Сегодня 1 января, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Христианская Чехия
Христианская Чехия
Голосов: 0
Адрес блога: http://czorthodox.blogspot.com/
Добавлен: 2013-05-26 01:02:26
 

Монастырь Кладрубы

2013-05-24 09:00:00 (читать в оригинале)


Жемчужина «барочной готики», гордость ордена бенедиктинцев и всей Чехии, великое творение неординарного Сантини и, как принято считать, причина смерти святого Яна Непомуцкого…







Просмотреть увеличенную карту


Основание и возвышение


Кладрубский бенедиктинский монастырь возник в краю, который еще не был густо заселен славянами, в 1115 году. Его основатель – князь Владислав (Вацлав) I выделил монастырю обильные земли, в основном в треугольнике между реками Мже, Углавкой и приграничным лесом.

К первым чешским монахам достаточно быстро присоединилась и группа миссионеров из немецкого Цвифальтена. Монастырь несколько раз становился и местом дипломатических встреч – например, в 1219 году, во времена обострения борьбы чешской церкви за выход из-под господства светских феодалов. Здесь король Пржемысл Отакар I встречался с представителем Римской курии.
Изначально монастырская церковь была построена по романским традициям, но 1233 году она была перестроена на готический лад. Примерно в том же году, во времена аббата Рейнера в непосредственной близости возник и поселок под названием Кладрубы. Монастырские службы постоянно расширялись благодаря предприимчивости Рейнера и были сосредоточены, в основном, рядом с монастырем. Новые привилегии, дарованные монастырю, а также постоянный поиск и использование новых методов хозяйствования привели не только к росту поселка, но и усилению влияния обители во второй половине 14 века. В то время кладрубский аббат обладал 128 деревнями под управлением трех пробстов в Кладрубах, Тоушкове и Пржестице. Неоднократно обитель принимала в своих стенах и императора Карла IV.


Святой Ян Непомуцкий

Однако вскоре монастырь стал местом, где пересеклись интересы первых лиц государства, эти были связаны  и с высоким положением обители в церковной иерархии. Император Карл, коронованный в Чехии  как король Владислав (Вацлав) IV, решил ослабить позиции своего давнего недруга, пражского архиепископа Яна из Йенштейна, учредив новое епископство и посадив туда подконтрольного ему человека. Этому епископству должны были отойти и владения монастыря Кладрубы. Однако, в 1393 году, противники монарха, не смотря на его решение, сразу после смерти престарелого аббата Рацека, учредили новые и достаточно скорые выборы нового настоятеля. Результат выборов был одобрен архиепископским викарием Яном из Помука. Острая внутриполитическая интрига, которая возникла в результате, довела архиепископа до изгнания, а Яна – в камеру пыток, а затем и на дно Влтавы, куда он полуживым был сброшен с Карлова моста. Впоследствии поступок Яна был переосмыслен, он был причислен к лику святых под именем Яна Непомуцкого и с тех пор считается покровителем Чешских земель.

Экспозиция  в монастыре, посвященная Яну Непомуцкому. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz

Надо отметить, что о причине мучений Яна Непомуцкого существует еще одна легенда, красивая, и связана она с тайной исповеди жены императора Карла. Но об этом – отдельный рассказ.



Упадок и новое возвышение

Гуситские революционные события означали для монастыря в первую очередь большие финансовые затраты, ведь он должен был помогать императору Сигизмунду Люксембургскому в его борьбе с гуситами. В 1421 году монастырь, лишь частично укрепленный, был взят войском Яна Жижки, а монахи с наиболее ценным имуществом были вынуждены бежать в Регенсбург.
Потом братия снова возвращалась и снова бежала, так как не могла защитить монастырь от местной шляхты. Почти до самого конца 15 века продолжался упадок обители, усиленный опустошением в 1467 году после боев между крестоносцами, защищавшими интересы католической церкви в Чехии и войском приверженца гуситских церковных обрядов короля Йиржи из Подебрад.

Ситуация улучшалась лишь понемногу. В конце 15 века появились признаки оздоровления монастырского хозяйства – открылись и заработали шахты, развивалось рыболовство и снова стали расти городки Тоушков и Кладрубы.
Возвышение обители, которое внешне проявилось в дорогостоящем ремонте храма Девы Марии и дипломатической активности, было недолгим. Положение монастыря оставалось все еще слишком шатким и вполне успешные аббаты не смогли противостоять целому ряду неприятных событий. Сильный пожар 1590 года превративший в пепел все монастырские постройки, преждевременные отречения настоятелей, непрекращающиеся внутренние распри показывают, что 16 век не был временем идиллического развития обители.

