Сегодня 24 декабря, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Забытые достижения страны Советов.

2014-10-08 18:18:06 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2014.10.08_17h18m53s_034_ (700x428, 64Kb)
Перспективные лайнеры Ту-204 и Ту-334, по ряду параметров превосходящие «Суперджет-100», производятся мизерными партиями

Нужно преодолеть миф о научно-технической отсталости СССР

Когда-то апостол Лука сказал: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» Момент истины для России наступил весной 2014 года, когда западный мир показал истинное отношение к нашей стране.

Одновременно стала очевидной лживость утверждений радикальных либералов о том, что если Россия примет «западные ценности» и освободится от «балласта военно-промышленного комплекса и неэффективных производств», она станет полноправным членом мирового «цивилизованного» сообщества.


Прикрываясь этим лозунгом, в 1990-х годах либералы-реформаторы сумели навязать стране курс на деиндустриализацию и «открытость» экономики. Под уверения о том, что нефтедоллары позволят России приобрести все самое лучшее и передовое, была разрушена самодостаточная советская научно-производственная база.

И пока Россия безропотно выполняла роль сырьевого придатка Запада, следуя в кильватере его политики, все было замечательно. Но стоило ей попытаться выступить на защиту своих интересов в связи с бесцеремонными попытками ЕС и США сделать Украину сателлитом и базой, позволяющей установить полный контроль над европейской частью территории России, бывшие друзья «оскалились».

И тут выяснилось, что в стране двадцать три года целенаправленно уничтожалась научная и производственно-техническая база, которая обеспечивала реальную независимость и суверенность. Не случайно в последние годы руководство страны предприняло чрезвычайные меры по выправлению положения. Остается лишь надеяться, что мы сумеем совершить новый научно-технологический рывок.

Такое уже было. Напомню годы первых пятилеток. Тогда Россия, называемая СССР, совершила невозможное. Она, разрушенная гражданской войной и иностранной интервенцией, напрягая силы, превратилась в индустриальную державу, устоявшую против военно-экономической мощи всей Европы во главе с нацистской Германией.
Ashampoo_Snap_2014.10.08_17h23m35s_035_ (700x501, 76Kb)
Ещё в 1993 году Россия располагала опытным авиадвигателем пятого поколения НК-93, разработанным в Самаре

Однако для того, чтобы повторить этот уникальный опыт россиянам следует избавиться от комплексов, усиленно насаждавшихся последние четверть века. Прежде всего, преодолеть миф о научно-технической отсталости СССР, в силу которой он якобы проиграл соревнование с Западом и рухнул.

Причем утверждается, что эта отсталость до сих пор присуща большинству отечественных научно-технических разработок. Но это не так. И совсем не так.

Кто мешает?

Известно, что «Союз нерушимых» оставил богатейшее техническое наследие. Но за истекшие годы это наследство было бездарно разбазарено. Ярким примером этого является российское гражданское авиастроение. Сегодня в России массово производится один так называемый «российский» самолет «Суперджет-100». Однако он на 80 % состоит из зарубежных комплектующих: авионика немецкая, двигатели французские. Их поставка в Россию может прекратиться в любой момент. На это западные партнеры уже намекают. Добавлю, что его техническое обслуживание осуществляет фирма «Boеing».

В последнее время мы видим, как Европа стремится преодолеть энергетическую зависимость от российских газа и нефти. А отечественные чиновники, именующими себя «патриотами» и «эффективными менеджерами», набрасывают на Россию петлю технологической зависимости от Запада. Что это — элементарное невежество или предательство национальных интересов?

А как следует понимать то, что производство надежных и хорошо зарекомендовавших себя самолетов Ил-96 и Ил-86 в России прекращено, а перспективные лайнеры Ту-204 и Ту-334, по ряду параметров превосходящие «Суперджет-100», производятся мизерными партиями?

Такая политика обосновывается тем, что якобы российская авиатехника не соответствует мировым стандартам, особенно по авиадвигателям. Но кто мешает наши авиадвигатели довести до мировых стандартов? Известно, что еще в 1993 году Россия располагала опытным авиадвигателем пятого поколения НК-93, разработанным в Самарском научно-техническом комплексе имени Николая Кузнецова (СНТК).

