Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера Христианская Чехия/Записи в блоге |
Христианская Чехия
Голосов: 0 Адрес блога: http://czorthodox.blogspot.com/ Добавлен: 2013-05-26 01:02:26 |
|
Монастырь Кладрубы
2013-05-24 09:00:00 (читать в оригинале)Жемчужина «барочной готики», гордость ордена бенедиктинцев и всей Чехии, великое творение неординарного Сантини и, как принято считать, причина смерти святого Яна Непомуцкого…
Просмотреть увеличенную карту
Основание и возвышение
Кладрубский бенедиктинский монастырь возник в краю, который еще не был густо заселен славянами, в 1115 году. Его основатель – князь Владислав (Вацлав) I выделил монастырю обильные земли, в основном в треугольнике между реками Мже, Углавкой и приграничным лесом.
К первым чешским монахам достаточно быстро присоединилась и группа миссионеров из немецкого Цвифальтена. Монастырь несколько раз становился и местом дипломатических встреч – например, в 1219 году, во времена обострения борьбы чешской церкви за выход из-под господства светских феодалов. Здесь король Пржемысл Отакар I встречался с представителем Римской курии.
Изначально монастырская церковь была построена по романским традициям, но 1233 году она была перестроена на готический лад. Примерно в том же году, во времена аббата Рейнера в непосредственной близости возник и поселок под названием Кладрубы. Монастырские службы постоянно расширялись благодаря предприимчивости Рейнера и были сосредоточены, в основном, рядом с монастырем. Новые привилегии, дарованные монастырю, а также постоянный поиск и использование новых методов хозяйствования привели не только к росту поселка, но и усилению влияния обители во второй половине 14 века. В то время кладрубский аббат обладал 128 деревнями под управлением трех пробстов в Кладрубах, Тоушкове и Пржестице. Неоднократно обитель принимала в своих стенах и императора Карла IV.
Святой Ян Непомуцкий
Однако вскоре монастырь стал местом, где пересеклись интересы первых лиц государства, эти были связаны и с высоким положением обители в церковной иерархии. Император Карл, коронованный в Чехии как король Владислав (Вацлав) IV, решил ослабить позиции своего давнего недруга, пражского архиепископа Яна из Йенштейна, учредив новое епископство и посадив туда подконтрольного ему человека. Этому епископству должны были отойти и владения монастыря Кладрубы. Однако, в 1393 году, противники монарха, не смотря на его решение, сразу после смерти престарелого аббата Рацека, учредили новые и достаточно скорые выборы нового настоятеля. Результат выборов был одобрен архиепископским викарием Яном из Помука. Острая внутриполитическая интрига, которая возникла в результате, довела архиепископа до изгнания, а Яна – в камеру пыток, а затем и на дно Влтавы, куда он полуживым был сброшен с Карлова моста. Впоследствии поступок Яна был переосмыслен, он был причислен к лику святых под именем Яна Непомуцкого и с тех пор считается покровителем Чешских земель.
Экспозиция в монастыре, посвященная Яну Непомуцкому. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Надо отметить, что о причине мучений Яна Непомуцкого существует еще одна легенда, красивая, и связана она с тайной исповеди жены императора Карла. Но об этом – отдельный рассказ.
Упадок и новое возвышение
Гуситские революционные события означали для монастыря в первую очередь большие финансовые затраты, ведь он должен был помогать императору Сигизмунду Люксембургскому в его борьбе с гуситами. В 1421 году монастырь, лишь частично укрепленный, был взят войском Яна Жижки, а монахи с наиболее ценным имуществом были вынуждены бежать в Регенсбург.
Потом братия снова возвращалась и снова бежала, так как не могла защитить монастырь от местной шляхты. Почти до самого конца 15 века продолжался упадок обители, усиленный опустошением в 1467 году после боев между крестоносцами, защищавшими интересы католической церкви в Чехии и войском приверженца гуситских церковных обрядов короля Йиржи из Подебрад.
Ситуация улучшалась лишь понемногу. В конце 15 века появились признаки оздоровления монастырского хозяйства – открылись и заработали шахты, развивалось рыболовство и снова стали расти городки Тоушков и Кладрубы.
