
Западные бизнесмены
2014-09-03 09:29:28 (читать в оригинале)
Многое из того, что узнали в Японии с середины 1970-х гг. — от «кайзен» (то есть, «постоянное улучшение») до «немаваси» (то есть «скрытое за кулисами достижение согласия»), происходит из дзен-буддизма. Все, что люди Запада узнали из классической «Книги пяти колец», написанной знаменитым японским фехтовальщиком Мусаси Миямото (1584-1645), который был еще художником и каллиграфом, было взято из учебника по дзен-буддизму. (Английский перевод книги стал бестселлером в США, после того как автор книги «Век рекламы» упомянул, что эта книга была «учебником», по которому японские бизнесмены улучшали свои способности управления делами.) Современный художник и философ Рией Ямада (имеющий точно такие же деловые качества, как и у Мацуситы, Хонды и Мориты из «Сони», а также других знаменитых японских бизнесменов, основавших свои компании) говорит, что небывалый экономический успех Японии с 1945 г. основан на влиянии понятия философии дзен-буддизма «му» (muu), что в переводе с японского означает «поведение и мышление». Идеал самоотверженности «Му» означает «пустота», «самоотверженность» или «небытие “Я”». Ямада утверждает, что «му» является началом японского национального характера и подчеркивает, что каждый должен усвоить сущность этой концепции дзен-буддизма, чтобы понимать японцев и вести с ними дела. Без сомнения, одна из основных проблем, с которыми сталкиваются западные бизнесмены при взаимодействии с японцами, — разный взгляд на отношения с людьми.
Японцы с древнейших времен находились под давлением мнения, что эгоизм является одним из самых тяжких грехов. В стране традиционно принимались многочисленные социальные, экономические и политические меры, чтобы поддержать, а часто усилить коллективные взгляды и поведение. С Хейанского периода в Японии (784— 1192) самоотверженная жизнь была возведена в идеал, и ее называли «кокоро зукаи» (koe-koe-roe zuu-kigh) — поэтическое выражение, которое переводится как «жить и относиться к другим от всей души».