Сегодня 20 декабря, пятница ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ. IV часть.

2015-08-01 19:27:37 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2015.08.01_12h55m33s_012_ (695x660, 374Kb)

ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ: ПАТРИАРХОВ, СВЯТЫХ, СВЯЩЕННИКОВ

СТАЛИНУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ТО, О ЧЕМ МЕЧТАЛ ДАНИЛЕВСКИЙ

(Интервью проф. И.Я. Фроянова журналу «Полярная звезда» дек. 2004 г.)

Корр. Сегодня отмечается 125-я годовщина со дня рождения И.В. Сталина. Что эта дата значит для ныне живущих? Как, на ваш взгляд, эпоха Сталина будет восприниматься будущими поколениями русских людей?

Игорь Фроянов. Сам Сталин предполагал, что с его уходом из жизни отношение к его памяти будет разное. В беседе с одним военным деятелем он говорил о том, что после его смерти на его могилу вывалят кучу мусора, но ветер истории развеет его. Если говорить об отношении к Сталину людей нашего времени, то оно неоднозначно. Немало людей отрицают позитивное историческое значение Сталина, причем отметая с порога его положительную роль. Есть другая категория людей, которые отдают должное заслугам Сталина перед историей России. Я думаю, здесь должен быть спокойный, исследовательский анализ, чуждый эмоциональным всплескам. Если рассуждать с точки зрения спокойного, беспристрастного исторического анализа, то нельзя не признать выдающуюся роль Сталина и в отечественной, и в мировой истории, потому что Россия по своим масштабам, по своему значению в мире оказывала и до сих пор оказывает существенное влияние на ход мировых событий.


Чтобы точнее обозначить роль Сталина в судьбе России, необходимо, на мой взгляд, вспомнить, какая перспектива планировалась внешними силами в отношении России в самом начале XX века. Известно, например, что в масонских кругах Франции все настойчивее выдвигалась идея расчленения России, «этого колосса», как они тогда выражались. Мы знаем, что Парвус, известный деятель мировой закулисы, в 1915 году предложил немцам свой план расчленения России, который был принят. Но самое существенное заключается в том, что вопрос о расчленении Российской Империи стал предметом Версальского мирного соглашения. В Версальском мирном договоре, подписанном 28 июня 1919 года, есть раздел 14, который имеет весьма характерное название — «Россия и русские государства». Пункт 16 данного раздела гласит:

«Германия признает и обязуется уважать как постоянную и неотчуждаемую независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1 августа 1914 года».

Таким образом, в 1919 году западные страны считали Россию уже бывшей империей. Они были полностью уверены, что с Российской Империей покончено, что она ушла в прошлое. Сам факт трактовки этого вопроса в весьма важном документе международного значения говорит об этой уверенности. Мы находим в данном отношении подтверждение и со стороны деятелей Временного правительства. Я, в частности, имею в виду Керенского.

Он значительно позже беседовал с французским журналистом Ретинью и, отвечая на его вопросы, говорил о планах Временного правительства, связанных с предоставлением независимости не только Финляндии и Польше, но также Украине, народам Кавказа и Средней Азии. По существу, Керенский говорил о ликвидации Российской Империи.

Временное правительство ликвидировало русское самодержавие, которое являлось неотъемлемым свойством Российской Империи, и планировало территориальное расчленение, которое, безусловно, означало уничтожение Российской Империи как таковой.

В этих условиях свершились две революции — Февральская и Октябрьская. Февральская революция для судеб исторической России имела явно отрицательный знак. Октябрьская революция повернула события в другую сторону. В очень короткое время, на протяжении всего нескольких лет, была в основном восстановлена территориальная целостность Российской Империи. Я сейчас не вдаюсь в детали того, какие цели преследовали большевики при этом, но факт должен быть признан — территориально историческая Россия была восстановлена.

Дальнейшее развитие шло в двух направлениях. Одно направление этой линии представлял Троцкий и его единомышленники. Другое направление возглавлял Сталин.

По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия.

Сталин поступил по-другому. Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг «Построение социализма в отдельной стране». Победил Сталин и его соратники. Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения. В этом его крупная историческая роль в судьбах России и русского народа.

Конечно, Сталин не мог в этом случае игнорировать национальные традиции России и русского народа. Мы видим, как на протяжении 30-х годов происходит поворот руководства, его политики к национальным истокам. Это прежде всего коллективизм и общинность, умение жертвовать собой. Все это русский народ доказал на протяжении многих веков.

Перед Сталиным в 30-е годы стояла задача построения мобилизационного общества. Иначе устоять было невозможно. Удержаться во враждебном окружении иначе было нельзя. Необходимо было все сосредоточить в одних руках.

