Сегодня 22 января, среда ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Книжная жизнь
Книжная жизнь
Голосов: 0
Адрес блога: http://tati-books.livejournal.com/
Добавлен: 2013-05-26 19:20:22
 

Глазами клоуна. Генрих Бёлль

2013-05-26 16:02:57 (читать в оригинале)

— Вы хотите сказать, что человек психически болен, когда он гневается или подавлен?
— Именно так.
— Разве у всех нас не бывает периодов гнева или депрессии?
— В сущности, все мы психически больны.
Дэниел Киз «Таинственная история Билли Миллигана»

Генрих Белль. Глазами клоуна

«Глазами клоуна» (1963 год) - роман Генриха Белля. Генрих Белль - писатель, во многом знаковый для немецкой литературы 20-го века, в 1972 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождении немецкой литературы". Белль пережил все тяготы Второй мировой войны, а это не могло не сказаться на творчестве: большинство его произведений так или иначе обращены к военной тематике. Но сейчас я хотела бы написать о романе, который затрагивает совершенно другую проблему, о романе, который не оправдал моих надежд.

Веня Дркин.  Voila

[Читать...]
Ганс Шнир, главный герой, как не сложно догадаться из названия - клоун. Событийный ряд романа не велик: герой получает травму несовместимую с его профессиональной деятельностью, к тому же от него уходит жена, далее роман превращается в монолог главного героя, с его рассуждениями, воспоминаниями и мыслями. Я всегда считала, что представители комического жанра, такие жизнерадостные и живые на сцене, очень меланхоличны, если не сказать больше, депрессивны в жизни. И, как оказалось, в этом наши представления с автором романа полностью совпадают. Сказать что монолог Ганса меланхоличен – ничего не сказать, он просто насквозь пропитан отчаянием, безысходностью, а порой и желчной злобой по отношению к внешнему миру, которая очень часто бьет через край. Да, конечно, эти чувства героя небезосновательны: как оказалось, у него совершенно нет близких, нет людей, которые могли его поддержать в трудную минуту. Но, честно говоря, у меня возникло такое впечатление, что он сам не очень-то в них и нуждается. Существует психотип людей, которым жизненно необходимо страдать, они сами осознанно или бессознательно создают ситуацию болезненного уныния, упадка, постоянно пребывая в минорных настроениях. Такой взгляд на вещи мне чужд, я могу его понять, но принять – нет. От такого количества слез, жалости к себе, которая является проявлением слабости и эгоистичности, все чувства становятся как будто искусственными, ненастоящими, возникает ситуация, когда количество не переходит в качество, потому что нарушена мера, потому что, на мой взгляд, переступлена грань. Конечно, в книге есть светлые моменты – это воспоминания Ганса о прошлом, они вполне могли бы изменить ситуацию, но для меня они оказались лишь каплей в море. Я люблю психологизм, люблю, когда герои размышляют, копаются в себе, и была уверена, что этот роман мне будет близок, но увы и ах. Не знаю, не могу знать наверняка, почему так произошло, но ощущение перебора и наигранности при прочтении у меня, действительно, было. Но, повторюсь, задумка романа изначально показалась мне интересной: сорвать маску с шута и показать его ранимый внутренний мир, его человеческие качества, его душу – очень плодотворная почва для создания художественного произведения, но воплотить ее, по-моему, следовало несколько иначе.


В какой-то степени мне, конечно, удалось взглянуть на жизнь глазами клоуна, но вот верить в то, что мир через призму его ощущений выглядит именно так, мне совсем не хочется. Я считаю, что у Белля есть более сильные и интересные произведения, а этот роман, не смотря на известность, не является показателем его творчества. Натурам меланхоличным и ранимым произведение скорей всего понравится, возможно, его оценят и многие другие, вернее сказать, это факт, ведь роман достаточно популярен. Наверняка кто-то сможет не просто взглянуть на мир глазами главного героя, а, кроме того, понять и принять его взгляды, мне этого сделать не удалось.

P.S.: как всегда аудиокнига в группе: http://vk.com/audios-53872684?album_id=37132674 - конечно, по сравнению с бумажной версией, это урезанный вариант, но впечатление на меня он произвел ровно такое же.

Напоследок хочу поделиться несколькими рисунками, которые принадлежат замечательному музыканту и просто светлому человеку Вене Дркину (Александр Литвинов), который, к сожалению, очень рано покинул этот мир...

Клоун

Клоун

Клоун


Когда же пойдет снег...

2013-05-23 17:06:27 (читать в оригинале)

— Ты зачем сюда пришёл — проведать меня? Ну, тогда давай поговорим.
— Давай поговорим! — согласился он.
И мы замолчали.

