нам Афганистана.

Затем подарил США часть акватории Берингова моря…

В мае 89-го он приехал с комиссией в Грузию, чтобы расследовать события 9 апреля. Ситуацию уже урегулировали – но именно Шеварднадзе вновь разжёг скандал.
Ashampoo_Snap_2014.05.21_21h39m00s_014_ (700x478, 48Kb)
Тбилиси после событий 9 апреля 1989 г.

Он отменил введённое в Тбилиси чрезвычайное положение и дал команду и возможность информационно атаковать и руководство республики, и армию за их действия по наведению порядка в городе.

Забирая Шеварднадзе в Москву, генсек поинтересовался, кого он предлагает оставить во главе ЦК Грузии. Были два секретаря ЦК, способные его заменить: Патиашвили и Хабиашвили. Шеварднадзе предложил второго.

Горбачёв, естественно, выбрал первого. И Джумбер Патиашвили, возглавив ЦК, в духе времени начал шаг за шагом распутывать нити коррупции, оставшиеся от Шеварднадзе.

К 89-му году Хабиашвили оказался под следствием – и начал давать показания. Против Шеварднадзе.

Патиашвили же, проводя взвешенный курс, отстаивавший интересы Грузии и сохранявший интернационалистскую линию и ориентацию на сохранение Союза, – с осени 88-го обрёл в Грузии особую популярность.

Он для Шеварднадзе становился опасен. И позволив развиться в Грузии истерике по поводу событий 9 апреля и объявив виновными в них руководство армии и Патиашвили, «хитрый лис» избавлялся от опасного лидера республики.

На самом деле «трагедия 9 апреля» – это пропагандистский миф, созданный Шеварднадзе. От действий военных в тот день не погиб ни один человек. Но потом миф был подкреплён фальсификациями комиссии Собчака и утверждён под давлением противников СССР решениями съезда депутатов.

Но этот миф помог привести к победе на выборах 90-го года националиста Гамсахурдия и отделению Грузии от СССР.

К осени 90-го для Шеварднадзе уже не было места в Грузии. Но он уже начал чувствовать себя дискомфортно и в Москве. Он понимал, что либо в стране нужно твёрдой рукой наводить порядок – либо пребывание в руководстве СССР может через некоторое время стать опасным.

И ещё он понимал, что порядок наводить может стать опасным. И главное – что опасным становится сам Горбачёв, способный на любое предательство.

Шеварднадзе знал, что был план отрешения Горбачева от должности на съезде депутатов СССР в декабре 90-го года. И ждал, чем всё это окончится.

Но когда замысел по ряду причин не удался (в решительный момент испугался Николай Рыжков, который должен был быть избран на пост президента СССР), – Шеварднадзе понял, что пора выходить из игры. И публично заявил о своей отставке, сказав, что в стране готовятся переворот и диктатура, в которых он принимать участия не хочет.

Горбачёв планировал его рекомендовать на введённый пост вице-президента страны, который в итоге достался Янаеву. Однако хитрый Шеварднадзе понял, для чего это делается. Что Горбачёв поручит ему ввести чрезвычайное положение – но скорее всего, его же потом и предаст.
Ashampoo_Snap_2014.05.21_20h47m56s_009_ (700x465, 48Kb)
Денег у Шеварднадзе было достаточно, подарки от лидеров стран были разнообразны – и пенсия его не пугала.

К осени 91-го он стал не нужен уже никому – ни в Тбилиси, ни в Москве. Союз разделили на части. А ведомая Гамсахурдия Грузия не вошла в СНГ.

В Тбилиси последним были недовольны слишком многие. Экономика рушилась. В Южной Осетии шла гражданская война – и она, и Абхазия заявили, что если Грузия выходит из СССР, то они имеют право выйти из Грузии. Из СССР эти республики выйти отказались.