Это был уникальный авиадвигатель, вобравший все достижения советского периода. Мощный, экономичный и малошумный. О его эффективности свидетельствует такой факт. Если бы двумя двигателями НК-93 заменили четыре существующих, то дальность полета основного российского «грузовика» Ил-76 увеличилась бы на 45 %. Вот так!

Американские двигателисты из компании «Pratt & Whitney» изначально признали, что принципиальная схема НК-93 является самой перспективной в XXI веке из ныне существующих. Но для российских чиновников это не аргумент. В результате они успешно похоронили этот двигатель, который так и не пошел в серию. Возможно, потому, что за это время США сумели создать двигатель, во многом повторяющий НК-93. Американцы и их российские лоббисты не любят конкурентов.

В небе Ирана

Приведу пример того, что созданные в советский период самолеты по многим показателям не уступали зарубежным аналогам. Для этого вернемся в декабрь 1997 года. Тогда я вместе с делегацией ЛДПР летел на самолете Ту-204 в Ирак, пытаясь доказать мировому сообществу, что Хуссейн не располагает оружием массового уничтожения.

США, ссылаясь на санкции, объявленные Ираку, не разрешили посадку в Багдаде. Самолет был вынужден приземлиться на иранской авиабазе Керман-Шах. После долгих переговоров с американцами и иранцами разрешение на вылет в Багдад было получено.

Взлет Ту-204 запомнился мне до мелочей. Я сидел у иллюминатора на левом борту. Взлетая, пилот Ю. М. Сытник продемонстрировал возможности российского самолета и его двигателей. Он, набирая высоту, заложил такой вираж, что толпа стоявших на летном поле иранцев напомнила мне потревоженных муравьев. Они стали прыгать, махать руками, показывать на наш самолет и что-то кричать.

Сильнейшее впечатление осталось и у меня. Самолет свечой взмыл в иранское небо и, отворачивая от окружающих гор, ушел в такой вираж, что в моем иллюминаторе оказалась видна лишь земля. Впечатление, которое невозможно забыть. Потом экипаж говорил, что иранские диспетчеры по радио выразили восхищение не только мастерством летчика, но и самолетом, динамика которого их поразила.

Отмечу, что в Керман-Шахе взлетал Ту-204 первой версии, поставленный «на крыло» ещё в 1989 году. Последняя модификация Ту-204СМ значительно совершеннее и на равных конкурирует с мировыми лидерами этого класса — самолетами «Boeing 737» и «Airbus А 320». Но, тем не менее, на российский авиарынок «Тушки» пока не могут пробиться.

Советская наука

Разговор о потенциале советской науки начну с мнения такого авторитетного эксперта, как Сергей Михайлович Рогов — академик, директор Института США и Канады РАН. В интервью интернет-газете «Столетие» (26 сентября 2013 года) он отметил, что «фундаментальная наука и многие отрасли прикладной в Советском Союзе находились на мировом уровне».

Рогов подчеркнул, что: «СССР по объему внутренних расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), которые достигали примерно 5 % ВВП, входил в число мировых лидеров. Отраслевая наука в СССР была представлена примерно 5 тысячами институтов и КБ, испытательных станций и курировалась соответствующими министерствами. Концентрация огромных ресурсов позволила добиться технологического прорыва в ряде отраслей ВПК (военно-промышленного комплекса), включая приборостроение, атомную и авиакосмическую промышленности».

Да, советский ВПК являлся локомотивом научно-технического прогресса. В нем была сосредоточена основная масса (более полутора тысяч) предприятий высоких технологий. В рамках ВПК выполнялось 4 / 5 общего числа НИОКР. Каждый рубль капиталовложений в оборонку давал два рубля прироста национального богатства. В целом СССР обладал приоритетом более чем в половине ведущих мировых технологий, обеспечивавших научно-технический прогресс.

Благодаря этому первый спутник, первый человек в космосе, первый луноход, первый атомный ледокол, первый сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144», космический корабль многоразового использования «Буран» с автоматической системой приземления были нашими, отечественными. СССР безраздельно лидировал в области лазерной технологии.

Предметом зависти США были экранопланы, способные перебрасывать грузы через Атлантику за десять часов. До сих пор никто не может разгадать секрет торпеды «Шквал», летящей под водой со скоростью свыше 300 км в час. Это лишь некоторые достижения нашей науки и техники.