Сталин с этой задачей справился, но построение мобилизационного общества, конечно, было связано с большими издержками. Прежде всего, я имею в виду репрессии.

С точки зрения жизни отдельного человека, репрессии были страшной и безобразной практикой. Но есть еще один аспект измерения. Этот аспект связан, прежде всего, с нуждами и потребностями общества в целом, страны в целом. Если принимать тезис о том, что мобилизационное общество не могло быть создано без потерь, без жертв, которые приняли форму репрессий, то мы, тем самым, должны будем признать в определенной степени историческую обусловленность этих репрессий.

Говоря о репрессиях, нельзя не затронуть другой вопрос. Репрессии, как известно, в значительной степени коснулись партийной, советской и хозяйственной номенклатуры. Особенность номенклатуры состоит в том, что она близко поставлена к собственности и располагает огромной властью. Такова природа человека — взять и освоить то, что влечет и представляет его конкретные, непосредственные интересы. Иными словами, номенклатура, имея огромную власть и будучи поставлена близко к собственности, стремится овладеть этой собственностью. В этом стремлении, в этих ее порывах она должна быть сдерживаема. С этой точки зрения становятся понятны репрессивные меры в отношении номенклатуры.

Позднее, когда репрессии были прекращены, оставлены, получилось то, что мы имели в 80-е и 90-е годы. Номенклатура быстро поглотила собственность, пользуясь огромной властью, которая ей была дана.

Сталин в победе над Троцким и его сторонниками удержал историческую Россию. Ему удалось это и в другом случае, связанном с Великой Отечественной войной. Нужно и здесь отдать должное Сталину. Он сумел сосредоточиться, собрать свои силы, и в конечном счете много сделал для победы над врагом. А враг был страшный. Он стремился не просто к победе и возобладанию, а к победе, связанной с уничтожением России и русского народа.

Победа СССР, России над Германией означала второе спасение России, в котором выдающуюся роль сыграл Иосиф Сталин.

Сталину в результате победы над Германией удалось вернуть утраченные территории, принадлежавшие некогда России. На мой взгляд, особенно любопытно, что Сталину удалось сделать то, о чем в свое время мечтал Данилевский. Данилевский, как известно, мечтал о создании всеславянского союза во главе с Россией. Он полагал, что создание такого союза сделает Россию непобедимой. Сталин создал этот союз в своеобразной форме стран социалистического содружества. Это сразу резко изменило геополитическое положение России, СССР и сделало Россию более неуязвимой, если говорить о внешней опасности. Таким образом, по итогам Великой Отечественной войны Сталин снова спас Россию.

Кроме того, именно при Сталине была создана мощная научно-техническая база, связанная с разработкой новых видов оружия, ядерного оружия. Я говорю о ядерном щите. До сих пор в этом смысле наследие Сталина не исчерпано. Фундамент этой мощной обороны, сделавшей Россию неприступной, еще цел, и до настоящего дня он служит России.

Я имею основания говорить о том, что Сталин в третий раз в значительной мере способствовал спасению России перед лицом внешних угроз.

К сожалению, события последующих десятилетий пошли в таком направлении, которое он, конечно, не мог предугадать и предвидеть. Мы сейчас находимся в состоянии, близком к гибели. Но все это было сделано не Сталиным и даже не его наследниками, а людьми другой политической генерации. Было сделано вопреки тому, на что положил свою жизнь Сталин.

Корр. Чем была обусловлена победа Сталина над Троцким и троцкистским движением в целом?

Игорь Фроянов. В значительной степени это было обусловлено настроем масс в России. То, что предлагал Троцкий, шло против национального течения. Истинные причины происходящего коренятся именно здесь. Троцкий навязывал неестественный для России путь развития, неестественную для России роль. Россия никогда на протяжении многих веков не делала то, что хотел заставить ее делать Троцкий — завоевывать мир, разжигать вселенский пожар. Это противно существу русского народа и той религии, которую он исповедовал. Конечно же, нельзя не учитывать частные обстоятельства, связанные с тем, что Сталин оказался как политик на голову выше Троцкого и, если говорить прямо, то, надо сказать, хитрее и ловчее Троцкого.

Корр. Имеет ли в России будущее национально-ориентированный русский социализм?

Игорь Фроянов. Теоретически — да. Несмотря на перемены последнего времени, несмотря на очень усиленную обработку русского народа, коллективные начала еще в нем сохранились. Но здесь все упирается в вопрос о власти. Россия — страна, которая всегда управлялась сверху. Так сложилось на протяжении веков, и у русских людей, у русского народа большое доверие к тем, кто находится на верху управления, кто олицетворяет верховную власть.