Во время Тридцатилетней войны монастырь несколько раз переходил из рук в руки, от одной из враждующих сторон к другой и был неоднократно разграблен. Однако после войны монастырь смог успешно использовать конъюнктуру католической церкви и, благодаря быстрому восполнению прошлых затрат, в 1653 году провести очередное, масштабное восстановление церкви Девы Марии. Во время восстановительных работ был открыт гроб основателя монастыря, князя Владислава I и его останки перенесены в боковой неф, откуда потом, при перестройке 1728 года они вновь были перенесены к главному алтарю.

В 1670 году была завершена большая реконструкция здания конвента, в 1664-1670 годах построена прелатура и монастырь стал местом паломничества.

Старая прелатура.  Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz

Конец 17 и начало 18 века знаменовали собой эпоху наивысшего расцвета в истории кладрубского монастыря, который навсегда и поистине пышно записал себя в историю края и чешской архитектуры. Эти времена знаменовали собой и переход к завершающей стадии, стадии последних «великих аббатов» и строителей обители: Мавра Финтцгута, Йозефа Зибера и Аманда Штеера.

Храм Вознесения Девы Марии.  Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz

Предпосылки этой кульминации были созданы благодаря приобретению городка Пржестице в 1705 году. Так было, в сущности, завершено обновление монастырских владений. В 1712году монастырь смог позволить себе великолепную перестройку своего храма, связанную с именем уникального архитектора эпохи барокко – Яна-Блажея Сантини-Айхеля.


Внутреннее убранство храма. Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz


Именно в Кладрубах достиг своей чешкой кульминации архитектурный стиль «барочной готики» представленный, прежде всего, Сантини.

Купол храма. Фото с сайта www.turbina.ru

Кладрубский храм Девы Марии, один из самых больших в Чехии, был достроен и освящен в 1726 году, а постройка монастырского ареала продолжилась. К 1770 году были построены новый конвент и прелатура.

Свод купола храма.  Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz

Однако деятельность «великих аббатов» проявлялась не только в строительстве. Им удалось стабилизировать расходы обители, укрепить порядок и дисциплину, повысить ценность монастырской библиотеки и поднять престиж кладрубского монастыря приобретением святых мощей и произведений искусства, а также получением дополнительных привилегий.


Новый конвент.  Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz


От времен императора Иосифа II к современности

Государство, стремящееся к «просвещенному способу» управления, все чаще вмешивалось в монастырские правомочия и все чаще стали проявляться признаки, выражавшиеся в роспуске монашеских орденов и отдельных монастырей на территории империи, что будет упразднена и обитель в Кладрубах. Император Иосиф II все-таки сделал этот шаг в 1785 году, через два года после смерти аббата Штеера, который не имел преемника. Монастырская мебель была распродана с аукциона, монахи разошлись кто куда, а хозяйством, представленным 38 деревнями, 15 дворами и 9 мельницами стал управлять Религиозный фонд империи. Как мы видим, и в Кладрубах все было так же, как и на Сазаве и в Пласах. С 1798 года здания обители стали использоваться как военный госпиталь, потом там короткое время жили монахи-трапписты из Франции, которые вскоре ушли дальше, в Россию. В 1800 году там снова было расквартировано войско, потом – снова госпиталь, снова казарма, а в 1818 году – дом инвалидов.

Распятие. Фрагмент алтаря.  Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz

На состоявшемся в 1825 году аукционе монастырь с земельными угодьями площадью больше, чем 18200 акров купил фельдмаршал князь Альфред I Виндишгрец за 275500 золотых. Однако заплатил он только половину, остальная часть ему была прощена за заслуги перед австрийской монархией (подавление антигабсбургских восстаний в Праге, Вене и в Венгрии). Виндишгерцы не особо заботились о бывшей обители, центром притяжения их интересов было родовое имение в Тахове, расположенном неподалеку. В 1918 году в результате земельной реформы и смерти главы рода Виндишгрецы теряют Тахов и, оставшийся во главе рода Аладар Виндишгрец, переезжает в Кладрубы, куда перевозит свою обширную библиотеку и семейный архив.