Дина Рубина. Когда же пойдет снег...

«Когда же пойдет снег?» - повесть Дины Рубиной. Опубликованная в 1977 году, она принесла Рубиной известность. Повесть и по сей день очень популярна, существует несколько театральных постановок, по ее мотивам было снято 2 фильма.

С.Б. Рашков. Снегопад.

[Подробнее...]
Главная героиня Нина – пятнадцатилетняя девочка, не смотря на свой юный возраст, пережила уже немало трагедий, это и гибель матери, и серьезное, постоянно дающее о себе знать заболевание – такие события не могут не наложить отпечатка на внутренний мир человека. К тому же не обходят стороной ее и типичные для пятнадцатилетнего возраста явления: первая любовь, не очень простые отношения с отцом, братом. А что в первую очередь влияет на человека при формировании его внутреннего мира? Конечно же внешние факторы. Вот и наша героиня не стала исключением: ее натура, с одной стороны, еще по-детски наивна и трогательна, а с другой, по-взрослому, глубока и осмыслена. Образ многогранный, и сделать его реалистичным достаточно сложно, но автору легко это удается (по крайней мере, при прочтении создается именно такое впечатление). Героиня настолько живая и настоящая, что лично у меня не возникло сомнений в том, что такой человек на самом деле может существовать, так поступать, мыслить, чувствовать. Думается, эпитет «трогательное» достаточно точно охарактеризует это произведение. Оно, казалось бы, наивное, детское, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это лишь видимость, за наивностью кроются жизненные реалии. Во многом трагичная повесть не наводит мрачных мыслей, потому что приправлена значительной порцией хорошего юмора. А как все это преподнесено! Манера изложения Рубиной настолько легкая, настолько невесомая, что взгляд скользит по строчкам, как по маслу, не спотыкаясь и не останавливаясь ни на секунду.


Вот такая взросло-детская повесть Дины Рубиной, которая мне очень понравилась. Порой наивная, порой жестокая, но очень настоящая. Зачастую авторы, затрагивая вечные темы, теряют свою индивидуальность, не отражают своего взгляда, созданный ими мир при этом умирает, так и не родившись. Эта повесть – это и есть тот самый мир, совершенно целостный, законченный, неповторимый мир, мир, в котором ты вместе с героиней по-настоящему ждешь, когда же наконец пойдет снег, и хотя я не поклонник отрытых финалов, здесь он очень уместен, он позволяет нам лично прикоснуться к миру произведения, закончить его историю только так, как хотелось бы нам.


P.S.: в группе ( http://vk.com/club53872684 ) есть аудиокнига в исполнении самой Дины Рубиной. Мне очень нравится эта версия, по-моему, это тот редкий случай, когда автор читает не хуже, а, возможно, даже лучше профессионального исполнителя.

И в конце подборка картин московского художника Игоря Разживина, которые по настроению очень напомнили мне повесть.

[Посмотреть...]
Опадают последние листья

Ордынка осенью

Последние дни осени

Последние осенние прогулки

Провожая осень

Вечерняя Москва

Снегопад. Моховая улица



Немного юмора или как книжная жизнь влияет на "словотворчество"...

2013-05-22 17:14:24 (читать в оригинале)

Начала я так сурьезно-сурьезно, решила, что нужно внести немного юмора. Сегодня в одном журнале наткнулась на стихотворение про женскую логику и вспомнила, что сама не очень давно сочинила что-то в подобном ключе. Это стихотворение полностью построено на игре слов, в первую очередь, на паронимах (словах однокоренные или просто близких по звучанию). Конечно, я не писатель, балуюсь иногда, раз в 300 лет, и вот что выходит...

[Словотворчество...]
Вот барон, что баран,

Воду выпил – уже пьян.
Воду? Водка не вода,
Ты запомни навсегда!
Истерически сложилось
И конфузно получилось,
Чуть контузия не случилась,
От истории лечилась.
Явно факт что так, что так:
Раз барон то не дурак!
Да, баран – другое дело-
Я не сразу разглядела.
Так напиться и напеться
(Это ж надо натерпеться!),
Изощриться, раскипеться,
Оборзеть, не обозреться.
Надо было приглядеться,
Чтоб в итоге не зардеться:
Явно двойственный субъект,
Это даже спора нет;
Явно двойственный предлог
Вроде: из-за, по-за, по-под.
Я к тому веду, что точно
Надо с ним расстаться срочно,
Ведь такой двойной «барон» -
Это явно моветон.
Только надо не при лично
(Или верно непублично?),
Хоть и было грубо, грязно,
Непрестанно, безобразно.
И не будет кротко – кратко,
Будет лихо – лихорадка;
Чтобы этот помпадур
Не морочил больше ... глупых, несообразительных женщин.