Творческие импульсы всегда исходили с самого верха. Поэтому вопрос о власти сейчас для нас не то что важнейший, а вопрос жизни и смерти. Если русский народ не сумеет поставить у власти национально-ориентированных деятелей, мы погибнем. К этому пока все и идет.

Русский народ более других европейских народов предрасположен к социалистической форме бытия, но его надо вести. А вела всегда в русской истории власть. Высшая власть, которой русские люди на протяжении своей истории доверяли. Русский человек не мог представить, что генеральный секретарь может оказаться предателем.

Корр. Готовил ли Сталин себе преемника на посту генерального секретаря?

Игорь Фроянов. Похоже, нет. Поскольку этот преемник даже никак не обнаружил себя. В этом нет ничего необычного. В истории очень часто великие деятели умирают, не оставив наследника себе в версту, как говорили в старину. В версту, то есть соразмерного. Таких не было среди людей окружавших Сталина. Люди такого масштаба как Сталин — очень редкое явление. В XX столетии таких людей можно по пальцам одной руки пересчитать. Поэтому нет вины Сталина в том, что у него не осталось достойного наследника. Он это понимал. Ведь определить кого-то в качестве своего наследника значит выделить человека и дать ему весьма высокую оценку. Сталин, вероятно, не хотел это делать, потому что не хотел сам себе врать.

Приложение

ВЕРХОВНЫЙ ВОЖДЬ СТРАНЫ И КРАСНОЙ АРМИИ


Митрополит Николай (Ярушевич)

Русский народ еще на заре своей истории создал свой идеал богатыря, отображенный в былинном эпосе. Илья Муромец — это синтез беззаветной любви к Родине, мужества, волевого пафоса, мудрости, беспощадного отношения к врагам и сердечной мягкости к своим.

Прошлое России богато историческими личностями — вождями и полководцами своего народа, — воплощавшими в себе эти качества и в трудные годины русской истории в своих блестящих боевых подвигах подымавшими на высоту славу русского государства. Таковы вечною славою овеянные Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Пожарский, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов.

В минуты опасности для Родины эти русские богатыри становились во главе русского воинства. Имена этих военных вождей для русских людей были символом несомненных побед. Эти патриоты Родины объединяли вокруг своего имени русских людей без различия положения, возраста, убеждений. И Россия не падала на колени перед врагом. Россия побеждала!

В неувядаемую, бессмертную славу облекались имена победоносного русского воинства.

Вся страна, как один человек, до предела напрягает усилия для скорейшего разгрома фашистских разбойничьих орд, а наша доблестная Красная Армия мощными ударами — одним за другим — бьет гитлеровскую военную машину и уничтожает живую силу и технику врага. Блестящими победами под Москвой, под Сталинградом, на Северном Кавказе, у Орла, Белгорода, Харькова, Полтавы, Таганрога, Смоленска, под Ленинградом обессмертили себя русские воины. И наш народ, с неистощимым мужеством вынося все тяготы, связанные с войной, вместе с нашими воинами-богатырями ни на минуту не ослабевал и не ослабеет в своей крепчайшей уверенности в конечной победе, потому что армию ведет в бой на врага Иосиф Виссарионович Сталин — любимейший вождь нашего народа, гениальный Верховный Главнокомандующий нашего воинства, Богом поставленный на подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний. Все наши победы организованы и осуществлены его военным гением.

Вся напряженная работа страны в тылу для дела скорейшей победы имеет источником своего воодушевления дорогое каждому советскому человеку имя вождя страны и армии.

Глава русской Православной Церкви митрополит Сергий в телеграмме на имя И.В. Сталина ко дню 25-летия советского государства (7.11.1942) был выразителем чувств всех православных русских людей, когда сказал: «Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей страны и к светлому будущему ее народов».

Русские верующие видят в лице верховного вождя нашей страны Богом ей данного отца своего народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгие годы.

В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своем лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нем слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе.

С начала войны во всех своих обращениях к народу Иосиф Виссарионович не перестает звать к твердой уверенности к победе. Вся страна, как один, верует его верой, а русская Православная Церковь молитвенно благословляет подвиг, какой он несет во имя блага и счастья нашей Родины, и молит Бога о помощи нашему вождю в его великом историческом призвании — отстоять честь, свободу и славу родной страны.