Своды собора. Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz

Виндишгрецы владели Кладрубами до 1945 года, пока их имущество не было конфисковано и национализировано. В 1946 году правительством республики было принято решение вернуть монастырь бенедиктинскому ордену, но бенедиктинцы монастырь назад не приняли.
С 1967 года бывшая обитель бенедиктинцев в Кладрубах находится в ведении государственного учреждения по охране памятников и открыта для посещений.
Начиная с 1970-х годов в монастыре проходит обширная реставрация.


В монастыре проводятся экскурсии на русском языке, стоимость посещения для одного взрослого  - от 150 чешских крон.

Официальный сайт: http://www.klaster-kladruby.cz

"Барочная готка" Сантини.  Фото с сайта  http://kladruby.euweb.cz




Монастырь Пласы. Продолжение

2013-05-17 09:00:00 (читать в оригинале)


Начало ЗДЕСЬ

Итак, 9 ноября 1785указом императора Иосифа II монастырь был упразднен. В рамках императорских реформ была закрыта большая часть чешских монастырей (как мы с вами уже знаем, упразднен был и Сазавский монастырь), в первую очередь тех, которые «не приносят общественной пользы» например, не содержат больницу или школу.

Цистерцианцы, как контемплативный, «созерцательный» орден, большую часть своего времени посвящали молитве и работе, но и они создавали школы при своих обителях. Монастырь в Пласах был одним из самых знаменитых в Чехии, его аббаты выполняли функции генеральных викариев чешских земель. Таким образом, упразднение монастыря сильно затронуло весь цистерцианский орден в Чехии и Моравии. Имущество, теперь уже бывшей, обители было передано в так называемый Религиозный фонд Австрийской империи, а монахи могли перейти в другие монастыри или стать приходскими священниками.
 
Часовня св. Бернарда. Фото с сайта http://www.tourister.ru

Монастырь перестал осуществлять ту миссию, для которой он был основан. Так закончилась 640-летняя история цистерцианской обители в этих стенах.


Несколькими десятилетиями позднее в Пласы приезжает один из виднейших государственных деятелей Европы того времени – канцлер Австрийской империи Клеменс фон Меттерних. В 1826 году канцлер решает купить бывший монастырь, в первую очередь из-за его земельных угодий, которые составляли 10 тысяч гектар. В истории этих мест открывается новая страница.

Клеменс Венцель Лотарь фон Меттерних

К тому времени канцлер уже владел недвижимостью в Чехии, ему принадлежал замок Кинжварт. Теперь, за счет Плас, Меттерних значительно расширил свои имения. Меттернихи внесли большой вклад и в развитие города - во времена канцлера и его потомков Пласы стали не только административным центром, но и центром культуры и промыслов.


Недавнее прошлое

События Второй мировой войны не обошли стороной и эти места. В 1945 году здесь располагалась одна из частей Красной армии. А Меттернихи обратно уже не вернулись - декретом президента республики их имущество было национализировано. В дальнейшем, после ухода советских войск, бывший монастырь не раз переходил из рук в руки, от одной организации к другой, предметы мебели и обстановки были распроданы или разворованы. Здесь побывали районный архив, музыкальная школа, библиотека, музей города, контора пивоварни, местный комитет Союза молодежи, интернат… Самым печальным событием стала постройка в 1963 году подземного бомбоубежища.

В 1970-х годах в отдельных зданиях монастыря началась реставрация. Были обновлены больничное крыло, часть помещений конвента, некоторые фрески. Однако все эти работы без ремонта подземной гидротехнической системы, придуманной Сантини, были неполными. В 1993 году эти работы начались и к настоящему времени, теоретически, система работает так, как должна. Реставрационные работы в монастыре продолжаются.
 
Самонесущая лестница Сантини. Фото с сайта http://www.klaster-plasy.cz
В 1995 году правительство Чешской республики объявило монастырь Пласы национальным памятником культуры. В настоящее время решается вопрос о передаче всего комплекса монастырских зданий в единое ведение государственного учреждения по охране памятников.

Монастырь открыт для осмотра. Экскурсии на русском языке не проводятся. Стоимость билета для взрослых – от 40 чешских крон.

Официальный сайт: http://www.klaster-plasy.cz

Божье око. Тимпан на фронтоне конвента. Фото с сайта http://www.klaster-plasy.cz/








                                  Отдельное спасибо Иване Светликовой за предоставленные фотографии.

