ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ
Olga Park Павел КОРИН (1892-1967).
Портрет Ренато Гуттузо
П. Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи. (продолжение ниже - Ю.К.)
КОРИН МУЧИТЕЛЬНЫЕ ТИСКИ И ЖИЗНИ
И ЕГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
он продолжает линию Нестерова - своего учителя...
все время не покидает ощущение муки
и титанических усилий - при разглядывании его картин
ну понятно он жил в сложную эпоху тирана Сталина
и надо было спасаться в патриотической теме
если не идешь с его Партией ВКПб в ногу
он проявил принципиальность за что его очень уважали
и не нарисовал строителей коммунизма с могучими плечами
и свежими улыбками от зубной пасты
и светлыми лучистыми взглядами как у пластмассовой куклы
происхождением из духовного мира потомственных иконописцев
он не унизился до чертовщины советской атрибутики
но его патриотическая тема как соломинка для спасения
смотрится трагически как страшная волшебная палочка
на краю гибели - расстреляли Вавилова генетика
президента академии наук... - что им какой-то живописец...
эту же роль играл и его крепкий академизм
академизм то же какой-то странный - нестеровский
вроде репинская лепка форм но все какое-то неистовое
и страстное как будто жилы тянут из персонажей
портрет итальянского живописца Гуттузо
он пишет иначе - вдруг появляется свет
и чувственность и импрессионизм
да и родное село Палех пишет нежно и тепло...
[MORE] суровый стиль Корина - это реакция опять на время и эпоху
у Андрея Платонова тоже все герои
страстные и из них жилы тянет автор и жизнь
это была эпоха такая надо было что-то активное изображать
что бы не сказали отщепенец и не арестовали
это была эпоха когда нежную (!) и лучезарную (!) живопись
Мане и Ван-Гога попрятали и позакрывали
как упадническое (!?) искусство чуждое народу
вот противовесом "упадничеству" лучезарному
суровый патриотизм - вроде идущий
из глубины души что не подкопаешься
а все-таки и защитная броня
- от рыскающего по ночам НКВД
когда же тиран умер это направление
стало протестной живописью...
это намного лучше чем муляжная живопись
пластмассово-лучезарных кукольных строителей
нового коммунистического общества
но живопись не согревающая не окрыляющая
как нечто лучезарное как то что закрыли
от народа с надписью упадническое искусство
ну да это была эпоха уничтоженных гениев:
Маяковский... Есенин... Булгаков (запрещенный печати)
Платонов прозябающий дворником в Доме Писателей
и расстрелянные после пыток и избиений
ученый и философ Флоренский и генетик Вавилов и т.д.
Корин это художник распятый властью
поэтому такая мучительная живопись как на кресте...
=========
мой привет жителям той страшной эпохи
моя улица
продолжение
В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели. В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.
В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающеи жить, уверенной в своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха.
Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал "Реквием". Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в верности великой национальной традиции, своим постоянным учителям - А. А. Иванову и М. В. Нестерову.
Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Последний портрет - митрополита Сергия, будущего патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь - от нищего до высших церковных иерархов - предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером.
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название - "Русь уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и "прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин - блестящий знаток техники живописи).
После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, "уходящая" в вечность.
По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т. Конёнкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо. При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил.
В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.
Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.
Александр Невский
Схимница из Ивановского монастыря
Портрет С.Т.Конёнкова
Реквием (Русь уходящая)
Собор Святого петра в Риме
Портрет М.К.Холмогорова
Северная баллада
Отец и сын
Моя Родина
Палех
Палех
Портрет летчика М.М. Громова
Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова
Портрет художников Кукрыниксов
Спас Ярое Око
Портрет Н.А. Пешковой
Трое
Иеромонах Пимен и Епископ Антоний
Митрополит Трифон
Молодой иеромонах. Отец Федор
Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве
Нищий
Схиигуменья мать Фамарь
Молодая монахиня
Старинный сказ
Портрет М.В.Нестерова
Портрет К.Н.Игумнова
Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген
Иеромонах Митрофан. Фрагмент
Портрет А.Н. Толстого.
Портрет А.М. Горького. 1932
-=-
.