Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Что такое талант? Часть первая: поступь эволюции.2013-05-25 16:37:00 (читать в оригинале)Мы часто говорим «талант от Бога», еще чаще восторженно застываем перед прекрасной картиной, либо наслаждаемся чудесной музыкой, пользуемся плодами работ гениальных дизайнеров. В своих ранних записях я рассказывал о гении математики и о том – почему Природа отдыхает на детях гениев…но вдруг понял, что основной камень преткновения – это вопрос: что такое талант с точки зрения генетики? Какова его самая тонкая организация, и почему он вообще существует? Предлагаю остановиться на этом вопросе. Поскольку он достаточно объемный – то придется его разбить на несколько статей. Начать, наверное, нужно все-таки с процесса эволюции. Все известные биологические виды постепенно эволюционируют, основной движитель – возникновение мутаций в геноме (геном – это вся наша ДНК, как ядерная, так и внеядерная). Эволюция – жизненно необходимый процесс, направленный на достижение максимального разнообразия: как между видами, так и внутри самого вида. Нельзя, чтобы существовали два одинаковых человека: ведь в таком случае начнется вырождение вида. Вы будете удивлены, но за жизнь в геноме человека накапливается в среднем 200 мутаций, часть из которых передается по наследству. Мутации (суть – изменения ДНК) в большинстве своем неопасны для жизни человека, однако они могут дать определенное преимущество. Если мутация возникает в гене (или областях, которые помогают ему «работать») – то с некоторой долей вероятности она изменяет активность этого гена. Соответственно, продукт этого гена начинает осуществлять свои функции по-другому: либо активней, либо медленней, а то и совсем перестает их осуществлять.В результате человек получает преимущество над другими, он получает индивидуальный инструмент достижения положения в своей среде, и в его силах найти свое лицо, развить свой талант. Что такое талант? Многими любимая Википедия гласит: «Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Ключевое слово здесь – «способности», ведь способность или есть, или нет. А наши с вами способности формируются определенным набором генов и их вариантов. Способности мыслить аналитически, различать тончайшие оттенки цветов или звуков, мыслить, быстро бегать и высоко прыгать – очень сложные, комплексные способности. За их формирование и работу ответственны сотни и тысячи генов. Как пример, приведу мышление: в его формирование входят гены, ответственные за рост нейронов, их способность устанавливать связи с другими нейронами; гены, способствующие передаче сигналов; гены, помогающие формированию эпизодической и постоянной памяти; гены, отвечающие за скорость проведения сигналов, быстроту реакции рецепторных белков и т.д. Всего, по самым скромным подсчетам – около 1000 генов! Эти гены присутствуют у каждого (и ведь верно говорят: все люди талантливы!). Но почему тогда не все мы Энштейны, Нобели и Резерфорды, Ломоносовы и Менделеевы? Все дело, как и говорил выше – в мутациях, возникающих в ходе эволюции. Если они затрагивают тот или иной ген – то создается генная предрасположенность, которая при сопутствующем развитии может разгореться яркой звездой таланта. Как резюме, предлагаю новое определение вопроса «что такое талант»: талант – это совокупность генов и их уникальных вариантов, которые при определенных условиях способствуют реализации способностей человека. Здесь важны два момента: - первый момент: как определить, есть ли у человека соответствующая генетическая предрасположенность к тому или иному таланту. - как правильно его развивать (как этого делать не стоит - смотрите записи воспитание таланта ребенка Эти вопросы я затрону в следующих записях, равно как и другие интересные и актуальные вопросы генетики талантов. А пока – до новых встреч. Всегда Ваш, Алексей Кашин. К вопросу о воспитании таланта2013-05-24 22:24:00 (читать в оригинале)Еду в маршрутке… Наблюдаю следующую картину: мама, и рядом-девочка, лет десяти со скрипкой в футляре (очевидно, мама забрала ее с занятий музыкой). Девочка хнычет, мол "мне не нравиться музыка,я не хочу заниматься!", а мама ей в ответ: "ты не права, ты еще слишком мала, чтобы понимать: музыкой НУЖНО заниматься!".