TEXT.RU - 100.00%

Монастырь Пласы

2013-05-11 14:54:00 (читать в оригинале)

Вы спросите, почему именно он? Я отвечу вопросом на вопрос: а вы когда-нибудь слышали о городке Пласы, что в 20 км на север от Пльзеня? А о находящемся там цистерцианском монастыре, который был основан еще в 12 веке? Вот и я узнал о нем совсем недавно…

                            
Просмотреть увеличенную карту

Вид на монастырский двор. Фото: Ivana Světlíková




История от основания в 1144 году до эпохи барокко

Жизнь монастыря в Пласах началась в 1144 году, когда он был заложен чешским князем Владиславом II. Монастырь пользовался особым вниманием Пржемысловичей, так как был первым цистерцианским монастырем, основанным чешскими королями.

Владения монастыря быстро расширялись благодаря дарам и деятельности самих монахов и уже к середине 13 века он владел 50 деревнями и управлял 2 городами, в основном в окрестностях Пльзеня.

В 1204 году оломоуцкий епископ Роберт освятил церковь Вознесения Девы Марии, построенную в романском стиле, был достроен конвент – здание, где жили монахи, лазарет и другие постройки. К этому времени монастырь в Пласах стал самым влиятельным монастырем в чешских землях. Монахи-выходцы из Плас основали еще восемь новых монастырей, благодаря им цистерцианство пришло и в Моравию.

Однако такое положение дел продолжалось недолго. Со второй половины 14 века монастырь переживает кризис, его значение в церковной иерархии резко упало. Все довершило разорение монастыря во время гуситских войн. В марте 1421 года монастырь был сожжен, братия распылена, а последовавшая за этим конфискация имущества свела пласское господство до минимума. Через какое-то время монахи вернулись в эти полуразрушенные здания, но уже могли себе позволить только самое необходимое. В последующее время монастырь пытался просто удержаться на плаву, но в начале Тридцатилетней войны громко прославился в Пльзене и окрестностях.

Все дело в том, что тогдашний аббат Йиржи Вашмуциус, до того, как прийти в монастырь, был артиллерийским офицером. Он провел активную оборону католического Пльзеня от войска протестантов генерала Эрнста Мансфельда, и за такую верность монастырю было возвращено все ранее конфискованное имущество. За аббата замолвил словечко и Богуслав Мартиница, императорский наместник в Чехии, прославившийся тем, что во время Второй пражской дефенестрации 1618 года был выброшен из окна Пражского Града, остался жив, бежал, а во время бегства какое-то время скрывался в монастыре в Пласах.

Перемены эпохи барокко

Стабилизация финансового положения стала причиной целой волны строек и реконструкций, которая, с небольшими перерывами, продолжалась вплоть до середины 18 века, но так и не была закончена, о чем говорят сохранившиеся чертежи. В 1628 году был перестроен конвент, разрушенный гуситами, однако, его барочный наряд исчез под более поздними реконструкциями уже через 100 лет. В 1661- 1666 годах была перестроена и монастырская церковь, причем, старая романская кладка была сохранена и до сих пор составляет основу церковных стен.
Алтарь в церкви Вознесения Девы Марии. Фото с сайта www.klaster-plasy.cz
Очередной аббат, Ондржей Тройер, пригласил в Пласы архиепископского архитектора Жана Батиста Матея, который сосредоточился не только на отдельных строениях, но и на всем архитектурном комплексе в целом, продуманном расположении зданий и их внешнем виде. Так называемая Королевская часовня, последний фрагмент готики в ареале монастыря, была надстроена трехэтажным амбаром с часовой башней. Кстати, тот часовой механизм ходит до сих пор.
Амбар с часовой башней. Фото: Ivana Světlíková
Севернее амбара выросла новая резиденция аббата – прелатура с великолепным парадным залом и лестницей. Однако апогей реконструкции наступит чуть позднее.
Прелатура. Фото: Ivana Světlíková


Вновь назначенный аббат, самый знаменитый настоятель монастыря, Эвжен Тыттл в начале 18 века принял на службу знаменитейшего чешского архитектора Яна Блажея Сантини-Айхеля, который часто строил для монашеских орденов.  В Пласах Сантини  не стал творить в своем знаментиом стиле «барочной готики», как делал это в монастырях Седлице у Кутной Горы и Кладрубах. Великолепное строительство здания конвента, проходившее в 1711-1740 годах, опередило все тогдашние представления об архитектуре. Монументальность конвента дополняет еще более совершенно исполненная гидротехническая система здания, особенно важная из-за топкости почвы в изгибе реки Стржелы.
Конвент. Фото с сайта www.klaster-plasy.cz