В 1995 году руководитель Службы внешней разведки РФ Евгений Примаков информировал президента Ельцина о том, что в США за последние годы попал такой объем советских технологий, особенно военных, что американские эксперты оказались неспособными проанализировать его без помощи российских специалистов. Изучив ряд наших стратегических проектов, американцы были удивлены тем, что там, где в США на разработку тратили миллиарды, советские ученые обходились миллионами.

Атомная бомба. Кто, что, у кого похитил?

Несколько слов о мифе, согласно которому важнейшие проекты не были разработаны нашими учеными (технологии производства атомной бомбы, ракетных и реактивных двигателей), а были похищены разведкой в США или получены в побежденной Германии.

Однако представьте, что в 1945 году вышеназванные технологии попали бы в любую страну мира, кроме США и СССР. И что? Были бы реализованы эти проекты? Нет. Без соответствующей научной, материально-технической и кадровой базы это было бы нереально. Реализовать эти технологии тогда были способны только США и СССР.

При этом замечу, что Вторая Мировая война позволила Штатам, на территорию которых не упала ни одна бомба, удвоить научно-производственный потенциал и сосредоточить у себя более половины мирового золотого запаса. СССР же, помимо колоссальных людских потерь, понес огромный материальный ущерб. В этой связи вопрос для него состоял в том, чтобы сократить затраты и сроки на реализацию новых технологий, гарантирующих безопасность советским людям. Тем более, что для советского руководства не были секретом планы атомной войны, которую готовы были развязать США.

Эффективным средством преодоления отставания СССР стал промышленный шпионаж. При этом отмечу, что так называемого атомного секрета, который Советскому Союзу якобы передали «шпионы», не существовало. К 1942 году — году запуска ядерного реактора в США — все открытия, необходимые для создания атомной и термоядерной бомб в мире, были уже сделаны и опубликованы.

Не были они секретом и в СССР. Осенью 1940 года сотрудники Физико-технического научно-исследовательского института Академии наук УССР кандидаты физико-математических наук В. А. Маслов и В. С. Шпинель направили заявку в Бюро изобретений НКО СССР на изобретение, которое вполне можно считать советской атомной бомбой.

Так, в учебном пособии «Курс общей химии» (стр. 951) доктора хим. наук. Б. В. Некрасова, изданном в январе 1945 года, то есть до испытания атомной бомбы в США, прямо говорилось о возможности ядерной цепной реакции при наличии достаточного количества изотопа U-235. Одним словом, в 1940-х атомный «секрет» носился в воздухе.

Замечу, что западные ученые, обеспечившие передачу технологии производства атомного оружия Москве, действовали по идейным мотивам. Они считали, что монополия США грозит страшными бедами. Жизнь подтвердила, что наличие ядерного оружия у двух супердержав позволило (и пока позволяет) удерживать мир от новой мировой войны.

Кстати, США создали атомное оружие только благодаря интернациональному коллективу физиков-ядерщиков. А заключительный решающий вклад в завершение американского атомного проекта внесли германские нацистские физики. Известно, что в марте 1945 года США располагали лишь половиной необходимого для создания бомбы урана. Помимо этого, не удалось создать детонаторы, способные синхронно, в миллиардные доли секунды заставить сработать взрывчатку, сдвигающую части плутониевого заряда в единое целое. Только так можно было дать начало ядерной взрывной реакции.

Но 19 мая 1945 года американцы получили долгожданный подарок. В Портсмуте пришвартовалась немецкая подводная лодка «U-234». На её борту находился доктор Гейнц Шлике и изобретенные им синхронно действующие инфракрасные неконтактные взрыватели. Помимо этого, лодка доставила 80 покрытых изнутри золотом цилиндрических контейнеров, содержащих 560 килограммов оксида урана. Это и было недостающее количество урана. Далее дело создания атомной бомбы стало простой технологической задачей.

Учитывая вклад в разгром Германии, СССР по праву мог претендовать на долю в этом атомном богатстве, свалившемся на американцев. Что и произошло, благодаря так называемым советским «шпионам».

Долетим мы до самого солнца...

О советском ракетостроении следует рассказать подробнее. Оно являлось вершиной огромного научно-технического айсберга, состоявшего из различных отраслей промышленности, использующих поистине фантастические технологии и материалы. Оценивая конкретные достижения технической мысли страны Советов, следует понимать, что они были созданы благодаря наличию в СССР соответствующей научной и технической базы.