В Грузии жить становилось просто невозможно. Но оппозиция, состоявшая из националистов, социалистов, сторонников союза с Россией и много кого ещё, была неорганизованна. И одни её участники были не согласны признать других лидерами.

И пресс-секретарь блока «Круглый стол – Свободная Грузия», в рамках которого велись консультации оппозиционных сил, историк и журналист (её имя здесь опускаю по сегодняшним соображениям безопасности), выдвинула идею призвания Шеварднадзе. И убедила в ней лидеров партий и лидеров боевых подразделений Иосилиани и Кетовани.

Страна приняла Шеварднадзе, потому что надеялась, что бывший лидер компартии вернет ей процветание «Золотой Грузии».

Поскольку пресс-секретарь была сторонником восстановления единства Союза, ей удалось добиться от Шеварднадзе вступления в СНГ. Но именно как сторонник Союза она воспринималась Кетовани и Иосилиани как противник и пророссийский политик. И была удалена под их давлением из руководства и вынуждена уехать в Россию.

Кетовани и Шеварднадзе втянули Грузию в войну в Абхазии. Последний был в последний момент спасён от плена в Сухуми и вывезен в Тбилиси отрядом российской морской пехоты.

Шаг за шагом Шеварднадзе избавился от всех, кто привёл его к власти в 92-м году. Но оказалось, что вернуть Грузии то благоденствие, которое она во многом благодаря ему с Горбачёвым потеряла, он не способен.

Управлять он мог, только пока под руками были компартия, КГБ и советская власть. Когда всегда можно в нужный момент позвонить в Москву и затребовать помощь руководства в рамках политики интернационализма и советского патриотизма. И всё привезут, и помогут. А ненужных – увезут.

Но теперь надо было обходиться самому. Он умел расставлять людей – но вне старой системы они могли уже работать только на свой карман.

Он не знал, кому доверять. И для устранения тех, кого считал слишком самостоятельными в окружении, разыгрывал спектакли с покушением на самого себя с тем, чтобы их в этих покушениях обвинить.

Он пытался положиться на семью – и отдал ей электроэнергетику Грузии. Но его родственники продавали за бесценок поступавшее из России электричество в Турцию – а Тбилиси сидел впотьмах и без воды.

У него было много знакомых в мировой элите. И он вместо достойного уровня жизни мог дать жителям страны ощущение удовлетворения от того, что их президента принимают лидеры великих держав.

Ashampoo_Snap_2014.05.21_20h58m14s_013_ (210x334, 19Kb)Он удерживал Грузию от гражданской войны – но не мог дать ей ничего, кроме нищеты. Старые советские предприятия и богатства разворовывали его родственники и чиновники. Им он за лояльность платил правом на хищение.

Он пытался лавировать между Россией и США – но раздражал обоих партнёров.

По старому опыту комсомольского работника он пытался подготовить кадровый резерв из молодых политиков – они его и свергли в 2003 году.

Правда, есть версия и о том, что это он придумал переворот, чтобы передать им власть – а самому остаться в стороне и ни за что не отвечать. Может быть.

Только один из трёх его «учеников» Саакашвили убил, судя по всему, другого – Зураба Жвания и выгнал из власти третью – Нино Бурджанадзе.

А затем установил в Грузии полицейскую диктатуру, развязал новую войну в Южной Осетии, потерял окончательно и её, и Абхазию, уничтожил исторический облик Тбилиси, разрушил памятник воинам Великой Отечественной войны и переименовал улицы Тбилиси, назвав их именами глав стран – членов НАТО.

Конечно, Сакашвили не было бы, если б не было Шеварднадзе. Но последний – просто добрый правитель и мудрый дедушка на фоне своего «ученика».

В целом Шеварднадзе – по большому счёту – несостоявшийся политик. Плохой дипломат. Неудавшийся правитель страны.

Сергей Черняховский доктор политических наук


Читай ещё:

Герострат XX века.
Архитектор развала.


ertata

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.