В дни всенародного патриотического подъема в нашей стране, в конце 1942 года и в начале 1943-го, когда могучим потоком лились пожертвования советских людей на дело разгрома фашистского зверя, в этот поток с энтузиазмом вливали свои лепты духовенство и верующие русской Церкви. И, посылая свою жертву в фонд обороны, верующие патриоты спешили выразить в своих телеграммах верховному вождю нашего воинства чувства своей ему преданности, своего благоговения перед его подвигами, веру в его гений.

Митрополит Сергий писал: «Молитвенно желаю Вам испытать радость полной победы над врагом и видеть возрождение истерзанной Родины».

В другом приветствии он же пожелал Иосифу Виссарионовичу: «Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый».
«Вам, Иосиф Виссарионович, главному полководцу и вождю наших победоносных армий, желаем здоровья и успеха в Ваших тяжелых трудах», — посылал свои пожелания архиепископ Куйбышевский Алексий от лица всех верующих города Куйбышева.

«Живите долгие годы, наш мудрый вождь Иосиф Виссарионович», — вылилось из глубины души у протоиерея Пензы Алексея Ивановича Виноградского.

«Дорогой наш отец», - такими словами начинал свое сообщение Иосифу Виссарионовичу о пожертвованиях священник Молотовской области Александр Александрович Троицкий.

И отеческие ответы Иосифа Виссарионовича на все эти обращения, с выражением «искреннего привета и благодарности» духовенству и верующим, подымали еще на большую ступень одушевление верующих русских людей, составляющих со всеми народами, населяющими нашу страну, одну братскую семью с одним общим отцом во главе.

Чувства преклонения перед личностью Иосифа Виссарионовича, перед его мудрой проницательностью, его отеческой сердечностью и изумительным вниманием к нуждам всех без исключения граждан достигли у верующих наивысшего подъема в сентябрьские дни, когда вся страна узнала о состоявшемся в Кремле приеме главой правительства митрополита Сергия совместно с митрополитами Алексием и Николаем.

Во время беседы на этом приеме Иосиф Виссарионович высказал свое одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. А когда патриарший местоблюститель сообщил вождю страны о том, что среди деятелей Православной Церкви имеется намерение созвать собор епископов для избрания патриарха на вдовствующую патриаршую кафедру, Иосиф Виссарионович ответил, что он сочувственно относится к этому предположению. С таким же сочувствием и с исключительным вниманием глава правительства отнесся и ко всем другим нуждам нашей Церкви, изложенным нами в этой исторической беседе.

Об этом покоряющем сердце, чутком, отеческом подходе вождя нашего отечества ко всем желаниям и чаяниям церковных людей рассказал митрополит Сергий на соборе епископов, состоявшемся вскоре после посещения Кремля высшими представителями русской Православной Церкви. Об этом сразу же узнали и вся верующая Москва и все верующие нашей страны. Получая отовсюду восторженные отклики, мы видим, мы знаем, каким энтузиазмом наполнили сердца верующих вести об этом, и не сходит в эти дни с их уст имя Иосифа Виссарионовича Сталина, овеянное любовью всей страны.

Мы, участники приема у Иосифа Виссарионовича, живем и будем жить под обаянием тех впечатлений, какие охватили нас в часы этой встречи и беседы с любимым вождем своего народа. Мы были поражены сердечной простотой приема и самой личности главы правительства; но под этой внешней обаятельной простотой — в его словах, в его обращении с людьми — мы видели истинное величие вождя, которого вся страна по праву зовет великим Сталиным. Взволнованные и потрясенные радостью встречи с Иосифом Виссарионовичем, мы были до глубины души тронуты не только его вниманием к нуждам Церкви, но и теплой его заботой о бытовых нуждах каждого из нас.

Внимание и заботы о нуждах Церкви со стороны Иосифа Виссарионовича окрыляют нас, и наша Церковь с утроенной энергией отдаст все свои силы на служение дорогой Родине в переживаемые тяжелые дни.

Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окруженное величайшей любовью всех народов нашей страны, — знамя славы, процветания, величия нашей Родины.

Русская Православная Церковь молитвенно благословляет жизнь и труды великого вождя страны и Красной Армии.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Некоторое время назад на телевидении состоялся проект «Имя России», когда выбирали наиболее значимую фигуру российской истории за весь период нашей государственности. За три дня до под-ведения итогов голосования с большим отрывом лидировал И. Сталин. Потом что-то произошло, были изменены условия голосования, и Сталин на финише оказался на третьем месте. Организаторам показалось неприличным, с учетом оголтелой антисталинской пропаганды за последние двадцать лет, отдавать ему победу. Но на уровне генетического народного сознания он был и остается именно руководителем победы нашей страны, лидером страны-победительницы. В этом суть. Потому-то Сталину и отдают голоса представители как старшего, так и молодого поколения, которые осознают, с каких высот было наше падение в сегодняшнюю Россию, несопоставимую с той страной, которой руководил Сталин.