Жемчужиной советского ракетостроения является ракетный двигатель НК-33, созданный в 1972 году для лунной программы на Куйбышевском моторном заводе (сейчас это Самарский научно-технический комплекс имени Николая Дмитриевича Кузнецова). Но, как известно, она не состоялась, а двигатель остался невостребованным.

НК-33 до сих пор остается непревзойденным по своим параметрам. Тяга у этого двигателя, имеющего всего 1,3 тонны веса, свыше 170 тонн, то есть в три раза мощнее двигателей РД-107 и РД-108 конструкции академика В. Глушко, которые сегодня выводят «Союзы» в космос. Причем НК-33 работает на керосине, а не на ядовитом гептиле.

После провала лунной программы из Кремля последовало указание утилизировать двигатели НК-33. Но Н. Д. Кузнецов принял решение сохранить их (более ста штук) и укрыл в ангаре на испытательном полигоне. Там они простояли без какого-либо обслуживания до 1995 года, пока ими не заинтересовалась американская двигателестроительная компания «Aerojet Rocketdyne».

После двадцати трех лет хранения двигатель НК-33 потребовал замены лишь некоторых узлов и деталей камеры сгорания, благо, что запчасти из советских запасов сохранились. Испытания в США двигатель выдержал успешно. Американцы поняли, что это то, что им нужно. К настоящему времени они выкупили почти все сохранившиеся двигатели НК-33. Вот такой была и остается советская техника.

Говоря о советской космонавтике, нельзя не упомянуть ракеты КБ Сергея Павловича Королёва, благодаря которым русское слово «спутник» стало международным. Не менее впечатляющими были успехи и другого советского ракетостроителя Владимира Николаевича Челомея. Ракета-носитель «Протон», созданная им в 1967 году, единственная в мире (с учетом модификаций) имеет коэффициент надежности 97 %. Правда, в последние годы, по причине человеческого фактора, этот показатель несколько снизился.

Вершиной советской космической техники явилась многоразовая космическая система (МКС) «Энергия — Буран». Ракета-носитель «Энергия», создававшаяся как составная часть МКС была способна доставлять в околоземное космическое пространство крупногабаритные полезные грузы массой до 100 тонн на внешней подвеске.

Проект «Энергия — Буран» относится к наиболее масштабным за всю историю не только отечественной, но и мировой космонавтики. В работе по его созданию участвовало около 2 миллионов человек, более тысячи предприятий Союза.
Ashampoo_Snap_2014.10.08_17h37m39s_036_ (700x437, 56Kb)
Вершиной советской космической техники явилась многоразовая космическая система (МКС) «Энергия — Буран»

Cоветский «Буран» и американский челнок «Space Shuttle» стали самыми сложными машинами, созданными когда-либо за всю историю человечества. Обе эти машины существенно опередили свое время. Первый полет «Space Shuttle» под названием «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Космический челнок «Буран» в свой первый полет в автоматическом режиме отправился 15 ноября 1988 года. Он без единого сбоя провел в космическом полете 205 минут и приземлился в двух метрах от осевой линии взлетно-посадочной полосы. Полет и автоматическая посадка «Бурана» стали мировой сенсацией.

Американцы подобное повторили лишь в декабре 2010 года, когда на базу ВВС США Вандерберг в автоматическом режиме совершил посадку беспилотный космический корабль многоразового использования Х-37В.

Копировать — это не просто

От ракетостроения перейдем к самолетостроению. Здесь особого разговора заслуживает наш сверхзвуковой пассажирский лайнер «Ту-144». И вновь необходимо вернуться к теме копирования советскими конструкторами западных аналогов. Мифы о якобы имевшем место копировании сопутствовали как «Бурану», так и «Ту-144».

Действительно, в послевоенные годы конструкторы нередко копировали зарубежные аналоги. Первый удачный опыт состоялся в 1945-1947 годах, когда в СССР была скопирована американская «летающая крепость» В-29, получившая название Ту-4.

Полагать, что копирование является простым процессом, более чем наивно. Советские конструктора и технологи, разобрав на детали В-29, изготовили на них несколько десятков тысяч чертежей. Это, кстати, более трудоемкий процесс, нежели проектирование. Я, как инженер-конструктор, однажды участвовал в подобной акции по копированию импортного рукосушителя и знаю об этом не понаслышке.