Возвышение обители, которое внешне проявилось в дорогостоящем ремонте храма Девы Марии и дипломатической активности, было недолгим. Положение монастыря оставалось все еще слишком шатким и вполне успешные аббаты не смогли противостоять целому ряду неприятных событий. Сильный пожар 1590 года превративший в пепел все монастырские постройки, преждевременные отречения настоятелей, непрекращающиеся внутренние распри показывают, что 16 век не был временем идиллического развития обители.
Во время Тридцатилетней войны монастырь несколько раз переходил из рук в руки, от одной из враждующих сторон к другой и был неоднократно разграблен. Однако после войны монастырь смог успешно использовать конъюнктуру католической церкви и, благодаря быстрому восполнению прошлых затрат, в 1653 году провести очередное, масштабное восстановление церкви Девы Марии. Во время восстановительных работ был открыт гроб основателя монастыря, князя Владислава I и его останки перенесены в боковой неф, откуда потом, при перестройке 1728 года они вновь были перенесены к главному алтарю.
В 1670 году была завершена большая реконструкция здания конвента, в 1664-1670 годах построена прелатура и монастырь стал местом паломничества.
Старая прелатура. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Конец 17 и начало 18 века знаменовали собой эпоху наивысшего расцвета в истории кладрубского монастыря, который навсегда и поистине пышно записал себя в историю края и чешской архитектуры. Эти времена знаменовали собой и переход к завершающей стадии, стадии последних «великих аббатов» и строителей обители: Мавра Финтцгута, Йозефа Зибера и Аманда Штеера.
Храм Вознесения Девы Марии. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Предпосылки этой кульминации были созданы благодаря приобретению городка Пржестице в 1705 году. Так было, в сущности, завершено обновление монастырских владений. В 1712году монастырь смог позволить себе великолепную перестройку своего храма, связанную с именем уникального архитектора эпохи барокко – Яна-Блажея Сантини-Айхеля.
Именно в Кладрубах достиг своей чешкой кульминации архитектурный стиль «барочной готики» представленный, прежде всего, Сантини.
Внутреннее убранство храма. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Именно в Кладрубах достиг своей чешкой кульминации архитектурный стиль «барочной готики» представленный, прежде всего, Сантини.
Купол храма. Фото с сайта www.turbina.ru |
Кладрубский храм Девы Марии, один из самых больших в Чехии, был достроен и освящен в 1726 году, а постройка монастырского ареала продолжилась. К 1770 году были построены новый конвент и прелатура.
Свод купола храма. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Однако деятельность «великих аббатов» проявлялась не только в строительстве. Им удалось стабилизировать расходы обители, укрепить порядок и дисциплину, повысить ценность монастырской библиотеки и поднять престиж кладрубского монастыря приобретением святых мощей и произведений искусства, а также получением дополнительных привилегий.
Новый конвент. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
От времен императора Иосифа II к современности
Государство, стремящееся к «просвещенному способу» управления, все чаще вмешивалось в монастырские правомочия и все чаще стали проявляться признаки, выражавшиеся в роспуске монашеских орденов и отдельных монастырей на территории империи, что будет упразднена и обитель в Кладрубах. Император Иосиф II все-таки сделал этот шаг в 1785 году, через два года после смерти аббата Штеера, который не имел преемника. Монастырская мебель была распродана с аукциона, монахи разошлись кто куда, а хозяйством, представленным 38 деревнями, 15 дворами и 9 мельницами стал управлять Религиозный фонд империи. Как мы видим, и в Кладрубах все было так же, как и на Сазаве и в Пласах. С 1798 года здания обители стали использоваться как военный госпиталь, потом там короткое время жили монахи-трапписты из Франции, которые вскоре ушли дальше, в Россию. В 1800 году там снова было расквартировано войско, потом – снова госпиталь, снова казарма, а в 1818 году – дом инвалидов.
Распятие. Фрагмент алтаря. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
На состоявшемся в 1825 году аукционе монастырь с земельными угодьями площадью больше, чем 18200 акров купил фельдмаршал князь Альфред I Виндишгрец за 275500 золотых. Однако заплатил он только половину, остальная часть ему была прощена за заслуги перед австрийской монархией (подавление антигабсбургских восстаний в Праге, Вене и в Венгрии). Виндишгерцы не особо заботились о бывшей обители, центром притяжения их интересов было родовое имение в Тахове, расположенном неподалеку. В 1918 году в результате земельной реформы и смерти главы рода Виндишгрецы теряют Тахов и, оставшийся во главе рода Аладар Виндишгрец, переезжает в Кладрубы, куда перевозит свою обширную библиотеку и семейный архив.