Аббат Тыттл и его последователи давали работу многим известным художникам. Например, великолепные фрески в капитульном зале исполнил Франтишек Мюллер.
Купол капитульного зала. Фреска Ф. Мюллера. Фото с сайта www.klaster-plasy.cz

Тыттл пожертвовал 1200 золотых на создание скульптуры видения святой Луитгарды для Карлова моста в Праге, которую и исполнил в камне Матиаш Бернард Браун.


                                                                      Змей на куполе
Над крышами монастыря особое внимание привлекает фонарь над капитульным залом, на котором помещен змей, обвивающий крест в виде прописной буквы Т. Вариантов объяснений, почему это так, существует несколько. Одно из них такое: это инициалы аббата Тыттла, изображенные в виде его личного знака (цифра 2 вписана в прописную Т). Другое, более интересное, отсылает нас к библейской легенде (Числа 21: 4-9) о медном змее Моисея, в которого превратился его посох. Этот медный змей излечивал от змеиного яда тех, кто на него посмотрит. В переносном смысле – и монастырь должен был быть местом исцеления. Исцеления души.

Император Иосиф II и Меттернихи

Времена 2-й половины 18 века были связаны для монастыря с большими затратами. Виной тому войны, которые вела Мария Терезия - в монастыре стояла часть прусской армии.
К концу века в монастыре жило 60 монахов, но их число уже никогда не станет больше. 9 ноября 1785года монахам был вручен указ императора Австро-Венгрии Иосифа II о том, что монастырь Пласы упразднен.
Монастырские крыши. Фото Ivana Světlíková



ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ



TEXT.RU - 100.00%


Тэги: барокко, змей, медный, монастырь, пласы, сантини, цистерцианский, чехия
Постоянная ссылка


Монастырь Сазава

2013-05-06 16:34:00 (читать в оригинале)

Чехию принято считать католической страной, однако так было не всегда. Первый мой рассказ будет о Сазавском монастыре и святом Прокопии.   

Вид на монастырь со стороны реки Сазава







                             
Просмотреть увеличенную карту

Сазавский монастырь имел необыкновенное значение в наиболее ранний период развития чешской культуры. 

Доминанту всего ансамбля составляет башня, замыкающая южный боковой неф незаконченного готического храма, в сам архитектурный ансамбль входят приходская церковь, перестроенная в 17 веке из прежней алтарной части, и дворец, возникший в семидесятые годы 19 века в результате перестройки бывшего главного монастырского корпуса в стиле классического неоренессанса.
Главная башня
С историко-архитектурной точки зрения этот выдающийся памятник прошлого вызывает целый ряд пока еще неразрешенных вопросов. Может быть, нам многое объяснят проводимые в настоящее время археологические исследования.


Сазавский монастырь имел глубокую культурно-историческую связь с Русью, с ним связаны жизненные эпизоды некоторых российских государственных деятелей.