Помимо изготовления чертежей всех деталей и узлов В-29 был осуществлен всесторонний анализ конструктивно-технологических решений, используемых в производстве американского самолета. Выяснилось, что для его воспроизведения необходим качественно новый технико-технологический уровень производства.

Для этого потребовалось внедрить в серийное производство новые технологические процессы и материалы. Многие компоненты систем и оборудования в СССР просто не производились. Большие проблемы возникли с технологическим оборудованием. Одним словом, надо было перестраивать всю систему советского самолетостроения и сопутствующих отраслей промышленности.

Но все трудности были преодолены благодаря тому, что задачу создать новый тяжелый стратегический бомбардировщик поставил И. Сталин. Он же лично следил за соблюдением установленных сроков. В результате, советские конструктора, технологи и рабочие совершили невероятное. Получив в июле 1945 года четыре В-29 для копирования, они весной 1947 года завершили изготовление советского Ту-4, поднявшегося в воздух 9 мая.

«ТУ-144» И «CONCORD»

История с Ту-4 оказала большое влияние на советских руководителей. Когда стал вопрос о создании многоразового космического челнока, была дана установка — ориентироваться на планер «Space Shuttle». Хотя к тому времени многоразовая авиационно-космическая система конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского под названием «Спираль» показала, что существует более совершенная форма челнока. Но с начальством не поспоришь.

Повторив формы американского челнока, наши конструктора создали более совершенный аппарат. Он не только выходил на орбиту, но мог маневрировать в космосе. Для этого «Буран» располагал двигательной установкой тягой в 16 тонн. Помимо этого, как говорилось, советский челнок был оснащен системой автоматической посадки. Его теплозащитная система была эффективнее американской.
Ashampoo_Snap_2014.10.08_17h51m37s_037_ (700x397, 48Kb)
Многоразовая космическая система «Энергия — Буран» была способна поставить точку на американской концепции «звездных войн», которой они давили на советское руководство. Но болтливый дилетант Горбачёв предпочел поставить точку на этом проекте.

Но вернемся из космоса на землю. Речь пойдет о сверхзвуковом пассажирском лайнере «Ту-144». До сих пор бытует миф, что его неудачно скопировали с англо-французского «Concord» и поэтому он в ноябре 1973 года во время демонстрационного полета в Ля Бурже потерпел катастрофу. Достоверно установлено, что гибельный маневр «Ту-144» был вынужден совершить из-за французского «Миража», пролетевшего над ним для фотографирования переднего оперения. Французы охотились за секретами нашего суперсоника, а не наоборот.

И было за чем! Планер и крыло «Ту-144» были совершеннее, чем у «Concord». Не случайно в 1995 году американцы для создания летающих лабораторий по разработке нового проекта сверхзвукового самолета закупили два «Ту-144», хотя им было бы дешевле купить «Concord».

В свое время 12 самолетов «Concord» из-за высокой себестоимости полетов были проданы «R. France» и «British airways» за символическую цену в один франк. «Concord» был убыточным. Судьбу «Ту-144» также решили неэкономичные двигатели, которые делали полеты нерентабельными.

На этом прервемся. О других, не менее интересных технических достижениях СССР я расскажу в следующей статье.

Ashampoo_Snap_2014.10.08_18h08m55s_038_ (216x277, 11Kb)ШВЕД Владислав Николаевич, родился в Москве.

С 1947 года проживал в Литве. С 1990 года — второй секретарь ЦК Компартии Литвы / КПСС, член ЦК КПСС. Председатель Гражданского комитета Литовской ССР, защищавшего права русскоязычного населения. Депутат ВС Литвы.

В декабре 1991 г. отказался поменять гражданство, был лишен мандата депутата Сейма и арестован. По причине отсутствия улик и под воздействием общественного мнения выпущен на свободу.

В 1998‑2000 гг. — руководитель аппарата Комитета Госдумы по труду и социальной политике. Действительный государственный советник РФ 3‑го класса. В 1996‑2000 гг. был заместителем председателя ЛДПР. Автор книги «Катынь. Современная история вопроса» (2012 г.) .


Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»


bc983c5a35f0ce22b7cbe37ca72961f9 (85x41, 9Kb)
ertata

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.