Грозовой перевал. Эмили Бронте

2013-05-20 19:02:25 (читать в оригинале)

"Как много эгоизма в любви"

Грозовой перевал. Эмили Бронте

«Грозовой перевал» (1847 год) - единственный роман Эмили Бронте. Роман можно отнести к произведениям эпохи романтизма, культивирующим сильные, бунтарские характеры, чувства и страсти.

[Подробнее...]
Роман, на мой взгляд, очень сложный, сложный не по восприятию, читается он как раз достаточно легко: хороший слог, красивая манера изложения - а сложный с точки зрения характеров, персонажей, не зря даже сестра писательницы Шарлота говорила, что Эмили изобразила «яростные и беспощадные натуры», «грешные и падшие создания». На первый план выходят чувства и переживания героев, их не всегда объяснимое законами логики и разума поведение, я бы даже сказала, как правило, не объяснимое.
Повествование начинается с приезда мистера Локвуда в место под названием Грозовой перевал. Место, прямо скажем, производящее отнюдь не радостное впечатление, а как раз наоборот, очень удручающее, уже в этот момент в романе прослеживаются элементы готических произведений: напряженная атмосфера, во многом мистическая, как будто злой рок некогда повис над этим местом. Спустя какое-то время наш герой узнает из уст местной служанки Нелли историю Грозового перевала и его обитателей, историю, наполненную болью. Главным героем повествования становится Хитклифф, «черноволосый оборвыш», мальчик-сирота, которого некогда приютил хозяин Грозового перевала - Эрншо. Вырос Хитклифф в атмосфере, мягко говоря, не очень дружелюбной: сын Эршно Хиндли мальчика не любил и всячески над ним издевался. Но с его сестрой Кэтрин у Хитклиффа сложились очень теплые отношения. Здесь то и завязывается основная интрига романа: любовь героя к Кэтрин – нельзя сказать, что безответная, но все же такая, какой не суждено было воплотиться в земной жизни. По ряду причин молодые люди не поженились и не могли жить вместе, но это был осознанный выбор героини, нельзя сказать, что обстоятельства вынуждали наших героев поступить именно так, а не иначе. Откровенные метания Кэтрин между Хитклиффом и своим мужем Эдгаром, к которому она, кстати, тоже очень тепло относилась, в конце концов сводят ее с ума, да и Хитклифф уже давно охвачен любовной лихорадкой. Я не знаю, можно ли назвать это любовью, ведь когда любят, желают добра объекту своей любви, но в данном случае, есть только болезненное желание обладать, а в случае невозможности этого, желание обидеть, причинить боль, растоптать. Это похоже скорей на болезнь. Вообще поведение всех героев на протяжении романа можно назвать болезненным, во многом сумасшедшим, каждый из них как будто погряз в болоте своих желаний и страхов, в первую очередь, конечно, Хитклифф. Этот персонаж внесет свою разрушительную лепту в судьбу не только Кэтрин, но и остальных действующих лиц, всех без исключения, каждый ощутит на себе разрушительную силу «любви». За этим, действительно, жутко наблюдать, и мне не столько хотелось думать о любовных отношениях героев, сколько о том, почему этот человек стал таким? Откуда такая ненависть, жестокость, демонические черты? По-моему, очевидно, что во многом это вина именно окружения, именно люди, находившиеся рядом с детства, «сломали» его.
Не могу не обратить внимание на описание природы автором, если герои произвели на меня очень двоякое впечатление, и симпатией к ним я не прониклась, то пейзажные зарисовки, на мой взгляд, просто прекрасны, они полностью передают атмосферу Англии, реалистичны картины вересковых пустошей Йоркшира. Я ощутила полное присутствие на месте происходящих событий.

Йоркшир

Йоркшир, вересковая пустошь

Вот такой неоднозначный роман, со сложными сюжетными переплетениями, большим количеством метаний и слез, но очень атмосферный, а, к тому же, очень знаковый. В свое время он шокировал современников, перевернул представления о романтической прозе. Многие выступали с неодобрительной критикой, некоторые поддерживали Эмили и восхищались ее талантом, как бы то ни было, роман вызывал интерес, и не только в первые годы после его создания, насколько я знаю, существует 14 экранизаций этого произведения, оно является классикой английской литературы и входит в списки самых лучших книг по мнению многих изданий. Прочтите, может быть, вы не внесете роман в список своих любимых произведений, как произошло в моем случае, но вряд ли он оставит вас равнодушным.