Решил не вмешиваться, но вопрос остался: что же это? Взрослый эгоизм, когда ты лучше знаешь, что нужно ребенку? Непонимание того, что ребенку может что-либо не нравиться? Возможно, у девочки просто нет предрасположенности к музыке, и она подсознательно понимает это, ее организм сопротивляется нелюбимому делу? Почему взрослые так любят настаивать на своем, тем самым нанося ребенку травму (которая может его преследовать всю жизнь!)? С другой стороны-и маму понять можно. Ведь ребенок есть ребенок,и ему во сто раз приятней погулять с друзьями, сходить в кино-нежели час терзать жесткие струны. Может, и музыкальный талант присутствует, но желания нет: лето ведь на дворе! Как же найти ту призрачную грань между желанием взрослого и ребенка? Как же правильно взрастить талант? Вот самый интересный, почти философский, вопрос! Всегда ваш, Алексей Кашин Почему природа «отдыхает» на детях гениев?2013-05-24 18:04:00 (читать в оригинале)Во все времена люди подмечали некоторые особенности наследования человеческих способностей: недаром так распространены «династии» выдающихся спортсменов, художников, актеров. Фактически, еще во времена Древней Греции подметили, что способности могут передаваться в роду, причем их расцвет очень часто «минует» детей, а проявляется в последующих поколениях. Даже есть такая шутка: «Природа отдыхает на детях гениев - а вот на внуках она проявляется по полной, отлежавшись»). Здесь мы, конечно, имеем дело с общей картиной понимания: да, способности во многой мере зависят от наследственных признаков, вот только при этом их передача в роду сильно зависит от других генетических признаков. Чтобы вам было понятней, почему природа «отдыхает» на детях, попробую смоделировать конкретную ситуацию. Допустим, у нас имеется гений математики, у которого выдающиеся аналитические способности в значительной мере зависят от одного гена (очень идеальная ситуация: за комплексные признаки ответственны десятки, а то и сотни генов; какие именно гены формируют задатки к математике – я рассмотрю детально в одной из следующих своих записей). При этом ген этот есть у всех – а вот предрасположенность к математике зачастую формируется с помощью мутаций. Итак, наш гений математики несет определенную мутацию, назовем ее «мутация математика». Обычно, около 30% - 40% всех людей несут подобные мутации. Пришла пора, и гению стало одиноко в этом мире: он решил завести семью. Жена гения не обязательно будет нести в геноме «мутацию математика», когда у них рождается ребенок – то в таком случае мутация просто-напросто «перекрывается» обычным, материнским геном, скрывая таким образом математический талант ребенка. А вот если же жена гения также обладает «мутацией математика» - то вероятность появления в семье нового гения математики возрастает в десятки раз. Но, допустим, что материнский ген «скрыл» гениальную мутацию. Ребенок вырос обычным человеком, на котором Природа «отдохнула», но вот наступило время – и он вступил в брак. И здесь получается так, что он может передать уже своему ребенку «мутацию математика», а также его жена в свою очередь передаст эту мутацию. В семье появился потенциальный гений математики. Станет ли он таковым – зависит от дальнейшего развития ребенка. Конечно, описанная здесь модель сильно упрощена, ведь за один талант ответственны десятки (а то и сотни) генов и комбинаций генов, но в целом ситуация выглядит так, как я описал. Продолжайте читать меня – и Вы получите массу новой, интересной информации о генетике талантов человека. Всегда Ваш, Алексей Кашин Приветственное слово.2013-05-21 19:13:00 (читать в оригинале)Здравствуйте, уважаемые посетители блога о генетике и талантах. Поскольку Вы попали на эту страницу – значит, Вам интересен не только технический прогресс, который нынче позволяет создавать немыслимое.Значит, Вам интересно нечто большее. Развитие современной генетике дало огромный толчок к пониманию механизмов формирования нашего тела, наших возможностей и талантов: что такое одаренность, талант, гениальность. Я постараюсь познакомить читателей поближе с очень важным вопросом: как взаимосвязаны изменчивость и гениальность, ведь размышления и опыты в сфере генетики предрасположенности к талантам длятся не одно десятилетие. Впрочем, ответы начали находиться буквально недавно, когда стало возможным изучать сотни и тысячи генов одновременно, при этом определяя именно те, которые способствуют развитию того, что мы подразумеваем под словами «одаренность, талант, гениальность». На страницах этого блога читатель найдет полезную информацию об основах генетики, я буду рассказывать о том: что такое ген, что такое генный маркер, и как они помогают проявляться в виде талантов. Буду рассказывать о том, как практически связаны между собой изменчивость и гениальность, изменчивость и талант. Расскажу о том – какие генетические тесты помогут определить скрытые возможности ребенка, в каком возрасте лучше всего развивать его задатки, можно ли развить их у взрослых. Кстати, два года назад я познакомился с прекрасным человеком, психологом Олегом Поляком, который давно занимается давно интересуется проблемой детского развития. Надеюсь, что и Олег уделит толику внимания постоянным читателям. Кстати, совсем скоро, мы вместе начинаем проведение семинаров на тему генетики талантов и их развития, на страницах блога будем делать анонсы и выкладывать фрагменты семинаров. Вполне вероятно, что организуем также и вебинар, поэтому следите за анонсами, подписывайтесь на сообщения, будьте за нами в социальных сетях. И помните: каждый человек - гениален! Всегда Ваш, Алексей Кашин.
|
Категория «Музыка»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
|
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.