Своды собора. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Виндишгрецы владели Кладрубами до 1945 года, пока их имущество не было конфисковано и национализировано. В 1946 году правительством республики было принято решение вернуть монастырь бенедиктинскому ордену, но бенедиктинцы монастырь назад не приняли.
С 1967 года бывшая обитель бенедиктинцев в Кладрубах находится в ведении государственного учреждения по охране памятников и открыта для посещений.
Начиная с 1970-х годов в монастыре проходит обширная реставрация.
В монастыре проводятся экскурсии на русском языке, стоимость посещения для одного взрослого - от 150 чешских крон.
Официальный сайт: http://www.klaster-kladruby.cz
"Барочная готка" Сантини. Фото с сайта http://kladruby.euweb.cz |
Тэги: барочный, бенедиктинский, готика, кладрубы, монастырь, непомуцкий, сантини, чехия
Постоянная ссылка
Монастырь Пласы. Продолжение
2013-05-17 09:00:00 (читать в оригинале)Начало ЗДЕСЬ
Итак, 9 ноября 1785указом императора Иосифа II монастырь был упразднен. В рамках императорских реформ была закрыта большая часть чешских монастырей (как мы с вами уже знаем, упразднен был и Сазавский монастырь), в первую очередь тех, которые «не приносят общественной пользы» например, не содержат больницу или школу.
Цистерцианцы, как контемплативный, «созерцательный» орден, большую часть своего времени посвящали молитве и работе, но и они создавали школы при своих обителях. Монастырь в Пласах был одним из самых знаменитых в Чехии, его аббаты выполняли функции генеральных викариев чешских земель. Таким образом, упразднение монастыря сильно затронуло весь цистерцианский орден в Чехии и Моравии. Имущество, теперь уже бывшей, обители было передано в так называемый Религиозный фонд Австрийской империи, а монахи могли перейти в другие монастыри или стать приходскими священниками.
Часовня св. Бернарда. Фото с сайта http://www.tourister.ru |
Монастырь перестал осуществлять ту миссию, для которой он был основан. Так закончилась 640-летняя история цистерцианской обители в этих стенах.
Несколькими десятилетиями позднее в Пласы приезжает один из виднейших государственных деятелей Европы того времени – канцлер Австрийской империи Клеменс фон Меттерних. В 1826 году канцлер решает купить бывший монастырь, в первую очередь из-за его земельных угодий, которые составляли 10 тысяч гектар. В истории этих мест открывается новая страница.
Клеменс Венцель Лотарь фон Меттерних |
К тому времени канцлер уже владел недвижимостью в Чехии, ему принадлежал замок Кинжварт. Теперь, за счет Плас, Меттерних значительно расширил свои имения. Меттернихи внесли большой вклад и в развитие города - во времена канцлера и его потомков Пласы стали не только административным центром, но и центром культуры и промыслов.
Недавнее прошлое
События Второй мировой войны не обошли стороной и эти места. В 1945 году здесь располагалась одна из частей Красной армии. А Меттернихи обратно уже не вернулись - декретом президента республики их имущество было национализировано. В дальнейшем, после ухода советских войск, бывший монастырь не раз переходил из рук в руки, от одной организации к другой, предметы мебели и обстановки были распроданы или разворованы. Здесь побывали районный архив, музыкальная школа, библиотека, музей города, контора пивоварни, местный комитет Союза молодежи, интернат… Самым печальным событием стала постройка в 1963 году подземного бомбоубежища.
В 1970-х годах в отдельных зданиях монастыря началась реставрация. Были обновлены больничное крыло, часть помещений конвента, некоторые фрески. Однако все эти работы без ремонта подземной гидротехнической системы, придуманной Сантини, были неполными. В 1993 году эти работы начались и к настоящему времени, теоретически, система работает так, как должна. Реставрационные работы в монастыре продолжаются.
Самонесущая лестница Сантини. Фото с сайта http://www.klaster-plasy.cz |
В 1995 году правительство Чешской республики объявило монастырь Пласы национальным памятником культуры. В настоящее время решается вопрос о передаче всего комплекса монастырских зданий в единое ведение государственного учреждения по охране памятников.