Монастырь был заложен в 1032 г. в местах, где примерно за 30 лет до этого возник поселок, в котором жили отшельники, возглавляемые монахом Прокопием. С течением времени эта первоначально вольная община, благодаря стараниям Прокопия, превратилась в организацию с твердым монастырским уставом, члены которой продолжали традиции славянской культуры, проникшие сюда из Великоморавской державы. По сравнению с другими монастырями раннего средневековья, значение Сазавской обители состояло в том, что ее братия сохраняла в богослужебных обрядах и в письменности славянский язык и алфавит. Это помогало ей укреплять христианское учение среди широких народных масс. Таким образом, монастырь, по прошествии двух столетий, продолжал дело салоникских братьев Кирилла и Мефодия, просветителей Великоморавского княжества, создателей славянской письменности, почитаемых как святых не только православной, но и католической церковью.
Святой Прокопий Сазавский был совершенно реальной исторической личностью. Он родился в Чехии между 970 и 990 годами, получил образование в Велеграде (ныне – город Угерске-Градиште), где в свое время преподавали Кирилл и Мефодий. С личностью Прокопия в чешской культуре связаны многие легенды, он почитается как один из покровителей Чешских земель.
Св.Прокопий Сазавский. Православная икона
Решив вести отшельническую жизнь, Прокопий пришел именно в эти места, которые, по мнению некоторых историков, принадлежали его семье. Легенда гласит, что выбирая место для себя, Прокопий наткнулся на пещеру в лесу, в которой жили черти. Эти черти ни за что не хотели уступать Прокопию пещеру, но он был так силен в своей вере в Бога, что смог не только выгнать чертей, но и заставил работать на себя: запрягал в плуг и пахал на них. Местные жители утверждали, что видели, как Прокопий вспахивал поле на чертях. Недаром, встречаются изображения Прокопия, где он в руке держит плуг с запряжёнными в него чертями.
Почему Прокопий выбрал именно славянское богослужение для своего монастыря? Здесь нужно вспомнить, а что же творилось в мире в это время? Еще не произошел Великий раскол христианской церкви на восточную, православную и западную, католическую. Еще не был основан Киево-Печерский монастырь (это будет примерно через 20 лет), недавно официально крещена Русь, христианство проникло еще далеко не во все уголки Европы. Прокопий был волен выбирать и, как продолжатель дела Кирилла и Мефодия, выбрал славянскую литургию не случайно.
Покровителем Сазавского монастыря был лично князь Олдржих, которого Прокопий встретил в здешних лесах, когда тот охотился. Разговорившись, Олдржих поверил в святость Прокопия и попросил стать его духовником. Прокопий, в свою очередь, попросил Олдржиха о помощи в создании монастыря.
Встреча князя Олдржиха со св. Прокопием. Художник Й. Матхаузер
Перед своей кончиной Прокопий завещал своему племяннику Виту стать настоятелем Сазавы однако, при этом предупредил его, что монастырь ждут трудные времена.

Так и случилось. После кончины Прокопия в 1053 г. в судьбе Сазавского религиозного центра наступили драматические перемены, отражавшие тогдашнюю политическую обстановку. Крепнущее раннефеодальное государство Пржемысловичей начинает опираться на латинскую культуру и ориентируется на западную политическую систему.
В 1055 г. князь Спитигнев II удаляет из Сазавы придерживающегося славянских традиций настоятеля Вита и его братию.

И здесь в истории Сазавы появляется первый «русский след». Монахи были вынуждены уйти, и уходят они ко двору венгерского короля Андраша I. Все дело в том, что женой Андраша была никто иная, как дочь Ярослава Мудрого Анастасия Ярославна, известная своей набожностью. Анастасия с радостью принимает сазавских монахов, которые и в венгерских землях продолжают свою просветительскую миссию. По всей видимости, именно тогда и наладились связи сазавской братии с монахами уже основанного к тому времени Киево-Печерского монастыря, также привечаемыми Анастасией.
Венгерское изгнание было недолгим.
Чешский князь Вратислав II, взойдя на престол в 1061 году,  торжественно возвращает сазавскую братию в монастырь, который после этого переживает непродолжительный период своего расцвета.
Почему Вратислав так поступил? Вероятно, здесь есть и второй «русский след». Женой Вратислава II была дочь Анастасии Ярославны, Адельхейда, воспитанная матерью в славянских традициях.
Около 1090 г. игумен Божетех начинает строительство каменной, по всей вероятности, трехнефной базилики, которая, однако, не была закончена. Главный корпус был расширен и достроен лишь в середине 12 века. Романский храм стоял, по-видимому, на возвышенной площадке нынешнего парка к северу от церкви, о чем свидетельствует несколько сохранившихся фрагментов. Весь ансамбль, в том числе и жилые здания, принадлежавшие владельцам сазавского поместья – мирянам, был обнесен крепостными стенами с амбразурами и рвом.

