ШАЛАМОВСКИЙ СБОÐНИК. Вып. 1 /Сост. В. В. Есипов. Вологда: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки пед. кадров, 1994. 247 с. 5000 экз.Материалы, вошедшие в первый в Ðоссии сборник, посвященный жизни и творчеству В. Шаламова, разнохарактер ны. Ðаздел «Из литературного наследия» знакомит читателя с четырьмя рассказами, не включавшимися прежде в книги прозы писателя. Здесь же опубликованы фрагменты из незавершенных «Воспоминаний» В. Шаламова, содержащие не только интереснейший автобиографический материал, но и важные свидетельства о той эпохе. В главе о Москве 1920-х 1930-х гг. автор утверждает, например, что «за хранение «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка в 30-е годы расстреливали» (с. 18).
В этом же разделе сборника помещена и переписка В. Шаламова с А. Солженицыным, опубликованная до этого в «Знамени» (1990, ¹ 7) и прокоммен тированная И. Сиротинской. В весьма неожиданном соседстве с этой знаменитой перепиской впервые опублико вана запись, сделанная В. Шаламовым «для себя», в связи со скандально известным письмом 1972 г. в «Литературную газету», которое многим в то время казалось вынужденным, продиктован ным чувством страха. Между тем дневниковая запись, воспроизведенная И. Сиротинской по рукописи, хранящейся в ÐГАЛИ, свидетельствует о том, что письмо В. Шаламова, содержавшее резкие выпады в адрес издателей «Нового журнала» и «Посева», было написано вполне искренне.
Второй раздел сборника «Воспоминания о писателе» составлен весьма продуманно, так как в нем духовный облик Шаламова, особенности его характера, его эмоциональный мир раскрываются людьми, близко знавшими писателя в разные годы его жизни. Узница ГУЛАГа, бывшая колымчанка Е. Е. Орехова-Добровольская рассказы вает о том, как познакомилась с В. Шаламовым на Колыме, в больнице ГУЛАГа «Левый берег». С. Неклюдов вспоминает о том, как равнодушна и чванлива по отношению к В. Шаламову была профессиональная, цеховая среда советской литературы, как трагически складывалась судьба В. Шаламова-поэ та в «оттепельное» и более позднее время. Произвол цензуры, сокращения и тематические изъятия приводили к столь значительным искажениям, что Шаламов представал поэтом неизмеримо меньшего масштаба, чем был на самом деле.
Особенно эмоциональны, пронзитель ны, скорбны и в то же время светлы воспоминания И. Сиротинской, не побоявшейся рассказать об очень личном, сокровенном, о драматизме последних лет жизни В. Шаламова и кошмаре его последних дней.
Статьи, вошедшие в раздел «Попытка осмысления», были либо специально написаны для рецензируемого сборника, либо родились из докладов и сообщений, прозвучавших на Шаламовских чтениях 1991 года (г. Вологда). Среди авторов Е. Сидоров, М. Золотоносов, Е. Шкловский, Ю. Шрейдер, В. Есипов; здесь же воспроизведено краткое предисловие Владимира Лакшина к публика ции рассказов В. Шаламова в «Знамени» (¹ 6, 1989). Собранные вместе, эти статьи и выступления дают достаточно полное представление об особенностях поэтики В. Шаламова, нравственном императиве его прозы, отношении писателя к факту, к тому, что называют «правдой жизни».
Последний раздел «Шаламов на Западе» представляет несомненный интерес для исследователей творчества писателя. Впервые опубликована подробная и, очевидно, полная библиография публикаций В. Шаламова за рубежом как на русском, так и на основных западноевропейских языках. Составитель библиографии Майкл Никольсон (преподаватель Юниверсити-колледжа в Оксфордском университете) включил в нее не только сборники В. Шаламова, но и публикации отдельных рассказов в «Новом журнале», «Посеве», «Ðусской мысли», «Стрельце» и других зарубежных изданиях. Здесь же представлена подборка откликов в американской прессе на первые переводы рассказов В. Шаламова.
Завершает сборник очень интересная заметка «Из истории рода Шаламовых», написанная И. Сиротинской и В. Есиповым на основе материалов Государственного архива Вологодской области. «Это был старинный и разветвленный священнический род», подчеркива ют авторы, и вряд ли может быть оспорен их главный вывод: «Гены русского священничества, несомненно, сказались в Шаламове в его нравственной твердости и духовной стойкости» (с. 247).
Е. Скарлыгина