Монастырь открыт для осмотра. Экскурсии на русском языке не проводятся. Стоимость билета для взрослых – от 40 чешских крон.
Официальный сайт: http://www.klaster-plasy.cz
Официальный сайт: http://www.klaster-plasy.cz
Божье око. Тимпан на фронтоне конвента. Фото с сайта http://www.klaster-plasy.cz/ |
Отдельное спасибо Иване Светликовой за предоставленные фотографии.
Монастырь Пласы
2013-05-11 14:54:00 (читать в оригинале)Вы спросите, почему именно он? Я отвечу вопросом на вопрос: а вы когда-нибудь слышали о городке Пласы, что в 20 км на север от Пльзеня? А о находящемся там цистерцианском монастыре, который был основан еще в 12 веке? Вот и я узнал о нем совсем недавно…
Просмотреть увеличенную карту
История от основания в 1144 году до эпохи барокко
Вид на монастырский двор. Фото: Ivana Světlíková |
История от основания в 1144 году до эпохи барокко
Жизнь монастыря в Пласах началась в 1144 году, когда он был заложен чешским князем Владиславом II. Монастырь пользовался особым вниманием Пржемысловичей, так как был первым цистерцианским монастырем, основанным чешскими королями.
Владения монастыря быстро расширялись благодаря дарам и деятельности самих монахов и уже к середине 13 века он владел 50 деревнями и управлял 2 городами, в основном в окрестностях Пльзеня.
В 1204 году оломоуцкий епископ Роберт освятил церковь Вознесения Девы Марии, построенную в романском стиле, был достроен конвент – здание, где жили монахи, лазарет и другие постройки. К этому времени монастырь в Пласах стал самым влиятельным монастырем в чешских землях. Монахи-выходцы из Плас основали еще восемь новых монастырей, благодаря им цистерцианство пришло и в Моравию.
Однако такое положение дел продолжалось недолго. Со второй половины 14 века монастырь переживает кризис, его значение в церковной иерархии резко упало. Все довершило разорение монастыря во время гуситских войн. В марте 1421 года монастырь был сожжен, братия распылена, а последовавшая за этим конфискация имущества свела пласское господство до минимума. Через какое-то время монахи вернулись в эти полуразрушенные здания, но уже могли себе позволить только самое необходимое. В последующее время монастырь пытался просто удержаться на плаву, но в начале Тридцатилетней войны громко прославился в Пльзене и окрестностях.
Все дело в том, что тогдашний аббат Йиржи Вашмуциус, до того, как прийти в монастырь, был артиллерийским офицером. Он провел активную оборону католического Пльзеня от войска протестантов генерала Эрнста Мансфельда, и за такую верность монастырю было возвращено все ранее конфискованное имущество. За аббата замолвил словечко и Богуслав Мартиница, императорский наместник в Чехии, прославившийся тем, что во время Второй пражской дефенестрации 1618 года был выброшен из окна Пражского Града, остался жив, бежал, а во время бегства какое-то время скрывался в монастыре в Пласах.
Перемены эпохи барокко
Стабилизация финансового положения стала причиной целой волны строек и реконструкций, которая, с небольшими перерывами, продолжалась вплоть до середины 18 века, но так и не была закончена, о чем говорят сохранившиеся чертежи. В 1628 году был перестроен конвент, разрушенный гуситами, однако, его барочный наряд исчез под более поздними реконструкциями уже через 100 лет. В 1661- 1666 годах была перестроена и монастырская церковь, причем, старая романская кладка была сохранена и до сих пор составляет основу церковных стен.
Алтарь в церкви Вознесения Девы Марии. Фото с сайта www.klaster-plasy.cz |
Очередной аббат, Ондржей Тройер, пригласил в Пласы архиепископского архитектора Жана Батиста Матея, который сосредоточился не только на отдельных строениях, но и на всем архитектурном комплексе в целом, продуманном расположении зданий и их внешнем виде. Так называемая Королевская часовня, последний фрагмент готики в ареале монастыря, была надстроена трехэтажным амбаром с часовой башней. Кстати, тот часовой механизм ходит до сих пор.
Севернее амбара выросла новая резиденция аббата – прелатура с великолепным парадным залом и лестницей. Однако апогей реконструкции наступит чуть позднее.
Амбар с часовой башней. Фото: Ivana Světlíková |