Должно быть, Сазавский монастырь продолжал поддерживать в это время связь с Киевской Русью. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что при освящении оратория (в русских монастырях он называется молельней) в 1095 г. в одном из боковых алтарей были помещены мощи первых русских мучеников, Бориса и Глеба.
К памятникам церковнославянской письменности, возникшим, видимо, на Сазаве, относятся, во-первых, так называемые «Пражские фрагменты» (два пергаментных листа 11 века), во-вторых, евангельские тексты 11 века (16 листов). На этих евангельских текстах необходимо остановиться чуть подробней. Среди историков бытует мнение, что именно эти листы, писанные по-славянски св. Прокопием,  легли в основу так называемого «Реймского евангелия», на котором французские короли приносили свою клятву при коронации аж до самой Великой французской революции 1789 года. Единого мнения по этому вопросу нет, хотя, в пользу этой версии говорит тот факт, что эти тексты были в свое время приобретены чешским королем и императором Священной римской империи Карлом IV «где-то в Венгрии». Как мы помним, сазавские монахи жили там с 1055 до 1061 года.
Фрагмент Реймского евангелия

Краткому господству славянской литургии положил конец в 1097 г. князь Бржетислав II, изгнавший славянских монахов и на их место призвавший бенедиктинцев из Бржевнова. На Сазаве утвердилась литургия латинская. Однако, в последствии, это не помешало королю Пржемыслу Отакару I ходатайствовать перед римским папой о причислении Прокопия к лику святых. В 1204 году Прокопий был официально канонизирован.


Еще один эпизод, связанный с Русью, произошел в 13 веке, вероятно, в 1253 году и связан он с личностью русского князя Даниила Романовича Галицкого. В это время Даниил Галицкий участвовал в венгерско-чешских войнах за австрийское наследство, видимо желая отблагодарить венгерских друзей за ту помощь, которую они  оказали ему в борьбе с татаро-монголами. По условиям договора, Даниил должен был вторгнуться со своим войском в Чехию и занять Прагу. Практически подойдя к стенам Праги, Даниил решил заехать в Сазаву, чтобы поклониться святым местам. Доподлинно известно, что после посещения Сазавского монастыря Даниил свой поход продолжать не стал. Что же явилось причиной такого резкого изменения планов Даниила?
Алтарь церквиПостроенная в средние века крипта имеет форму полукруга. В кладке сохранились фрагменты раннеготических ребер. Кирпичные своды 17 века получили новую форму в 1950 году.
Через бывший придел Девы Марии мы попадаем в крестовый коридор, где в настоящее время находится лапидарий с архитектурными фрагментами, отражающими историю строительства храма.

Капитульный зал, от которого до нашего времени сохранился лишь остов, все еще представляет собой наиболее великолепную часть всего монастырского ансамбля. Обычно его датируют 1340 годом. После пожара 1746 года, Капитульный зал был перестроен, причем половину его пространства поглотил новый крестовый коридор. Однако сохранившаяся часть дает нам достаточное представление о великолепии всего помещения, первоначально квадратного и перекрытого крестовыми сводами, которые опирались на центральную колонну. 
Наиболее ценным элементом украшения Капитульного зала следует считать настенную роспись, обнаруженную в 1943-1944 гг. Она покрывает не только всю поверхность стен, но и все поля сводов, а также остальные архитектурные детали. На северной стене изображены сцены обручения Девы Марии и Благовещения. На противоположной стене – Рождество Христово и Поклонение волхвов. В простенках между окнами мы видим Деву Марию, ожидающую рождения Христа и Деву Марию с Младенцем. Кроме того, здесь запечатлены Покров Пресвятой Богородицы, а также единственное в своем роде изображение Девы Марии, которая ведет за руку Младенца Христа; по всей вероятности, эта сцена передает один из эпизодов возвращения из Египта, куда семья Иосифа и Марии была вынуждена бежать, спасаясь от царя Ирода.
Хотя строительство Капитульного зала относится к первой половине 14 века, его художественного оформление было произведено приблизительно в 1360-1370 гг., т.е. на втором этапе строительства храма. Тогда на Сазаве работали чешские, однако, воспитанные на образцах придворного искусства, художники. Мастер, который расписывал восточную стену Капитульного зала с окнами, исходил скорее из традиций придворного стиля, в то время как автор остальной росписи придерживался отечественных приемов первой половины 14 века. Сазавская роспись представляет собой выразительный этап чешской готической настенной живописи 14 века.
Сазавская мадонна. Фреска в капитульном зале

При австрийском императоре Иосифе II монастырь был упразднен, костел превращен в приходской и освящен в честь Св. Прокопия. По всей видимости, император Иосиф не имел ничего против именно Сазавского монастыря. Своим указом от 1781 года он  упразднил многие монастыри в австро-венгерских владениях. В их числе был и Сазавский.