Воссоздать великую державу без Русской Церкви, которая есть носитель основ нашей духовности и цивилизационного корня России — Православия, невозможно. И. Сталин это хорошо понимал. Поэтому, пройдя свой путь преображения, он вернулся к Богу, к Церкви и направил развитие государства и народа по двуединому пути сильной центральной власти с опорой на моральные ценности русского Православия. Это то, с чего начиналась Московское Царство времен Ивана Грозного и трансформировалось в Российскую Империю.

Характерно, что Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, несколько лет назад на Всемирном Русском Соборе сказал, что моральный кодекс советского человека, одобренный в сталинский период, в своей сути совпадает с заповедями Христианства. Именно поэтому наши святейшие Патриархи - сначала Сергий, а затем и Алексий I -по достоинству оценили поворот государства и его лидера Сталина к Церкви и духовности и вознесли ему благодарственные молитвы. Они сплотили наш народ в годину тяжких испытаний во время войны и сделали нас тогда подлинными победителями, вывели в космос, заложили основы сильной экономики. Кстати, за счет нее мы до сих пор и живем.

Есть некоторые параллели между Сталиным и Святым Царем Константином, который дал свободу Христианству в Римской империи, а затем стал основателем Византии, этой духовной предтечи Российской Империи.

В 313 году император Константин подписывает Миланский эдикт, по которому запрещается преследовать христиан. Таким образом из официального гонителя сторонников Веры Христовой он становится покровителем христианства, а затем объявляет его официальной религией Римской империи. Затем именно по инициативе Константина проводится первый Вселенский Никейский собор, где он и председательствует над собранием епископов. Из-за противоречий между архиереями сначала трудно их собрать вместе, а потом на соборе выработать общие положения Веры. Но благодаря воле императора состоялось и то, и другое. В итоге были преодолены ереси, положены основы Символа Веры, и учение Христа Спасителя охватило всю империю и распространялось на прилегающие земли. Видно, на то была воля Божия и воплотил ее избранный Им Царь Константин.

Кстати, тогда он не был даже крещеным и крестился потом, незадолго до смерти. Не то ли сделал для Русской Церкви Сталин, начав новый этап в истории Церкви и государства, созвав Архиерейский собор и избрав патриарха в 1943 году?

А вот еще одна параллель. Многие исследователи отмечали, что император Константин Великий объявил Христианство официальной религией империи, так как ему нужна была Вера Христова для сохранения единства страны, укрепления своей власти. Те же упреки идут и в отношении Сталина.

Возможно. Но что же здесь плохого? Когда есть духовность, нравственная база в обществе, это самое общество имеет будущее, здоровое развитие. Оно не разделится само в себе. Но главное, это — подлинная духовность, за которой стоит Божественная сила, сам Господь. А Он говорил: «Без меня не соделаете ничего, напрасно трудится жиждущий».

И то, что обе империи достигли подъема при жизни их руководителей, говорит о многом. С ними был Бог, они сами были богоизбранными. И кроме преследования государственных интересов, этой внешней стороны, в их душу вошел Дух Святой, и они сделались верующими. Яркое подтверждение этому выводу - короткое благодарственное письмо трех митрополитов И. Сталину после сенсационной их встречи с ним 4 сентября 1943 года.

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Исторический день свидания нашего с великим для всей Русской земли Вождем нашего народа, ведущим Родину к славе и процветанию, навсегда останется в глубине сердца нас, служителей церкви. Мы чувствовали в каждом слове, в каждом обращении в каждом предложении сердце, горящее отеческой любовью ко всем своим детям. Русской Православной Церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со всем русским народом общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины.

Русская Церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь — не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого отечества.

От лица Русской Церкви приносим Вам великую благодарность.

Да сохранит Вас Бог на многие лета, дорогой Иосиф Виссарионович!

Сергий, Патриарший Местоблюститель,
Митрополит Московский и Коломенский;
Алексий, Митрополит Ленинградский;
Николай, Митрополит Киевский и Галицкий




СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ. I часть.
СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ. II часть.
СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ. III часть.

Читай ещё:

Фильмы о Сталине. Бич Божий и Вождь и Пастырь.
Видео-запись: Поместный собор Русской православной церкви (1945)
Как Сталин сохранил Россию и Церковь
«Неслучайные беседы» с участием священника Александра Шумского …
Вождь волей народа
Россия и Европа.
bc983c5a35f0ce22b7cbe37ca72961f9 (85x41, 9Kb)
ertata

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.