Грозовой перевал

Ночь в Лиссабоне. Эрих Мария Ремарк

2013-05-19 21:44:15 (читать в оригинале)

— Вы нашли Бога?
— Лицо в зеркале.


Ночь в Лиссабоне

«Ночь в Лиссабоне»(1961 год) - эмигрантская проза Эриха Марии Ремарка. Это роман о надежде, для кого-то потерянной, для кого-то вновь обретенной, роман о желании жить во времена отсутствия возможности жизни, о том, что независимо от внешних факторов люди все равно способны чувствовать, любить, разочаровываться и вновь обретать веру.

[Подробнее...]
Ремарк, пожалуй, мой любимый немецкий писатель, настолько мне близок его стиль повествования, манера, философия, темы. Темы вечные, несмотря на то, что охватывают лишь определенный исторический период. Военное, поствоенное время – что может быть трагичнее судеб людей, волей случая родившихся и вынужденных жить именно в это время, они не виноваты, но им ничего не остается, как смирится и принять. Роман написан от лица героя-рассказчика, который по воле случая становится свидетелем исповеди незнакомца, вместе с ним и мы узнаем непростую историю жизни этого человека, историю, похожую на сотни других историй того времени: концентрационный лагерь, разлука с женой и долгожданная встреча, попытки скрыться от нацистов, подделка паспортов, бегство – типичный «портрет жизни» человека того времени. Вот только в жизнь нашего героя вмешивается еще одно обстоятельно: смертельная болезнь его жены, о которой он узнает уже слишком поздно, и в которую не хочет верить до последнего, а ведь противостоять тому, во что отказываешься верить - невозможно. Если надежды на спасение от нацистов имеют под собой хоть какую-то почву, то надежда на спасение от смертельной болезни крайне беспочвенная штука. А возможно ли счастье, когда нет надежды? Или надежда есть всегда? А, может быть, возможно счастье без надежды? Безнадежное счастье… верится с трудом. Что делать людям в такой ситуации? Ведь если задуматься, то опускать руки смысла нет, да, они знают о неминуемости конца, но разве мы все не знаем? Нам даны разные временные отрезки, но кто может знать точную продолжительность этих отрезков:«Лето коротко, и жизнь коротка, но что же делает её короткой? То, что мы знаем, что она коротка». Мы видим людей, которые приняли правила предложенной игры, они стремятся жить, чувствовать, любить, получать удовольствие, и даже свое вынужденное бегство они «проживают», испытывая моменты счастья, наслаждаясь дорогой, природой, друг другом.
Не могу не упомянуть о том, что в романе очень важен мотив эмигрантской дороги, это неотъемлемая составляющая многих произведений писателя, часто нам даны только ее фрагменты, отрезки, здесь же мы проходим весь путь вместе с героями, ощущаем насколько ненавистен и душен для них Оснабрюк и как легко им дышится в Лиссабоне (кстати, в романах Ремарка чаще именно сюжет подчинен пространству, а не наоборот). При этом нам хочется верить, что по мере удаления от вражеского стана напряжение будет спадать, но этого не происходит, даже тогда, когда наши герои наконец то обретают возможность по-настоящему жить, ведь к тому моменту у них в запасе совершенно не остается времени на эту самую жизнь. Такова ирония судьбы: бежать, пережить множество потрясений, но не получить возможность насладиться своим спасением. Да, главный герой остался жив, но можно ли теперь назвать это жизнью? Он выиграл, но проиграл, он преодолел многое, но потерял главное. Наш герой уходит в неизвестность, при этом отдавая свой, в прямом смысле, счастливый билет, случайному слушателю его ночной исповеди. Билет на корабль, который вот-вот должен отплыть в США, это не просто билет, это билет в жизнь, возможность избавится от эмигрантского статуса, начать все заново, видимо, для себя он уже не считает это возможным. Был ли он все-таки счастлив, зависело ли что-то от него или счастье столь иллюзорно и мимолетно, что мы можем по-настоящему переживать его только в воспоминаниях? Вопросы, на которые нет однозначных ответов.

Произведения Ремарка, безусловно, философские, но не стоит пугаться этой философичности, данный роман можно прочесть и не вдаваясь в глубинные рассуждения, просто потому что он действительно хорошо написан и легко читается, он очень увлекателен: история жизни и манера ее изложения захватывает и не отпускает до последней строчки, книгу хочется цитировать, запоминать мысли, высказывания героев. Прочтите, я уверена, остаться равнодушным практически невозможно.


P.S.: в группе (http://vk.com/club53872684) есть аудиоверсия книги, по-моему, очень удачная версия, советую послушать.

Айвазовский. Лиссабон. Восход солнца.


Страницы: 1 2 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.