Один из эпизодов жизни монастыря связан с личностью российского императора Петра I.
Здесь необходимо вернуться на 83 года назад, к тому нашумевшему в Европе Великому посольству, с которым молодой царь Петр I путешествовал по европейским столицам. Известно, что одним из пунктов того путешествия была Вена, а путь туда лежал через Прагу. По всей видимости, Петр посетил и Сазаву во время своей остановки в Праге в 1698 году. В пользу этой версии говорит очень интересный рассказ Михаила Андреевича Милорадовича, блестящего русского генерала, героя войны 1812 года.

В 1799 году, когда русская армия во главе с Александром Васильевичем Суворовым, возвращалась из своего прославленного Швейцарского похода, Суворов остановил ее на отдых в замке Шкворец, что неподалеку отсюда, а сам решил отдохнуть в Праге. Милорадович в этом походе состоял при Суворове дежурным генералом и, как известно, они были очень дружны. В один из вечеров Суворов вызвал Милорадовича к себе и был очень обеспокоен. Михаил Андреевич поинтересовался у полководца: «Что случилось?» В ответ Суворов достал из своего походного ранца шкатулку. Все окружение Суворова знало, что тот хранил в ней горстку сазавской земли, доставшуюся ему от отца - Василия Ивановича, крестника Петра I. Василий Иванович завещал бережно хранить ее,  ведь ему она досталась «от батюшки, Петра Алексеевича», то есть от самого императора Петра. Суворов открыл шкатулку перед Милорадовичем. Она была пуста. Александр Васильевич был очень расстроен, с этой шкатулкой он не расставался всю жизнь и посчитал исчезновение земли дурным знаком. Не известно, поехал ли Суворов в Сазаву за новой землей, но известно точно, что по возвращении в Петербург его ждала опала и скоропостижная смерть в 1800 году.

 В начале 19  века монастырский ансамбль перешел в частные руки и очень часто переходил от одного владельца к другому. Иоганн из Нейбурга, купивший сазавское поместье в 1867 г. перестроил бывший главный корпус в теперешний замок, в нижнем этаже которого будут размещены собрания памятников старославянской культуры. 

В после Второй мировой войны комплекс Сазавского монастыря был национализирован и перешел в собственность государства.
В 1962 г. весь ансамбль был объявлен национальным памятником культуры. 
Основное историческое значение Сазавского монастыря состоит в том, что он является единственным в Чехии зарегистрированным в истории традиционным центром старославянской письменности. Однако с 14 по 19 века большое национальное значение имеют также традиции, связанные с именем его основателя. Легенда о Св. Прокопии, который изгнал из монастыря немецкого аббата, укрепляла национальное самосознание чешского народа. Мотивы легенд о Св. Прокопии часто вдохновляли также представителей  современного искусства, например, скульптора И.В. Мысльбека и поэта Ярослава Врхлицкого. 

В монастыре продолжаются реставрационные работы.
Вновь обретаемые фрески. Фрагмент потолочной росписи.


В настоящее время монастырь открыт для посещений как музей. Стоимость входного билета для взрослых с экскурсией на русском языке - от 140 чешских крон.

Официальный сайт: http://www.klaster-sazava.cz







Особая благодарность управляющей монастыря Сазава Ярославе Матоушовой за предоставленные материалы и фотографии.


TEXT.RU - 100.00%



Тэги: кирилл, литургия, мефодий, монастырь, первый, петр, прокопий, сазава, святой, славянский, суворов, чехия
Постоянная ссылка


2013-05-06 16:24:00 (читать в оригинале)

   Чехия - страна замков и королей, красивейшей природы и приятных людей, вкусного пива и автомобилей "Шкода"... Страна, где история христианства длиннее, чем в России. При этом, большинство современных чехов считает себя атеистами, а туристические маршруты далеко не всегда проходят через монастыри с многовековой историей. 
   Я хочу немного исправить ситуацию и на этих страницах рассказать о христианстве в Чехии.

Собор св. Вита в Праге



Тэги: христианство, чехия
Постоянная ссылка


 


BlogRider сегодня
Сообществ
1311
Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
+903
934
Блог о подарках и праздниках
+883
955
Kitten
+876
942
And_So_On
+846
1007
Уголок народного трейдера
+814
958
ank
Падения Топ 5
-1
255
Главная
-1
4
Equillibrium
-2
15
Elephant_Talk
-6
771
Сибдепо / Блоги
-6
5
lqp
Главные темы
Популярные за сутки

300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.